Как идея эмиграции делит россиян на две чуждые друг другу части

Как идея эмиграции делит россиян на две чуждые друг другу части

Опубликовал Валерий Мироненко

Любопытное наблюдение из соцсетей. Практически все "русские за рубежом" относятся с осуждением к самой идее ДНР-ЛНР и к связанной с ней "российской агрессии" на Украине. Тогда как русские в России, наоборот, поддерживает восставший Донбасс без особых раздумий, как бы по умолчанию. С чего бы такой контраст?

Дело тут скорее всего в "языковом вопросе". Для российских обывателей идея, что жители Донбасса чувствуют себя ущемленными и готовы даже воевать за возможность везде в своей стране пользоваться родным русским, кажется вполне здравой и естественной.

Однако эмигранты никак не могут придавать такое же значение русскому языку! Ведь эмигрант в любом случае обречен пожизненно находиться в чужой языковой среде. И если он при этом будет оставаться в убеждении "как же хорошо, когда все вокруг говорят по-русски" – то или с ума сойдет, или, в лучшем случае, впадет в тяжелую депрессию. Из соображений не только психологического комфорта, но и выживания любому трезвомыслящему эмигранту лучше провести внутри себя определенную работу и постараться максимально обесценить языковой вопрос в собственных глазах. Вплоть до культивирования убеждения, что русский – вообще язык так себе, и куда приятнее общаться на языке страны нынешнего пребывания.

Очевидно, что наши эмигранты не дураки, и они успешно внутренне приспосабливаются к ситуации, проводят внутреннюю перестройку. Однако как неизбежный побочный эффект – они утрачивают всякую способность вообще понимать, "а из-за чего там сыр-бор в этом Донбассе? Какой еще язык?" Люди искренне недоумевают, как можно было поднимать какую-то бузу из-за сущей "ерунды". Ведь с точки зрения эмигранта проблема вообще не стоит выеденного яйца: "Вам не дают свободно использовать русский? Ну так выучите украинский, да и дело с концом!"

Дело в том, что эмигрант в свое время так и поступил.

Конечно, у него и не было иного выбора – но людям вообще свойственно выдавать нужду за добродетель. Главное, что он-то справился, "не переломился"... А люди всегда судят по себе.

Аналогичная история и внутри России. Задумаемся – какая часть ее жителей настроена наиболее негативно в отношении того же Донбасса и демонстрирует агрессивное непонимание "чего этим гадам надо"? Можем заметить, что множество "осуждающих Донбасс" в значительной степени пересекается с множеством "Пора валить", то есть – с потенциальными эмигрантами!

Очевидно, тут действует тот же самый психологический механизм. Если человек настраивается на эмиграцию – он настраивается опять же на жизнь в чуждой языковой среде, то есть – на дискомфорт. А какой смысл готовиться к дискомфорту? Это неприятно, предвкушение дискомфорта отравляет жизнь. Поэтому правильнее убедить самого себя, что в отказе от русского никакого дискомфорта нет, произвести переоценку ценностей. И люди, искренне восклицающие "Пора валить!", такую переоценку производят!

Теряя, таким образом, всякую возможность понять, за что бьются жители Донбасса. Для них это отныне не ценность.

А для жителей России, не собирающихся никуда валить – ценность. Так образуется и ширится пропасть между российским большинством, с одной стороны, и "русскими за рубежом", а также россиянами, настроившимися на эмиграцию – с другой. Пропасть взаимного непонимания.

Впрочем иначе, наверное, и невозможно. Ведь обыватель, решивший попрощаться со своей страной, должен иметь не только особый политический, но и психологический настрой. Чтобы прижиться на чужбине и полюбить чужбину, должен "отжиться" от родины и разлюбить ее, стать в определенном смысле предателем.

К сожалению, и многие из нашей власти, если судить по их отношению к родной стране и ее населению, полностью воплощают в себе психотип этого серийного беглеца, сбривающего с себя все родное…

 
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/108984/34330/-