Репрессии против конструкторов подлодок в СССР

Подводная лодка Декабрист (фото с сайта submarines.narod.ru)
Автор статьи - Ю.С.Крючков
Репрессии против конструкторов-подводников начались в год закладки первых советских подводных лодок типа "Декабрист" (1927 г.). В первом советском конструкторском бюро (Техбюро №4, впоследствии ЦКБ-18) практически не было опытных конструкторов, и молодому коллективу не у кого было учиться: все старые конструкторские кадры или уехали за границу, или погибли от репрессий властей в годы "военного коммунизма", или умерли от голода и болезней (например, И.Г.Бубнов). Как ни парадоксально, но приходилось учиться даже у будущих врагов - немецких конструкторов, подпольно проектировавших и строивших подводные лодки под руководством Г.Техеля в других странах (Голландии, Испании, Финляндии). Власти, несмотря на недоверие к бывшим "спецам" (офицерам и инженерам царского флота), были вынуждены все же привлекать их к работе по возрождению подводного судостроения.
Приходилось работать в атмосфере всеобщей подозрительности и жестоких репрессий. За малейшие просчеты в столь новом деле специалистов (конструкторов и моряков-подводников, помогавших им) обвиняли во вредительстве, предательстве и шпионаже. Первый удар ОГПУ-НКВД приняли на себя А.Н.Гарсоев, Н.А.Зарубин, Я.С.Солдатов и В.К.Скорчелетти - бывшие царские морские офицеры или инженеры, а значит - вероятные "враги пролетариата". Они участвовали в разработке оперативно-технического задания и проекта, и в постройке первой советской подводной лодки (ПЛ) типа "Декабрист" главного конструктора Б.М.Малинина (1923-1930 гг.).
Гарсоев А.Н., уроженец Тбилиси, в 1917 г. капитан 2-го ранга, командир подводной лодки "Минога", опытный офицер-подводник. Занимая высокие посты во флоте Советской России, в 1925 г. организовал и возглавил конструкторскую группу, которая разработала проект первой советской ПЛ "Декабрист"; с 1930 г. - командир дивизиона этих подводных лодок. О дальнейшей судьбе Гарсоева ничего не известно - исчез бесследно.
Зарубин Н.А. родился в Петербурге, дворянин, офицер-подводник. В 1917 г. старший лейтенант, командовал ПЛ на Черном море. С 1922 г. - флагманский подводник штаба ВМС РККА. Впоследствии участвовал в проектировании подводных лодок "Декабрист". После 1930 г. о нем ничего не известно.
Солдатов Я.С. родился в Николаеве, строитель подводных лодок на Балтике и в Николаеве. В 1920 г. по распоряжению В.И.Ленина достраивал подлодки типа "АГ". С 1926 г. принимал непосредственное участие в проектировании серии "Декабрист". Последние сведения о нем относятся к 1935 г., а далее - никаких данных.
Скорчелетти В.К., итальянец по национальности, морской инженер, технический директор Балтийского завода, на котором стоились ПЛ типа "Декабрист". Расстрелян в в 30-е годы.
Создание первой советской подводной лодки "Декабрист" сопровождалось арестами конструкторов. Главный конструктор Б.М.Малинин и два его заместителя - С.А.Базилевский и Э.Э.Крюгер - были посажены в тюрьму по сфабрикованному обвинению на основе доноса еще в процессе постройки первого корабля (1930 г.). Обвинение стандартные для тех времен: "вредительство".
Базилевский С.А. родился в Москве в семье офицера русской армии. Украинец с польской фамилией в гражданскую войну служил в Красной армии; окончил институт как морской инженер и стал талантливым ученым. В 1930 г. при испытаниях первого "Декабриста" был обнаружен сильный крен при погружении и всплытии ПЛ. Этим "недугом" страдали все ПЛ и ранее, но никто не знал причины неприятного явления. В испытаниях участвовали в качестве заключенных и создатели корабля, которых привозили на завод под конвоем. Сидя в тюрьме, Базилевский сумел теоретически открыть причину крена и разработал методы его уменьшения. После этого власти смилостивились и выпустили "досрочно и условно" Базилевского из тюрьмы (1933 г.)
Морской инженер Э.Э.Крюгер родился в Астрахани, немец по национальности. С 1914 по 1921 гг. воевал, а затем служил в РККА, занимая руководящие должности. Арестованный по ложному обвинению в 1930 г., он отсидел в тюрьме до 1933 г. и освобожден вместе с Базилевским.
Впоследствии все они активно занимались проектированием и постройкой ПЛ, а также преподавали в училищах подводного плавания, институтах и Военно-морской академии (ВМА).
В начале 30-х власть решила, что расстрелы, тюрьмы и лагеря с лесоповалом - нерациональное использование разнообразных таланта "вредителей". Начали создавать так называемые "шарашки", где инженеры и конструкторы, находясь в заключении, но в приемлемых бытовых условиях, работали по специальности. Была создана и "шарашка" для создания подводных лодок.
Асафов А.Н. родился в Кронштадте, окончил Петербургский политехнический институт и занимался под руководством профессора И.Г.Бубнова проектированием и постройкой ПЛ его конструкции. После революции занимал ряд руководящих должностей. В 1928 г. арестован по делу о "Промпартии" и направлен в "шарашку" ОГПУ, где руководил разработкой проекта крейсерской подводной лодки типа "Правда". В 1932 г. освобожден и назначен главным инженером Техбюро №4, в котором разработал проект первой "Малютки". Однако обе подводные лодки оказались неудачными, Асафова обвинили во вредительстве и вновь арестовали. В 1933 г. его не стало, причины смерти до сих пор не ясны.
Сердюка П.И. закончил Кронштадтское морское инженерное училище, а затем и ЛПИ (кораблестроительное отделение), морской инженер. В 1920-1922 гг. по распоряжению Ленина направлен в Николаев для достройки ПЛ типа "АГ", впоследствии работал в Техбюро №4. В 1935 г. спроектировал малую подводную лодку; корабли этого типа успешно действовали во время войны. В 1936 г. Сердюка неожиданно арестовали и присудили к 10 годам тюремного заключения "за связь с врагами народа". Освободили его только в 1945 г.
В 1933 г. группа инженеров-конструкторов и моряков-подводников, включавшая С.Г.Туркова, В.Н.Перегудова, В.Ф.Критского, В.В.Перловского, З.А.Дерибина и А.Г.Соколова, была командирована в Германию для проверки чертежей средней ПЛ, разработанных по секретному договору с фирмой "Дешимаг". Помимо Германии, советские специалисты побывали также в Испании, где уже строилась подобная лодка, и в Италии. После возвращения эта группа, на основе чертежей немецкой фирмы, разработала подобный же проект средней ПЛ типа "С" (IX серии). Руководил проектом С.Г.Турков, разработка была завершена в 1934 г. Когда эти ПЛ строились и успешно эксплуатировались в 1937 г., в НКВД поступил донос на Туркова о его "связях с зарубежными разведками". В следующем году Турков был расстрелян. Вместе с Турковым был арестован его коллега и друг В.Н.Перегудов по такому же обвинению.
И Турков и Перегудов родились в Балакове, что на Поволжье, вместе добровольцами ушли служить на флот, окончили высшее военно-морское училище. Через год после ареста Перегудова освободили и назначили главным конструктором ПЛ типа "С", разработанной его казненным другом и уже строившейся. Впоследствии В.Н.Перегудов стал создателем первой советской атомной подводной лодки.
В те же годы (1928-1940) были посажены в тюрьмы морские инженеры М.А.Рудицкий, создавший впоследствии первую советскую крейсерскую ПЛ типа "К"; К.В.Старчик, разработавший первый проект радиоуправляемой малой ПЛ; конструктор и строитель подводных лодок Г.М.Трусов; Ф.В.Щукин, руководивший проектом сверхмалой подлодки; конструктор сверхмалых ПЛ В.Л.Бжезинский и другие.
Старчик К.В. в 1934-1935 гг. находился в тюремном "Остехбюро", руководил разработкой проекта сверхмалой ПЛ без экипажа "АПСС". Управлялась с самолета. Были построены опытные образцы, испытанные в 1935-1936 гг., а в 1938 г. Старчика расстреляли как "врага народа и вредителя", создававшего непригодные для флота ПЛ.
Инженер-кораблестроитель Ф.В.Щукин, находясь в "Остехбюро", в 1935-1936 гг. разработал сверхмалую ПЛ типа "АПЛ", а затем - более совершенную ПЛ "Пигмей". Стоились четыре лодки, но они не были закончены, так как признаны "вредительскими".
Выпущенный ранее из тюрьмы и повторно арестованный в 1937 г., Щукин был в следующем году расстрелян "за вредительскую деятельность".
Бжезинский В.Л. окончил Морское техническое училище, царский морской офицер, поляк по национальности. В советское время занимал высокие посты в ВМФ, был начальником Техбюро №4 (1933 г.), затем работал в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, спроектировал три сверхмалых ПЛ (1934-1935 гг.). В 1937-1938 гг. арестован и посажен в "Остехбюро", где разработал еще два проекта карликовых ПЛ ("Блоха" и "М-400"), а затем совместно с известным профессором Л.К.Рамзиным (осужден за участие в деятельности "Промпартии") создал проект эсминца "Опытный" прямоточными котлами Рамзина.
Русский морской офицер Р.Н.Корвин-Коссовский, конструктор первых торпед в России, а также первых советских. Эти торпеды Корвин-Коссоковский разрабатывал, сидя в тюрьме "Остехбюро". Из-за недостатков первой 53-сантиметровой торпеды (53-27), созданной им в 1927 г., был обвинен во вредительстве и расстрелян в 1937 г. Еще бы, потомок графов, да еще и поляк.
Капитан 1-го ранга В.Л.Пшенецкий еще до революции был крупным специалистом по торпедному оружию. В советское время - профессор ВМА и технический директор на заводе "Двигатель", производившем торпеды. Около 1935 г. арестован и расстрелян как "вредитель". Опять же поляк и царский "спец" - он не мог не быть "вредителем". После уничтожения этих профессионалов, страна оказалась в начале войны без современных торпед и флот вынужден был использовать торпеды еще из "царских запасов".
После некоторой послевоенной "оттепели" жернова репрессий заработали снова. Сначала засекреченное "Ленинградское дело", по которому были расстреляны все руководители Ленинградского обкома партии во главе с первым секретарем Попковым; все директора крупных оборонных заводов, начальники разных организаций и секретари парткомов были арестованы и посажены в тюрьмы. Среди них было немало судостроителей и конструкторов. Даже М.Г.Русанова, создавшего впоследствии знаменитую атомную подводную лодку пр.705, арестовали в 1945 г. на перроне вокзала в Горьком за несколько минут до отправления поезда с сотрудниками ЦКБ-18 в Ленинград. А он был лишь секретарем парткома ЦКБ в 1941-1942 гг. и отсидел за это до 1956 г.
Затем началась "борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед заграницей" (1947 г.) - новый виток репрессий против технической интеллигенции. За этим последовало гонение на евреев. Во дворе Николаевского кораблестроительного института у давно не работавшего фонтана запылали костры: по распоряжению "свыше" жгли всю иностранную литературу (книги и журналы), поступившую в НКИ после войны из Германии. Началась травля преподавателей высших учебных заведений и научных институтов: вначале их на собраниях "разоблачали", потом сажали в тюрьмы, а некоторых - расстреливали. И только за то, что в своих научных трудах они упоминали иностранных инженеров и ученых.
В те годы после арестов научные труды ученых изымались и сдавались в макулатуру или сжигались. В цензуру ("Обллит") поступили длинные списки книг, подлежащих уничтожению. Тогда я и узнавал об арестах: теща работала в "Обллите" и иногда приносила мне изъятые книги. Так моя библиотека пополнилась трудами по гидромеханике и теории корабля крупных ученых-судостроителей Гирса и Хановича, арестованных и посаженных в тюрьму как "космополитов и предателей", тем более, что фамилии у них были не подходящие властям. К ним добавился инженер-капитан 1-го ранга К.Ф.Игнатьев, участвовавший в разработке проектов ПЛ "Декабрист" и Л-55, которого посадили в 1951 г. Капитан 1-го ранга Ханович преподавал в военно-морском училище и работал в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. За "космополитизм" разжалован, лишен орденов и посажен на 20 лет.
И.В.Гирс - потомственный дворянин; предки его "вышли" из Западной Европы и занимали высокие посты в правительстве России и научном мире, за что и пострадал Игорь Владимирович, которому приписали не только "космополитизм", но и "предательство".
В те же годы из-за гонений на евреев были вышвырнуты из ЦАГИ (Москва) многие талантливые ученые. Так снова в Николаеве оказался М.Д.Хаскинд, выдающийся гидродинамик, бывший преподаватель НКИ, который в ЦАГИ занимался исследованием гидродинамики подводных лодок. Кафедрой строительной механики корабля в НКИ стал заведовать Е.Б.Лунц - лучший ученик академика Крылова (по его признанию).
Вакханалия по "борьбе с космополитизмом" иногда превращалась в трагикомедию. Бывший военпред, капитан 1-го ранга В.В.Ващиленко рассказывал мне, что когда он был курсантом-дипломником высшего военно-морского училища, в 1948 г. там было организовано всеобщее собрание по "разоблачению космополита" - профессора, контр-адмирала М.И.Яновского, крупнейшего специалиста по корабельным и паровым турбинам, бывшего царского морского офицера. Его должны были "развенчать и обвинить", а потом - разжаловать и посадить. За несколько минут до начала этого собрания вдруг поступило сообщение о его приостановке, а еще через полчаса начальство училища с трибуны, где должны были звучать обличения, сообщило "радостную весть" - М.И.Яновскому присуждена Сталинская премия за книгу "Конструирование и расчет на прочность деталей паровых турбин" (1947 г.). И вместо обвинений с трибуны полились поздравления и хвалебные отзывы о книге, которая только час до этого должна была стать предметом обвинения профессора, кстати, тяжелобольного человека, который вскоре повесился.
Некоторые из тех, кто пережил эту инквизицию, впоследствии создавали новые дизельные и атомные подводные лодки; они стали Героями Социалистического Труда, лауреатами Государственной и Ленинской премий. Некоторых из бывших "вредителей" я застал еще в ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, когда там работал: И.В.Гирса, Э.Э.Крюгера и В.Л.Бжезинского. Старые сотрудники института отзывались о них с большим уважением. Но жили и процветали и те, кто писал на них доносы и фабриковал дела. Среди них были и "знаменитости", официально вознесенные на пьедестал почета, но об их "стукаческой" деятельности мало кто догадывался. Об одном из них, николаевце, рассказал С.К.Бондаревский (сам отсидевший 20 лет) в книге "Так было". Одним из таких "стукачей" он назвал нашего земляка, известного директора знаменитого завода. Имя его любознательный читатель может узнать на страницах этой книги.

Об авторе. Юрий Семенович Крючков (1928 — 2015)
в 1952 году окончил Николаевский кораблестроительный институт. С 1952 по 1956 год работал на заводе имени Марти на постройке тяжёлого крейсера «Сталинград» и подводной лодки проекта 613. Был старшим инженером, помощником строителя, строителем по механической части. В начале 1956 года переехал в Ленинград, поступив в аспирантуру ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова (ЦНИИ-45). Здесь работал до 1973 года инженером-исследователем, младшим научным сотрудником, начальником сектора. В 1969 году основал в Ленинграде секцию парусных судов при Центральном правлении НТО Судпрома СССР. С 1973 года преподает в НКИ: с 1974 года — профессор кафедры, с 1975 — заведующий кафедрой динамики и прочности судовых машин, с 1991 — профессор кафедры. В 1976 году организовал в НКИ кафедру динамики и прочности судовых машин. В 1974 году основал секцию истории судостроения при Черноморском межобластном правлении НТО. В 1977 году основал Лабораторию по исследованию экологически чистых судовых двигателей (ныне «Ветродин») и руководил ею. С 1985 года работает в области энергетических установок подводных лодок. Историк, краевед, один из главных исследователей истории города Николаева, его архитектуры, топонимики, исторических личностей. Доктор технических наук (1973), профессор (1977). Написал 16 книг по взрывостойкости судовых машин, теории и проектированию парусных судов, истории судостроения, флота и Николаева. Автор свыше 280 печатных работ, среди которых более 100 связаны с историей.
Комментарии
Пора бы понять, что за каждой жертвой доноса стоит чей-то донос, как правило - анонимный.
И только попробуй, не "отреагируй" на него. Тотчас последует донос на тебя.
Недаром Сталин написал на очередной докладной Хрущёва: "Уймись, дурак!"
И молодцы "органы", если сумели вовремя разобраться и освободить тех, кто были арестованы по ложным доносам.
Уж не США ли?