ХАМАС на грубость нарывается
ОСТАНОВИТЬ ХАМАССТАН
В конце минувшей недели, после перехвата в открытом море предназначенного для ХАМАСа судна с оружием, начался очередной виток эскалации вокруг сектора Газы
Эфраим ГАНОР, Давид ШАРП

Reuters
В определенной степени неписаные правила игры были нарушены Израилем. После того как 16 марта средь бела дня на открытой местности на нашей территории разорвалась ракета "касам", израильские ВВС нанесли удар по тренировочному лагерю ХАМАСа в районе бывшего поселения Нецарим. Необычным в этой атаке было то, что в лагере в тот момент находились боевики организации. Двое из них погибли, еще несколько получили ранения.
В последние годы ЦАХАЛ старается реагировать практически на любой обстрел израильской территории. Однако когда обстрелы осуществляются мелкими группировками и не наносят ущерба, Израиль довольствуется атакой принадлежащих ХАМАСу, но "не населенных" объектов, будь то туннели, склады или просто военные строения. Само собой, ограничения не касаются всех, кто приближается на несколько сот метров к разделительному забору, и членов тех террористических группировок, которые ведут ракетные и минометные обстрелы нашей территории. Возложение общей ответственности на ХАМАС с последующими ударами, как шутят в СМИ, "по объектам недвижимости" - так выглядели правила игры, действовавшие до 16 марта.
Возможно, ХАМАСу хотели продемонстрировать более жесткий подход после захвата судна с оружием, но ничем не обоснованный, по мнению исламистов, удар по их людям подвиг боевое крыло организации на активные действия. В пятницу по израильскому танку была выпущена очередная управляемая противотанковая ракета. В отличие от ПТРК "Корнет-Э", однажды с успехом примененного палестинцами, это был более старый и легкий ПТРК "Фагот" советского производства. Ракета прошла мимо, но этот случай в очередной раз напомнил о том, насколько возросли противотанковые возможности палестинцев. Новым данный комплекс не назовешь, но он представляет определенную опасность и, в отличие от "Корнет-Э", является более легким, а значит, мобильным и удобным для использования в застроенной местности.
Уже в субботу разочарованные промахом хамасовцы подвергли массированному минометному обстрелу израильские населенные пункты, расположенные вокруг Газы, воспользовавшись для этого густым туманом, что априори осложняло реакцию израильских ВВС. По самым скоромным подсчетам, было выпущено 50 мин. Не исключено, что, применив именно минометы, исламисты хотели продемонстрировать: несмотря на перехват "Виктории" (кроме противокорабельных ракет, минометные мины были ее основным грузом), боеприпасов у них пока предостаточно. Более того, впервые со времени операции "Литой свинец" ХАМАС в открытую взял на себя ответственность за обстрел.
Нежелание портить жителям юга страны празднование Пурима заставило командование ЦАХАЛа воздержаться от немедленного решительного ответа. Серия воздушных атак началась в понедельник. Ударам подвергся ряд значимых объектов ХАМАСа, при этом несколько боевиков получили ранения.
"Между делом" произошли еще два примечательных события: два террориста были уничтожены при попытке приблизиться к разделительному забору, и в очередной раз эффективно сработала система активной защиты "Меиль руах" ("Ветровка"), установленная на танке "Меркава-4". Правда, в отличие от предыдущего случая, когда система уничтожила ракету, выпущенную по танку из РПГ-29, на этот раз она продемонстрировала иные качества, заложенные конструкторами. Радар "Меиль руах" определил, что выпущенная по танку в районе кибуца Беэри ракета пройдет мимо. Поэтому уничтожать ее система не стала, однако просигнализировала экипажу об обстреле. Более того, танкисты получили от системы информацию, откуда ведется обстрел. По боевикам немедленно был открыт ответный огонь - как минимум один из них был ранен.
Во вторник обмен ударами вышел на новый уровень. При попытке подавить миномет террористов, стрелявший с плантации в районе Саджаия города Газы, от огня израильских минометчиков погибли как минимум два гражданских лица, по ошибке попавшие под удар. Еще двое убитых, 20 и 50 лет, возможно, были террористами.
Первоначальное расследование показало, что обстрел велся с точки вблизи дома погибших.
По израильскому населенному пункту было выпущено несколько мин подряд. Специальный радар, принятый на вооружение совсем недавно, определил, что мины рвутся внутри поселения, хотя на самом деле под удар попало кладбище. В связи с полученными с радара ошибочными данными об обстреле жилой зоны командир принял решение отреагировать немедленно, дабы как можно быстрее прекратить обстрел. Для этого было применено средство, находившееся "под рукой", а именно 120-мм самоходные минометы "Кешет", являющиеся весьма точным и скорострельным оружием. Однако ювелирной точности на этот раз не было, и часть мин, по всей видимости, отклонилась на несколько десятков метров. В ЦАХАЛе выразили сожаление по поводу гибели гражданских лиц, но вместе с тем подчеркнули, что под удар попали и обстреливавшие Израиль террористы. Подобным же образом высказались глава правительства Биньямин Нетаниягу и министр обороны Эхуд Барак, возложившие ответственность на террористов, использующих мирное население в качестве живого щита.
Уже под вечер ударом с воздуха были уничтожены четыре боевика "Исламского джихада", пытавшихся запустить дальнобойную ракету калибра 122-мм по Беэр-Шеве. Именно они сделали это несколько недель назад. Повторить обстрел террористы пытались с той самой точки, что и в прошлый раз, но их опередили.
Тем не менее, предотвращать такие обстрелы удается отнюдь не всегда, что и было продемонстрировано террористами вечером во вторник, а потом и в среду. Вначале ракета калибра 122-мм разорвалась в южной части Ашдода, а затем, в 05:30 утра, в Беэр-Шеве. В столице Негева прозвучал сигнал тревоги, после чего в одном из жилых районов раздался взрыв. 56-летний житель города был легко ранен осколками стекла, а несколько человек госпитализированы в шоковом состоянии. Через несколько часов по Беэр-Шеве выпустили еще одну ракету.
Как израильское руководство, так и политическая верхушка ХАМАСа подчеркивают, что не заинтересованы в продолжении эскалации. Побывавший на месте событий начальник генштаба Бени Ганц прямо заявил об этом, добавив, что Израиль не собирается отказываться от права на самооборону. Генерал сказал, что, если понадобится претворение этого права в жизнь, ЦАХАЛ прибегнет и к "наступательным средствам".
Вряд ли стоит ожидать скорого окончания нынешнего раунда противостояния. В зависимости от тех или иных шагов сторон, а также от результатов обмена ударами, вполне вероятно и гораздо более серьезное обострение ситуации. И здесь Израиль оказывается перед серьезнейшей дилеммой. С одной стороны, эффект операции "Литой свинец" постепенно рассеивается и жизнь на значительной части территории страны становится невыносимой. С другой - в нынешней внешнеполитической ситуации повторение похожей операции такого или большего масштаба выглядит весьма несвоевременным. Когда страны Запада проводят операцию против Каддафи, а в арабских государствах проходит волна революций и акций протеста, переключить внимание всего мира на Газу и на себя будет не самым лучшим решением.
Тот факт, что Израиль фактически находится в ловушке, понимают как в ХАМАСе, так и в других палестинских террористических организациях. Не обходится здесь и без Тегерана, заинтересованного в эскалации напряженности, особенно на фоне недавней провальной доставки оружия в Газу. Именно поэтому боевики осмеливаются на гораздо более наглые шаги, чем в совсем недавнем прошлом. Продолжаться так дальше не может, тем более что в свете ситуации в Египте вообще и на Синайском полуострове в частности следует ожидать дополнительного усиления террористов Газы. Вряд ли новый режим будет создавать большие помехи их снабжению оружием, чем это было во времена Хусни Мубарака. Стратегию Израиля относительно Газы необходимо менять, в противном случае серьезная угроза, исходящая от Хамасстана, только возрастет.
В среду днем состоялось срочное совещание так называемой "семерки", узкого кабинета министров по вопросам безопасности и внешней политики, посвященное ситуации вокруг Газы. Министры Моше (Буги) Яалон и Эхуд Барак, находившиеся за границей, принять участия в нем не успели. Министр обороны вернулся в Израиль только несколько часов спустя.
"Новости недели"
Комментарии
Сейчас ещё 3 мины пульнули...