Вторая стратегическая ошибка Путина

За время нахождения у власти Путин совершил две стратегические ошибки. Всё остальное, в результате чего население страны оказалось в столь тяжком и трудном положении, – это следствие его капиталистической идеологии и стремления идти на уступки Западу, обеспечивая вхождение в единое (то есть западное) пространство.

 

Первая ошибка Путина – это пенсионная реформа. Она выбила из-под его ног остатки электоральной базы – достаточно необразованную и склонную было верить телевизору группу в основном пожилого населения, которая его слепо поддерживала.

Пенсионная реформа многократно обсуждена, а её вредная экономическая и политическая бессмысленность всесторонне рассмотрена специалистами. Теперь это мем, с которым Путин войдёт в историю.

Но есть и вторая стратегическая ошибка, которую Путин совершил под влиянием своих неолиберальных согоспод. Это преднамеренное поддержание большинства населения в состоянии между нищетой и бедностью.

Смысл этой технологии в идеологической концепции, согласно которой бедный, но не нищий человек не представляет опасности для эксплуататора.

Во-первых, ему есть что терять: мелкие «накопления» под матрасом; машину, взятую в кредит; а то и квартиру (приватизированную или ипотечную).

Во-вторых, у него не развивается иерархия потребностей. Он застывает на уровне реализации физиологических потребностей и потребностей в безопасности. До уровня потребности в самореализации человек уже не добирается, ему не до этого – он занят добыванием пропитания.

Люди же со средним достатком и выше среднего, согласно этой концепции, представляют опасность, так как имеют хорошее образование, широкий круг интересов, обладают развитым свободным мышлением и материальными ресурсами. Они социально активны, у них развиты творческие и познавательные потребности, они нацелены на самореализацию. Всё это позволяет им более адекватно оценивать реальную ситуацию в стране и действия властей.

Но теория оказалось ложной, по крайней мере, для России. Многочисленный богатый средний класс стал бы поддержкой режиму, так как вместе с олигархами и силовиками был бы вполне удовлетворён сложившейся ситуацией и собственным положением. Те 20 -30 тысяч «навальнят» в норковых шубах, которые периодически бузят, это не показатель для страны со 146-миллионным населением.

Но был выбран путь бедности на грани нищеты – он показался более надёжным. А это ошибка. Это собственноручное создание массовой, широчайшей социальной базы, которая рано или поздно крайне негативно отнесётся к тому, что её ввергли в бедность на уровне нищеты, превратив Россию из промышленно развитой державы в сырьевой придаток Запада.