Невосполнимые потери. ВМФ РФ рискует остаться без палубной авиации и испытывает серьезные проблемы с “сирийским экспрессом”

Чуть меньше месяца назад в ходе сварочных работ на авианосце “Адмирал Кузнецов” случился пожар, принесший ущерб, примерно равный стоимости самого корабля - 95 млрд рублей. Сегодня такой корабль с учетом срока службы, износа и без вооружения стоит около 110 млрд рублей. Пожар тушили сутки, в результате погибли два человека и еще 14 пострадали. Проектирование и строительство нового авианосца оценивается в 400 млрд рублей. Пустить “Адмирал Кузнецов” на металлолом тоже денег стоит, но, конечно, не 100 миллиардов. Проблема в другом: если тяжелый авианесущий крейсер пустить “под нож”, придет конец палубной авиации РФ.

Палубная авиация ВМФ РФ сегодня состоит из двух отдельных истребительных авиаполков. Полноценно заниматься боевой подготовкой их летчики способны только при наличии способного выходить в море авианосца. Во время его ремонта хоть как-то поддерживать навыки взлета и посадки на палубу помогают тренажеры НИТКА в Крыму и в Ейске, но с большой долей условности. Настоящую работу в океане тренажеры заменить не в состоянии. Если авианосец спишут – навыки будут потеряны безвозвратно.

Тем временем на большом десантном корабле БДК “Орск” Черноморского флота проекта 1171 в ходе очередного рейда в Сирию вышел из строя один из двух дизелей. Судно нуждается в ремонте двигательной установки, продолжительность работ зависит от того, имеются ли необходимые запчасти или нужно время на их изготовление.

Три дня назад турецкие наблюдатели опубликовали фотографии “Орска”, который через Босфор в Черное море тянут на буксире. Большие десантные корабли ВМФ РФ, как известно, не первый год доставляют в Сирию военные грузы - так называемый “Сирийский экспресс”. Они способны перевозить крупную бронетехнику, включая танки. В минувшем году “Орск” не менее трех раз заходил в сирийский порт Тартус, где расположена база материально-технического обеспечения ВМФ РФ.

В ВМФ РФ насчитывается два десятка больших десантных кораблей. Многие из них, как тот же “Орск”, вводились в эксплуатацию в период с 1966 по 1975 годы. Более “свежие” БДК проекта 775 – в 1976-1991 годы.

В позапрошлом году флот принял первый из новой серии десантных кораблей проекта 11711 БДК “Иван Грен”. Этот корабль создавался для действия в зонах “река-море” для переброски десанта с разных театров военных действий, а его габариты изначально привязывали к параметрам шлюзов Волго-Дона и высоте мостов. Проект буквально “слепили на коленке”. Когда ограничение для класса “река-море” отпало, надстройку БДК увеличили. В результате этого и других конструктивных изменений остойчивость корабля значительно ухудшилась.

Пожалуй, ни по одному классу боевой техники СССР и РФ так не отстали от Запада в качественном плане, как по десантным кораблям. Десантные силы ВМФ РФ очень сильно отстают как качественно, так и количественно от таковых в ВМС США и Китая. В военных флотах Великобритании, Франции, Испании, Италии, Австралии, Новой Зеландии, Республики Корея, Бразилии, Египта, Алжира, даже в ничтожном по своему потенциалу филиппинском флоте есть универсальные десантные корабли. У РФ после неудавшейся попытки купить у французов “Мистрали” ничего подобного нет и не предвидится. Остается полагаться на старенькие советские БДК.

Между тем, как показывает опыт сирийской кампании, нужда в кораблях подобного типа существует, и весьма острая. Даже выход из строя одного из них срывает поставки оружия и техники в Сирию. Другой вопрос – а должны ли вообще эти грузы доставляться в Сирию десантными кораблями? Да, все эти БДК способны принять на борт танки и прочие бронемашины, и другие грузы. Но, по сути, получается, их превратили в банальные транспортные суда. А ведь моторесурс десантных кораблей на такую жесткую эксплуатацию не рассчитан. Их задача проста: загрузил десант, вышел в море и, как говорится, “с прибоем на берег”. А тут вечный транзит. Вот и “летят” дизеля. А учитывая, что кораблям давно уже за 40, ремонт их стоит дорого, да и запчастями проблемы. Как, прочем, в условиях санкций и самими дизелями.

И, кстати, на чем морская пехота Черноморского флота теперь тренируется высаживать десант?