Семь лет тюрьмы для президента

Экс-президент Израиля Моше Кацав осужден за изнасилование. Высокий статус оказался для него отягчающим обстоятельством

Через пять лет после того, как мир впервые услышал о сексуальных похождениях израильского президента Моше Кацава, Тель-Авивский суд огласил приговор. Кацав получил семь лет тюрьмы и еще два года условно. В Израиле такое происходит впервые (взяточниками-министрами и премьер-министром под следствием израильтян уже не удивить), поэтому, несмотря на обилие «арабских новостей», все израильские СМИ моментально переключились на насильника Кацава в режиме прямого эфира.

Моше Кацаву к вниманию прессы не привыкать. Когда его бывшая сотрудница из министерства туризма, где Кацав трудился в свой допрезидентский период, заявила, что убеленный сединами президент, преданный муж и отец пятерых детей несколько раз успел ее изнасиловать за время совместной работы, журналисты окружили Кацава плотным кольцом.

Затем всплыло еще несколько неприятных историй. Оказалось, что  в сексуальных домогательствах и сексуальном насилии Кацава обвиняют еще две женщины, в том числе сотрудница из его же собственной канцелярии. Потом Кацава начали вспоминать на разные лады в его родном городе Кирьят-Малахи, мэром которого Кацав работал на протяжении нескольких лет.

Президента, который к 2007 году уже сложил себя властные полномочия, от этих обвинений трясло, лихорадило и бросало в разные стороны. Вначале он активно доказывал свою невиновность. Затем отказался от своих слов и решил заключить сделку  со следствием, признав себя виновным по трем незначительным пунктам обвинения в обмен на снятие обвинений в изнасиловании. После того как суд утвердил сделку, и журналисты разочарованно вздохнули, Кацав вдруг пошел на попятный, заявив, что никого никогда не насиловал и даже пальцем не тронул.

Каждый этап занимал несколько месяцев, и в какой-то момент многим казалось, что «дело Кацава» будет длиться бесконечно, а затем тихо завянет на корню. Израильская судебная система перегружена, связей в верхах у Кацава, понятное дело, немало. И чем больше времени проходило, тем больше израильтян верили в его невиновность и сомневались в мотивах женщин, которые осмелились выдвинуть такие тяжелые обвинения против президента.

Гром грянул 30 декабря 2010 года, когда суд признал Кацава виновным в изнасиловании. Тогда на свет божий вышли такие интригующие подробности, как попытки бывшего президента подкупить своих жертв в обмен на их молчание, а также жестокие детали преступлений. Оказалось, что высокопоставленные люди из его окружения приложили немало усилий, чтобы обелить своего патрона и замести следы его преступлений.

В общем, через 11 лет после того, как Моше Кацав стал восьмым президентом государства Израиль, одержав победу над нынешним президентом Шимоном Пересом, стало ясно, что в резиденции президента поселился серийный насильник, которому удавалось до поры до времени скрывать от общества свою истинную сущность.



Однако вчера утром, когда Кацав сидел в зале суда с побелевшим лицом, обнаружилось, что у него неожиданно много сторонников, которые призывали «оставить президента в покое». Дескать, незачем поднимать такой шум в СМИ, человек уже свое отстрадал, его уже и так наказали, и вообще, все это происходит только потому, что Кацав – восточный еврей (сфарадим), а был бы он европейского происхождения (ашкенази), все эти похождения сошли бы ему с рук.

На суде защита также утверждала, что «СМИ заранее осудили Кацава», и на этом основании требовала снизить срок заключения для президента-насильника. Положа руку на сердце, фестиваль, устроенный израильскими СМИ «на смерть Кацава», действительно был на редкость вульгарным и раздражающим зрелищем. Нескончаемые часы прямых эфиров, разговоры ни о чем с экспертами, которые, морща умный лоб, пытаются сформулировать очередную судьбоносную фразу, и бегающие глаза господина насильника. И это в то время, когда вокруг Израиля разворачивается настоящая драма, и арабские режимы падают один за другим.

Все это могло бы показаться неуместным, если бы не одно «но». Если так тяжело на все это смотреть обыкновенным людям, которые не имеют отношения ко всей этой истории, то как же нестерпимо видеть лицо Кацава крупным планом всем, кто знает за собой такой же грешок и считает сексуальные домогательства приятным спортом! Фестиваль СМИ вокруг Кацава помог израильскому обществу не забыть, что насилие над женщиной может случиться на любом уровне, и что преступник не может рассчитывать на свой привилегированный статус и тугую мошну в качестве защиты от правосудия. А в случае Кацава высокий статус был, скорее, отягчающим обстоятельством, чем волшебной палочкой-выручалочкой. 

В этот день израильтяне испытывают разные и подчас противоречивые чувства: от стыда за своего бывшего президента до гордости своей судебной системой. На мой взгляд, израильтянам нечего стыдиться – не они его выбирали (президент избирается Кнессетом в ходе тайного голосования), но нечем и гордиться: юридическая система демократического государства и должна быть беспристрастной, и относиться к преступнику-президенту так же, как к преступнику-чернорабочему. Фестиваль Моше Кацава подходит к концу, и на следующий день у прессы появятся другие заботы. Благо, новости на Ближнем Востоке никогда не заканчиваются. Только хотелось бы, чтобы  об этой истории продолжали вспоминать и в Израиле, и за его пределами, ибо тайное всегда становится явным.