Война все не списала: что было с походно-полевыми женами после возвращения с фронта

На модерации Отложенный

Отношения полов в РККА и Вермахте строились по-разному, у немцев было принято возить за собой бордели, однако в СССР подобное было просто невозможно, поэтому со временем на фронте появились так называемые ППЖ или походно-полевые жены. Такие привилегии, кстати сугубо неофициальные, как правило были распространены от командира батальона и выше, вплоть до известных маршалов.

Как в РККА появились походно-полевые жены

С началом Великой Отечественной войны в РККА появилось много девушек и женщин. Подавляющее большинство действительно пришли служить, так сказать, «по зову сердца», на волне патриотического подъема. Они были медиками (от санинструкторов передовых подразделений до крупных врачей в больших тыловых госпиталях), летчицами легких ночных бомбардировщиков, связистками, работали на аэродромах, регулировщицами и.т.д. Иногда были даже на строевых должностях. Женский героизм был выражен не меньше, чем мужской. И наград женщины и девушки получали немало, и вполне заслуженно.

Однако жизнь продолжается даже на войне. Окруженные постоянным мужским вниманием, женщины рано или поздно должны были сделать выбор. По той причине, что подавляющее большинство женщин на фронт попадали свободными им нередко приходилось делать выбор в пользу какого-нибудь одного, обязательно командира.

Непростая жизнь походно-полевых жен на фронте

Логика, по которой на фронте ППЖ были «положены» начсоставу от командира батальона и выше была очень проста, хоть и жестока – командиры взводов и рот гибли и получали ранения наравне с рядовыми солдатами. У командира батальона было уже больше шансов выжить. К тому же он мог быстро стать комполка – а там шансы на выживание еще более увеличивались.

ППЖ недолюбливал рядовой и младший командный состав, которому оставалось только «налаживать связи с населением». Но это жизнь, шла жестокая война и каждый день убивали кого-то рядом.

Кстати, не у всего командного состава на фронте были походно-полевые жены, но процент их был все же довольно высок. Об этом можно судить, например, по биографиям трех Маршалов Победы – Жукова, Конева и Малиновского. Все они прибыли с войны с походно-полевыми женами, которые были лет на 20 моложе своих предшественниц. Предшественниц, соответственно, такое положение дел не устраивало.

Как бывшие супруги военачальников выясняли отношения с походно-полевыми женами

В годы войны даже появилась крылатая фраза «Война все спишет». Под этим подразумевались, в том числе, и отношения на фронте. Однако на деле все оказалось немного иначе. И возвращались зачастую с фронта офицеры с генералами в сопровождении новых «жен», пока еще незаконных, но жаждущих оформления отношений.

С одной стороны, можно было понять «бывших» - они много лет прожили с будущими героями, однако и позиция ППЖ была не хуже – они находились рядом со своими избранниками в самые тяжелые годы их жизни, когда смерть, в буквальном понимании этого слова, была совсем рядом. Погибнуть на фронте мог даже маршал, судьба генерала армии Черняховского (кстати, тоже пользовавшегося успехом у женщин) тому яркий пример.

Чем, как правило, заканчивались истории с походно-полевыми женами военачальников

Так что не помогали письма в ЦК и тому подобные обращения, военачальники оформляли отношения с походно-полевыми женами и те становились законными. Так, например, поступили маршалы Конев и Малиновский. Но иногда угрозы обращения в ЦК помогали, как в случае с будущим генсеком, а тогда еще генералом, начальником Политуправления 4-го Украинского фронта Леонидом Брежневым. Его супруге удалось убедить мужа не разводиться и не разрушать свою партийную карьеру. Однако такие случаи были все же больше исключением, чем правилом.