Первые концлагеря для русских

На модерации Отложенный

 

Немного истории

 

Жители Прикарпатской Руси, называющие себя русинами, тогда еще и слыхом не слыхивали об украинцах, любили "москалей" и мечтали о полном всеобщем единении, за что были прозваны москвофилами и, в попытках вытравить из них эту русскость, подвергались, по прямому приказу Ватикана, немыслимому геноциду в концлагерях, созданных задолго их фашистского возрождения.

 

В древности на территории Западной Украины примерно в тех же границах существовало русское княжество, называемое Галицким или Галицией по имени своей столицы города Галича. Язык в княжестве был русским, вероисповедание православное, князья назывались русскими и называли себя галичане тоже русскими.

 

Начало XIII века - объединение Галицкого княжествя объединилось с Волынским Начало XIV века греки различают Малую (Галич) и Великую (Киев) Русь, а с 1361 года византийский патриарх учредил две самостоятельные митрополии — Малорусскую, с центром в Новогрудке и Галиче, и Великорусскую, с центром уже не в Киеве, а в Суздале и Владимире. Топоним Малая Русь это не подчинение Великой Руси, смысл был в том, что Малая Русь считалась греками изначально Русью, её ядром, а Великая Русь означала земли, ставшие русскими в результате расширения русского влияния. Затяжные войны между Литвой, Польшей, с участием Венгрии за Галицию, продолжались долгое время - Галиция то переходила к Польше, то к Венгрии. Галицко-Волынское княжество или королевство перестало существовать к к 1434 году, когда основная часть его стала Русским воеводством Польши, то есть польской административной территорией. Полякуи и венгры, католики по вере, стали врагами для униженных православных галичан и осознание этого сподвигло принять все меры по ополячиванию или полонизации населения Русского воеводства и "перевод" галичан в католическую веру.

 

1569 год - образование конфедеративного государства Королевства Польского и Великого княжества Литовского под названием Речь Посполитая, буквально Республика. Никаких привилегий галичане от конфедерации не получили, хотя те же литовцы сохранили право на родной язык — русский, равный по значению польскому. Прямыми наследниками той Литвы сегодня являются белорусы. Польский топоним Украина, официально внедренный Польшей в средине XVII века, хождения тогда еще не имел. Название украинец оставалось символом польского холопства в Русском воеводстве Речи посполитой. Сами же галичане называли себя русинами и русняками, то есть русскими, и так же спустя сто лет называли их в Австро-Венгерской империи после разделов Польши. Сама Галиция для русских продолжала оставаться православной Малороссией до конца XIХ века, а её жители — малороссами.

 

Положение галичан-русинов было трагичным - стараясь онемечить Австрия к концу первой половины XIX века занялась украинизацией сознания малороссов. Это был грандиозный политический проект по дальнейшему расколу русских на враждующих между собой великороссов и малороссов. Противопоставление, основанное на прилагательном великий, подчеркивалось, как главный, а малый - как подчиненный, угнетаемый, а значит высокомерие одних по отрошению к другим следовало поддерживать всеми силами, что случилось. На фоне противостояния Российской и Австро-Венгерской империй русинов, бережно и упорно хранивших русскую идентичность, "столкнули" с украинцами-галичанами с польско-австрийской идентичностью и характерной русофобией, возбуждаемой противостоянием Российской и Австро-Венгерской империй.

 

Этноинженерия - прием, при котором искусственно создается новый язык, новая культура, новые диалекты успешно внедрялся В XIX веке в Галиции. Появляются украинские кружки, писатели, которые, хоть и говорили на русском, издавали свои книги на украинском языке, новый украинский язык на основе малорусского диалекта и антироссийская трактовка исторических преданий, религиозное отчуждение униатов от русского православия, закрепление отличий бытовой культуры и обычаев в качестве особых признаков национальной самобытности - вот не полный список насильственной украинизации того времени.

 

Здесь уместно вспомнить о историке, политике, польском подданном по рождению и украинском националисте по убеждениям, австрийцу по духу Михаиле Грушевском, который разработал концепцию украинизации Малой Руси в Львовском университете (Австрия), утверждая, что Малороссия, присоединенная к Польше дала толчок к возникновению украинского этноса, но при этом он умолчал, что топонима Украина появится лишь через 200 лет, после описываемых им событий и то только из-за описания земель Речи Посполитой, как окраины. Но это лишь малая часть происходящего. Украинцы-галичане принялись физически расправляться с русинами при полной поддержке Австрийского правительства. Русинов заключали в тюрьмы, казнили без суда и следствия, выжигали целыми деревнями

 

По мере приближения к началу Первой мировой войны австрийские власти на основании доносов "національно свідомих галичан-українців" арестовывают почти всю русскую интеллигенцию Галиции и тысячи крестьян. Обучение русскому литературному языку и чтение газет из России, приравнивается к государственной измене. Читающих и пишущих на русском языке объявляли предателями и народу преподносили это с самой наихудшей стороны. Исторические документы упоминают о ненависти к арестованным русинам, которые часто становились жертвами разъяренной толпы, а в 1913 г. в Перемышле сами конвойные при переводе зарубили шашками 50 арестантов!

 

Когда мы слышим термин концентрационные лагеря, то практически сразу же в массовом сознании всплывает ассоциация с Гитлером, однако, если не принимать во внимание англо-бурские войны, где тоже имели место подобные лагеря, можно сказать, что первыми концентрационными лагерями были лагеря по геноциду русского населения - карпатских русин на территории Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи, осуществлявшийся по прямому указанию Ватикана.

 

Австро-венгерские власти ведут процессы против русинских организаций, процессы эти переросли в безразборные аресты всех подряд, тех, кто лишь признавал себя русским или носил русское имя, кто читал по русски или имел при себе книгу, открытку или записку на русском. Австрийские армейские подразделения на восточном фронте расправлялись с русскими на месте. Вешали русских на фонарных столбах, деревьях, памятниках, а потом с видимым удовольствием возле них фотографировались. Начался абсолютно бесправный геноцид, который осуществлялся на месте, без суда и следствия, многие были казнены, но обвиняемых было настолько много, что были созданы первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др.

 

В чешский Терезин и австрийский Талергоф в сентябре 1914 года массово сгонялись русские или русины, жившие на территориях Прикарпатской Руси, Галиции и Буковины, входивших в то время в состав Австро-Венгерской империи. Проводившийся австрийскими властями при поддержке Ватикана геноцид русинов был осуществлён при активном участии немецких, венгерских, украинских и польских националистов.

 

Единственной виной узников этих лагерей было их нежелание отрекаться от своей православной веры и этнической принадлежности в пользу католицизма и нации украинец. В своей книге «Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX веков» историк Нина Пашаева замечает, что в те времена слово «украинец» обозначало всего лишь «антирусское меньшинство».

 

Русофобская политика, на протяжении 24 лет проводившаяся властями в местах компактного проживания русинов, к 1914 году достигла своего апогея, и те, кто не стал украинцем, обрекли себя на страшные мучения и смерть.

Подтверждением этого исторического факта служат слова львовского военного коменданта Франца Римля: «Галицийские русские разделяются на две группы: а) русофилов и б) украинофилов. Если вообще можно русских исправить, то это возможно единственно при применении средств беззащитного террора. Моё мнение, что все русофилы являются радикалами, потому их следует беспощадно уничтожать».

 

Местом сосредоточения арестованных русских была преобразованная в концлагерь чешская крепость Терезин, но спустя пару дней она уже не могла вмещать в себя новых узников. Тогда в считанные дни было принято решение об организации в чистом поле близ Талергофа нового концентрационного пункта, куда 4 сентября 1914 года были направлены потоки арестантов с территории современной Западной Украины. Из доклада фельдмаршала Шлеера следует, что к 9 ноября 1914 года в лагере уже насчитывалось 5 700 «русофилов».

 

Представлявший собой огороженный колючей проволокой четырехугольный участок земли, Талергоф обзавёлся первыми бараками только осенью 1915 года, до этого русские заключённые при любой погоде спали под открытым небом прямо на земле. В новом жилье, где в жуткой тесноте одновременно проживало по 300 человек, не было ничего, кроме деревянных нар, устланных соломой, в которой гнездовались насекомые.

 

Помимо общей тюрьмы, в Талергофе существовали камеры-изоляторы, куда попадали наиболее активные и несговорчивые заключённые. Прежде чем поместить неугодного арестанта в одиночку, охранники безжалостно избивали его, а после не разрешали ему смотреть в окошко, наказывая за непослушание уколами штыка в лицо. Антисанитария, холод, голод, эпидемии помогали озверевшим надсмотрщикам воплощать в жизнь идею безжалостного истребления русских, которые не заслуживали снисхождения. Из воспоминаний узника Василия Ваврика становится ясно, что Талергоф, с течением времени обзаведшийся помещением для пыток, расстрельным рвом, вереницей виселиц и обширным кладбищем, представлял собой «лютейший застенок из всех австрийских тюрем в Габсбургской империи».

 

По прибытии в концлагерь все арестанты должны были пройти дезинфекцию в бане, а после голыми на свежем воздухе ожидать, пока им выдадут одежду. Что касается плановых купаний, то зачастую эту процедуру проводили в самые морозные дни, чтобы, выгнав раздетых людей на улицу, доставить им неимоверные страдания. Одно из таких купаний спровоцировало в Талергофе вспышку сыпного тифа, свирепствовавшего четыре месяца и унесшего 1 350 жизней.

 

Галицкая Голгофа

 

В сборнике «Терезин и Талергоф» Василий Ваврик описал тяжелейшие условия выживания в этих лагерях, где смерть редко наступала в силу естественных причин, поскольку там её распространяли путём намеренного заражения человека инъекциями со штаммами инфекционных заболеваний. Лечение в общепринятом смысле в них не предполагалось, врачи лишь фиксировали динамику протекания поставленных на живых людях медицинских опытов, совсем позабыв о клятве Гиппократа.

 

И в зной, и в стужу ежедневно работавшие с утра до ночи невольники занимались вспашкой полей, выравниваем ям, прокладкой дорог, собиранием лошадиного навоза и уборкой отхожих мест. В качестве вознаграждения они получали замешанный на соломе, конских каштанах и низкопробной муке хлеб, отвар гнилой свёклы, отходы картошки, протухшую конину и грязную воду. Посуда в концлагере не предусматривалась, поэтому каждый выходил из положения как мог. Одни использовали в качестве миски шапку, другие формировали тарелку из хлеба, третьи приспосабливали под свои нужды бутылки с отбитым горлышком.

 

Надзиратели в лагерях Терезин и Талергоф в основном были боснийцы, но наиболее оголтело, по мнению Ваврика, вели себя бывшие собратья: «Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем». Охранники обладали всей полнотой власти и могли творить с заключёнными всё, что им заблагорассудится. Называя арестантов «русскими свиньями», они откровенно забавлялись, жестоко избивая, пытая и расстреливая невинных узников. Чудом уцелевший в мясорубке Талергофа Илья Гошовский вспоминал, как служащие 27-го градецкого полка встретили его в лагере всего лишь «молниеносными ударами в лицо», в то время как другим повезло меньше – их либо ранили штыками, либо вовсе убили.

 

По свидетельству Ваврика, центральная площадь Талергофа была усыпана столбами для подвешивания, которые никогда не пустовали. На них с целью устрашения при помощи верёвок, пропущенных под руками, подвешивали жертв, которые находились в таком положении по два часа. Из-за этой мучительной пытки в исторических источниках геноцид русских нередко называется «галицкой Голгофой».

 

Женские лагеря

 

В Талергофе помимо мужского лагеря австрийцы устроили отдельные детские и женские тюрьмы, где изощрённо издевались над заключёнными, унижая их честь и достоинство. Намеренно не позаботившись о создании туалетов, лагерные служащие выделили для оправления естественных нужд открытые площадки. Когда надсмотрщики увидели, что женщины, испытывая чувство стыда, догадались прикрывать друг друга, организуя некое подобие ограждения, они намеренно стали сами окружать бедняжек, наблюдая за ними и позволяя себе при этом ужасающие выходки.

 

Действовавший до мая 1917 года концентрационный лагерь Талергоф был адом для 20 тысяч русских. До сих пор точно неизвестно, сколько заключённых здесь погибло, но ясно, что найденные при строительстве аэропорта Грац-Талергоф останки 1 767 человек – далеко не окончательная цифра.

 

Согласно исследованию публициста Дмитрия Маркова, лишь за первое полугодие 1915 года в концентрационном лагере было убито 3 800 человек.

 

 Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I, который в своём рескрипте от 7 мая 1917 г. написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими».

 

С 1924 г. выпускался «Талергофский альманах», где приведены документальные свидетельства, воспоминания очевидцев и жертв геноцида. В 1928 и 1934 гг. во Львове были проведены Талергофские съезды. Последний собрал более 15 тыс. участников. На Лычаковском кладбище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. На нем сделали надпись: «Жертвам Талергофа 1914−1918. Галицкая Русь». Подобные памятники возникли во многих населенных пунктах Галичины.

 

Сегодня, по мнению большинства историков, можно сказать, что человеконенавистнический эксперимент, проводимый Польшей, Австро-Венгрией, Третьим рейхом по превращению Галичины в антирусский, антиправославный и в конечном счете антиукраинский плацдарм, удался.

 

P.S.

 

Мы не можем публиковать фото имеющееся у нас в распоряжении они просто ужасны.

 

Источник "Культура славян"