Миндаль, который мы потеряли
Вчера на улице паренек лет 20 спросил у меня, как ему найти какой-то там переулок. Я шла как раз в этом направлении и сказала, что покажу. Смуглый, явно из южных краев. «Киргиз?» - спрашиваю. «Нет, узбек». - «Откуда именно?» - «Из Термеза, у самой границы с Афганистаном. 3 тысячи километров отсюда». Пока дошли, обменялись несколькими фразами. «Ну как там у вас, революции еще нет?» -«Пока нет. Скорее бы. Все ее ждут. Хуже не будет. Сейчас очень плохо. Работы совсем нет».
Чем он здесь занимается, не успела спросить. Живет в Волоколамском районе. С каким-то удивлением сказал, что в Московской области тоже работы мало. «А подальше от Москвы еще меньше», - отвечаю. «Да, да. Если бы у нас дома была работа, было бы очень хорошо, - говорит. – В Узбекистане тепло. Звонил маме вчера, цветет все».
Я показала, куда ему дальше идти, и он пошел, ежась в легкой не по погоде курчонке.
Узбекистан в мою жизнь вошел с десятилетнего возраста, когда близкая подружка, с которой мы проучились вместе до четвертого класса, уехала туда на жительство к отцу и мачехе (до того воспитывалась у бабушки). Затем с десяток лет я писала ей письма – сначала в текстильный город Маргилан Ферганской области, а потом в Андижан, где она училась в медицинском институте. Она в конвертах присылала мне засохшие лепестки цветков миндаля, волокна хлопка, который они каждую осень собирали на полях. Ее бабушка угощала пришедшими в посылках с узбекской земли урюком и гранатами. Впервые я их и попробовала тогда. Мне они казались райскими плодами.
Моя подруга стала врачом, вышла замуж за врача и продолжала жить на узбекской земле.
Потом я и сама побывала в Узбекистане, сначала в Каракалпакии, потом в Андижане, Ферганской долине. Прошу прощения за гастрономический крен. Но там я тоже впервые попробовала фисташки, которые до сих пор считаю самыми вкусными орехами.
Я уже писала о том, что в Греции встречала девушку из семьи греков-понтийцев, которые переехали на историческую родину из Узбекистана. Так вот она, сравнивая греческие фрукты с узбекскими, отдавала предпочтение последним.
И вот теперь я думаю, боже мой, все это было в нашей стране – и северА, и югА, и какие угодно фрукты, и свой хлопок (не говорю о запасах марганца и т.п.). И всё мы потеряли.
Так вот.
В 89-ом году в Ферганской долине, в том числе и в Маргилане, произошла резня турок-месхетинцев. Обезображенные тела привозили в больницу, и будучи врачами, моя подруга с мужем, на этот ужас насмотрелись так, что дальше некуда. Они поняли, что оставаться в Узбекистане им, русским, нет никакой возможности. В отношении русских были те же лозунги: «чемодан-вокзал-Россия», как и в других местах Союза, только что в иной интерпретации. Надо было спасать своих маленьких детей.
И они уехали из благоустроенной квартиры, бросили работу, которую любили, друзей. Приехали в одну черноземную область, работу нашли сразу, а остальное – все своими руками. За несколько лет построили дом, ну, естественно, завели огород. Подруга показывала мне свои опухшие от земляной работы руки со словами: «Я же педиатр и кончиками пальцев должна чувствовать ребеночка, особенно новорожденного, а они у меня уже ничего не ощущают». По Узбекистану они оба продолжают ностальгировать, хотя уже и родители мужа тоже переехали и живут поблизости.
По стечению обстоятельств большая группа турок-месхетинцев, в те же годы покинувших пределы ставшего вдруг негостеприимным Узбекистана, оказалась в том же районе, что и моя подруга с семьей. Турок разместили в свободных домах в одном селе, трудоустроили в местный колхоз. Полеводами или животноводами – не знаю. Знаю только, что потом пошли по району слухи о том, что они не столько работают в колхозе, сколько торгуют на райцентровском рынке баранами. Потом грянула приватизация. Турки приватизировали выданные им дома, быстро продали их (не нажились, потому что они стоили копейки) и эмигрировали в Америку. Так мне рассказывали местные.
А память о себе новоселы, хоть и неудобно так говорить, помня о том, что они претерпели в Узбекистане, оставили недобрую. В районе, где испокон веков грешили разве что самогонкой, появились наркотики. Вполне допускаю, что это связано со взрывным распространением наркомании, расширением наркотрафика и пр., пр. Но мои земляки упорно связывают это новое для них явление именно с несчастными турками-месхетинцами. А теперь уже, наверное, и не разобраться в первопричинах.
Прошло 20 с небольшим лет. В Россию едут киргизы, казахи, таджики, узбеки. А куда им еще ехать? Это ведь как в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В слове «приручили» ничего унизительного нет. В смысле: мы в ответе за тех, с кем вместе раньше жили. Это ведь не они не захотели жить вместе. Так же, как и не мы. А наши бандерлоги.
На снимке: цветущий миндаль.
PS. Заголовок не надо воспринимать всерьёз. Это я вспомнила "Россию, которую мы потеряли" Станислава Говорухина. Смешной фильм.
Комментарии
ГОСУДАРСТВО И БАНДЕРЛОГИ
вот ссылка: http://www.sovross.ru,19..03
Д.Аграновский,
ГОСУДАРСТВО И БАНДЕРЛОГИ
Я только не понимаю, почему Вы распад СССР на части считаете причиной прихода этих самых бандерлогов? А если бы страна осталась единой? Всё равно коммунизму конец пришёл бы. Только к нашим проблемам добавились бы ещё и турки-месхетинцы.
Комментарий удален модератором
Лишить коррупцию и национализм базы могут следующие принципы устройства Общества:
- Неснижаемые пожизненные Минимумы Собственности Человека для выживания – гарант его Прав. Каждое предприятие – Ассоциация Собственников-Работников. После смерти – возврат Минимумов. Все, что, сверх них – в полной Собственности Человека;
- Самоуправляемая форма Общества – Среда Знакомых Людей, необходимая Человеку и Обществу для безопасности и воспитания детей и удобной жизни вблизи их Жилья;
- Дополнительный институт воспитания детей в тесной близости от их жилья – постоянная группа детей всех возрастов из Семей ближайших соседей;
- Каждый Орган Управления Государством и всеми формами Общества - Ассоциация Чиновников т.е. Работников-Собственников - на паях с Государством и с другими формами Общества - от губернии до села/Среды Знакомых Людей - на базе Собственности Чиновника и всех форм Общества;
- Часть предприятий в Собственности Общества - для экономического регулирования цен конкуренцией в производстве товаров и услуг, жизненно необходимых каждому Человеку.
Конечно, не сразу. Но можно – при желании.
Сам служил в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, знакомые, родные места!
А бандерлоги -это нынешние хозяева жизни, новые русские, новые узбеки, новые азербаиджанцы, новые украинцы, короче современные нувориши во всех бывших советских, нынешних банановых, т.н.независимых республиках.
По одному сценарию в странах СНГ, вороватые и невежественные бандерлоги-Остапы Бендеры в одночасье прихватизировали госсобственность, заимели миллионные счета в западных банках, а обычным людям досталась массовая безработица, деградация образования, медицины, социального обеспечения.
"Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама."
- узбеки написали это 1000 лет назад, а при чем Бендера здесь...
Иходя из этого можно предположить, что, возможно, отец Остапа был:
Турком, караимом, понтийским греком, аджарцем, абхазцем, черкесом, узбеком из Коканда, Бухары, Хорезма,
бухарским евреем, азербайджанцем, дербентским или азербайджанским евреем, грузином, армянином, грузинским евреем,
православным русским, украинцем, офицером-белогвардейцем, т.к. представители именно этих наций могли быть поданными Оттоманской Империи в начале 20 века.
Конечно, Остап был в разы более добрым, остроумным и интеллигентным человеком, чем вся эта орава невежд, воров- ренегатов,
разбойников с большой дороги, которая правит бал по всему пространству стран СНГ.
Шутки шутками, но жизнь миллионам людей либерасты-коррупционеры поломали взаправду.
А мы, как бывшие советско-поданные должны все же найти выход и обьединить страну, обьединить империю,
Такую страну потеряли!
Помню важный "урок" из детства, пацанами, залезли на бахчу воровать арбузы, а старик сторож, пока мы лазили по бахче, незаметно для нас увел наши велики к своему шалашу. Куда деваться, мы к нему...
-"Сынок, никогда не воруй, если тебе надо, приди и скажи, сам тебе выберу..."
А старички по улице, у которых припасено угощение, по дороге в детсад...
Все это из прошлой жизни, да и со мной ли это было!
А помню и другое, как русскоязычные в городах узбека не стесняясь называли- чуркой, как больные дети школьники с воспалением легких не могли выехать с хлопка, как дехкане узбеки в колхозах рабами были...
А вкус тех дынь мы иногда еще пробуем, когда друзья присылают оттуда с оказией...
Нет ни малейшего желания ...отвечать....Оне выбрали свою власть - судьбу... и не надобно за все всегда быть виноватыми - ответственными..
Ежели бы не нравилось...Нашлись бы способы... более радикальные..
А так, все в Россию....Хотя и мать...Она всем....Сами должны умными быть...Или признать, что не могут... и в родные объятия...
Пора бросать привычку ждать доброго барина или искать бандерлогов.
А миндаль, урюк, кишмииш узбеки превезут, куда они денутся, а если не привезут у нас в Сибири кедровые орехи, клюква, брусника, смородина.... да много всяких ягогд.
Вот границы зря сделали. Мудрят что-то правители.