СССР: вспомним лучшее.30-лет бунту в Свердловске

29 декабря 1989 года в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, случился яркий акт стихийного неповиновения, который злопыхатели окрестили «водочным бунтом», хотя сути происшедшего это название не отражает от слова «совсем».

Дело было не в том, что в магазинах не было водки, а в том, что в них не было ДАЖЕ водки. В ту зиму товаров на полках как-то резко стало еще меньше, чем обычно. И не всем из тех, кто начал рыскать по магазинам еще за месяц до Нового года удалось прикупить что-то к праздничному столу.

 
 
 11 декабря 1989 года в Свердловске в добавку к появлявшимся с начала 80-х всё новым видам талонов ввели талоны на спиртное – одна бутылка (хоть вина, хоть водки) на человека. Покупка, однако, совсем не была гарантирована. Повезет купишь, нет – выкидывай квадратики талонов. Перед новогодними праздниками народ особо остро ощутил, что привычной встречи Нового года под бокал может и не случится.

Чтобы снять напряженность, имевшиеся запасы продуктов и спиртного небольшими партиями направлялись в несколько крупных магазинов. Однако, вышло только хуже. Всякий раз при поступлении в продажу чего-то поинтереснее формировались гигантские очереди, но большинству из стоявших ничего не доставалось.

 
У автора не было в тот день под рукой фотоаппарата, поэтому будем задействовать чужие снимки. Этот подтянут с kp.ural.ru  и раскрашен. Не удивляйтесь пацану без шапки на переднем плане. Массовости выступления способствовала необыкновенно теплая для декабря погода -всего-4С.

У автора не было в тот день под рукой фотоаппарата, поэтому будем задействовать чужие снимки. Этот подтянут с kp.ural.ru и раскрашен. Не удивляйтесь пацану без шапки на переднем плане. Массовости выступления способствовала необыкновенно теплая для декабря погода -всего-4С.

Так случилось и в «Центральном» гастрономе на углу Ленина-Луначарского. Кто-то пришел за шампанским, кто-то за водкой, но большинству не досталось ничего. Да еще и в магазине объявили, что до следующего года завоза спиртного не будет. Тем, кто не видел этого своими глазами представляется, что людям водки не хватило. На деле кончилась последняя капля терпения. Ты и так уже много дней тратишь часы на очереди за продуктами, чтобы купить к праздничному столу хоть что-то достойное, а теперь тебе сказали, что никакого праздника не будет. Тут-то и полыхнуло.

 
Не смог найти автора снимка, сделавшего его из окна гостиницы "Исеть" . Раскрасил фото с twitter.com

Не смог найти автора снимка, сделавшего его из окна гостиницы "Исеть" . Раскрасил фото с twitter.com

Очередь переместилась на проезжую часть, перекрыла движение по центральной улице города и остановила трамваи, спустя несколько минут встали и автобусы. Пассажиры выходили и присоединялся к стихийной демонстрации. Кто-то из горячих голов призвал перевернуть трамвай (к тому времени уже пустой), но сил не хватило – тяжёлую машину лишь покачали из стороны в сторону. На кадрах хроники этот трамвай 18-го маршрута потом будет уезжать сквозь коридор из милиции.

Милиция, кстати, едва ли не впервые появилась в шлемах и со щитами.

На нее глазели, но не боялись. Милицейские долго время толпились в отдалении. Как потом рассказывал в интервью один из бывших милицейских чинов: «Все растерялись». Но судя по происходившему растерялись только начальники, вероятность того, что рядовые бойцы разделяют мнение «бунтовщиков» была весьма велика. И действительно люди в шлемах куда-то быстро исчезли, а попытками разгрести пробку из общественного транспорта занялись люди в обычных офицерских шинелях.

А народ уже двинулся в сторону главной площади города. Представители власти не проявили дальновидности, решив, что дело в нехватке водки. Из подогнанной машины с громкоговорителем стали вещать, что водка в магазине волшебным образом вновь появилась. Но большинству людей на это уже было пофиг. За километр пути толпа поредела совсем ненамного и шороху успела навести знатного. Особенно этому способствовал «захват» автобуса с громкоговорителем у ледового городка на площади 1905 года. Народ скандировал «Долой КПСС!», а на импровизированном митинге в конце прогулки и вовсе «распоясался»: «Ельцина в Президенты СССР!». Такого поста еще не было, но о его введении уже много говорилось.

Наконец выпустив пар, люди стали расходиться. На удивление никто никого не бил и почти ничего не крушил. Позже говорили о попытках выбить стекла в автобусе и нескольких машинах, но я такого не видел.

 
еще один снимок с kp.ural.ru

еще один снимок с kp.ural.ru

Для тех, кто оказался не в курсе происшедшего, на следующий день местная газета «На смену!» к тому времени уже перевернувшаяся от пропаганды комсомольской жизни к фиге в кармане, фальшиво осуждая происшествие осветила его в полной мере.

Последствия бунта оказались очень интересными. 30 декабря магазины города вдруг наполнились товарами. Я глазам не поверил, увидев стеллажи, наполненные яркими коробками с крупнолистовым индийским чаем! В ситуации, когда и турецкий отстой шел за милую душу такое изобилие было просто невероятным. Чудесным образом в продаже появилась водка, хотя отставшие от хода времени газеты убеждали горожан, что весь произведенный в городе алкоголь либо продан, либо отправлен в соседние города.

Однако, оказалось, что если есть другие товары, то водка никому особо и не нужна. Очередей за ней не было. Они выстраивались за другим. В этот предпраздничный день все, кто мог не работать, не работали, а бегали по магазинам, делясь невероятными новостями: в «Молодежной моде» продают финские сапоги по 110 рублей, в ЦУМ завезли миллион телевизоров и отоварив всех, кто уже полгода ждал ТВ по записи, начали свободную продажу! Когда у покупателей появился выбор, что прикупить «Шилялис» или «Горизонт» революционный накал спал.

Позже кто-то удивлялся – и что это советская власть так расщедрилась, неужели ее так напугала толпа, раскачивающая трамвай. Однако, эти люди забывают, что всего за четыре дня до свердловских событий в Румынии казнили Чаушеску. А там от начала массовых беспорядков до крушения режима прошло всего 4 дня. Коммунисты действительно испугались, поняв, что полыхнуть может по серьезному где угодно и когда угодно. А русский бунт, как известно бессмысленный и беспощадный – это вам не в цепочку выстроиться в знак протеста через всю Прибалтику.

Утром 2 января коммунизм продолжился, но уже на последнем издыхании. Статус-кво быстро восстановился. Советская власть выстояла, а прилавки не просто вернулись первоначальному состоянию, но и продолжили беднеть на глазах.

Ждать решительных перемен оставалось еще год, семь месяцев и три недели.

 
А это так и не отоваренные талоны автора за последние месяцы существования светской власти.