Москва vs Минск - альтернативы российской нефти нет

Остановка «Дружбы», поставок нефти на НПЗ Белоруссии и прокачки в европейские страны, возможны, но не принесут выгоды ни России, ни Белоруссии, пишет Информационно-аналитический портал «Нефть России». Такой вывод делают авторы доклада ИРТТЭК «Белоруссия без российской нефти: варианты возможны, но не желательны».

Российские экспортеры могут обойтись без проходящих по Белоруссии труб «Дружбы». Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, Россия обладает возможностями перераспределить транзитные потоки нефти, идущие в Европу через Белоруссию.

Германия и Польша могут восполнить отсутствие поставок российской нефти по белорусской части «Дружбы», это сегодня около 30 млн тонн, через свои порты.

Поставки нефти в Чехию, Словакию и Венгрию не превышают около 13 млн тонн, что также восполняется отчасти по железной дороге, отчасти через нефтепроводы от хорватского Омишаля и через трубопровод IKL из германского Ингольштадта.

В случае остановки «Дружбы» у России возникнут проблемы, но они решаемы сразу же или в недолгой перспективе.

Поставки нефти по "Дружбе" в страны ближнего и дальнего зарубежья в среднем за 2019 год составили около 61,3 млн тонн в год. По данным Reuters, резерв пропускных мощностей «Транснефти» через порты по состоянию на 2019 год в западном направлении составлял 32,9 млн тонн в год.

На 2020 год, согласно опубликованным планам «Транснефти», запас мощности увеличился почти на 25%. Порт Приморск при прокачке в 33 млн т имеет резерв увеличения до 45 млн т, Усть-Луга план 23 млн т (при мощности 36 млн т), Новороссийск 25 млн т (при мощности 40 млн т), Козьмино 34 млн т (при мощности 36 млн т).

Таким образом, суммарно в обход Белоруссии по морю можно отправить около 42 млн т нефти. Что полностью компенсирует выпадающие объемы.

Кроме того, «Транснефть» имеет доступ к ряду железнодорожных нефтеналивных эстакад, например, в Брянской и Тамбовской областях, которые потенциально способны обеспечить поставку цистернами в порты и конечным потребителями 10-15 миллионов тонн нефти в год, однако "колесные" поставки обходятся существенно дороже трубопроводных.

«Транснефть» также располагает обширным резервуарным парком, часть которого может быть задействована для хранения выпадающих объемов. Собственные промысловые нефтехранилища в районах добычи имеют российские нефтяные компании.

Для обхода Белоруссии существует ещё ряд маршрутов нефтеэкспорта, замороженных в постсоветские годы. Так, в начале нулевых в условиях дефицита экспортных мощностей и роста добычи Россия активно использовала украинские порты Одессу и Южный для экспорта и транзита Urals. Трубопроводы, которые связывают систему «Транснефти» с южной веткой "Дружбы", минуя территорию Белоруссии сохранились, что позволяет гипотетически прокачивать нефть из РФ на Украину до Кременчугского НПЗ и далее в направлении Одессы для последующего морского экспорта или транспортировки по трубопроводу Одесса-Броды. Пропускная способность участка Одесса-Броды составляет 10-12 миллионов тонн в год. Однако транзит Urals на южную ветку трубопровода "Дружба" через Украину в обход Белоруссии по трубе в настоящее время не возможен из-за "технического разрыва".

Есть предложение от Украины прокачать в обход Белоруссии на южную ветку «Дружбы» 15 млн тонн через приднестровские трубопроводы (эти трубы сейчас законсервированы и заполнены инертным газом).

На 2019 год на территории России работало 32 крупных нефтеперерабатывающих завода суммарной установленной мощностью 310,4 млн тонн в год. В 2019 году было переработано только 287 млн тонн, то есть  при 100%-ной загрузке только крупные предприятия могли бы дополнительно переработать 23,4 млн тонн нефти. По планам, заявленным ПАО «Транснефть» в 2020 году баланс поставок с экспорта может сместиться в сторону поставок на внутренние НПЗ. Планируется увеличение переработки в размере 13 млн тонн. Поэтому, теоретически, еще минимум 10 млн тонн – резерв для дополнительно переработки, продукты которой могут быть экспортированы через порты или по железной дороге.

Таким образом, катастрофического снижения экспорта нефти и нефтепродуктов из России не случится, даже если Белоруссия полностью остановит транзит по своему участку «Дружбы».