Кто Такое Человек

На модерации Отложенный

Священник Даниил Сысоев

Запись беседы переведена дословно в предлагаемый текст. Поэтому не удивляйтесь особенностям текста, так как это живая, быстрая и горячая беседа. Помните об этом.

И Вот в шестой день, когда уже были сотворены звери, когда, как бы земля принесла плод жизни, плод жизни обладающий чувствами, движениями, но не обладающий ещё разумом, Господь, как бы прерывается, прерывается говоря об создании мира, и начинает советоваться Сам с Собой. Почему? С чем это связано? Дело в том, что Господь решил создать удивительный немыслимый «гибрид», настоящий гибрид. Он решил связать две вселенных. Вы ведь знаете что весь мир наш сложен, он состоит из двух сотворённых вселенных. Из мира который мы называем миром видимым, то есть тот мир который можно в телескоп увидеть, в лупу, микроскоп, руками пощупать, то что называется ощущаемый органами чувств. И мира который называется миром невидимым, или миром умственно постигаемым, постигаемым умом. И Господь решил связать вместе эти два мира, сделавши некий гибрид, или если угодно «плотоносного ангела», «млекопитающего ангела». Удивительный такой гибрид как ангел и млекопитающее. Вот такое удивительное сочетание решил сделать Бог. Он решил показав Свою красоту, и могущество в мире невидимом сначала сотворив блаженных духов похожих на Него, хотя конечно далеко отстоящих от Его великолепия, сотворив мир совершенно на Него не похожий, мир материи, потому что мы знаем что мир материи не похож на Бога, Бог ведь не камень, не железо, не воздух, не космос. И вот решил наконец Господь связать во едино два мира, и создать некоего нового поклонника Себе (как говорит Иоанн Дамаскин), удивительного поклонника соединения величества с низостью. И Господь творит некое существо, некий Свой живой автопортрет, автопортрет Себя Самого. Творит Его своими собственными руками из праха и из души - Своего божественного дуновения. Вот видим о замысле Бога о человеке, который Господь решает в Своём предвечном Совете. Господь говорит обращаясь к Кому то. К Кому? Отец обращается к Богу Сыну и Богу Духу Святому, и говорит, - сотворим человека по Образу Нашему и по Подобию, пускай он властвует над зверями полевыми, над гадами пресмыкающимися по земле, над птицами небесными и пускай он управляет миром, материальным миром. Господь таким образом решил создать не просто управленца в этом мире, а живой образ власти над землёй, ведь мы с вами знаем, что Бог по природе Своей, обладает властью Своей над миром. Вот, если например, президент, то он пытается черпать свою власть от народа, цари черпают свою власть может быть от наследства или от завоевания, то Бог черпает власть от Самого Себя. Он суверенный и настоящий источник всякой власти во вселенной, и мы знаем, что никто не может сказать Ему, что Ты сделал, когда что то Он делает. Он Владыка всего, потому что Он сотворил Всё. И вот по этому, Господь решил сделать похожее на себя существо которое должно властвовать над миром. Но власть должна начинаться с чего?
- С власти над собой, конечно же. Да? И поэтому Он создал человека по образу Своему. То есть по Господу нашему Иисусу Христу. Ведь Иисус Христос есть вечный Образ Бога Отца. Вы это знаете, да? У нас есть икона Бога Отца в нашем храме? Есть, вот Его икона Бога Отца, Иисуса Христа. Потому что Иисус Христос есть Истинный Образ Бога Отца. Господь ведь сказал: видевший Меня, видел Отца. В святом Евангелии об этом прямо сказано. И вот по Этому, по Христу, по Вечному Сыну Небесного Отца, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - создаёт человека. И, так же ставит ему задание, - стать по Подобию. То есть стать подобием вечного Подобия Бога Отца. Вечным Подобием Бога Отца является Господь Бог Дух Святой. И поэтому человек должен стать СВЯТЫМ, что бы уподобиться Святому Духу.
И вот это удивительный дар Бога который заложен в нас и как дар и как задание, он закладывается в человека. И так, человек действительно велик не потому что он «микромир». Вы знаете что древние мудрецы, и многие современные люди мнящие себя быть мудрыми, говорят что величие человека в том что в нём соединяется всё. Это правда, и в этом действительно соединении, проявился Бог, Рука Бога. Ведь мы с вами имеем нечто и от камней, так ведь? Мы имеем в себе как бы некие реки которые внутри нас текут, как на планете земля есть реки из воды, то у нас есть реки которые снабжают нас жидкостью, реки крови внутри нас бегущие по специальным руслам которые очень красиво, премудро проложил Господь Бог. Действительно если посмотреть на устройство нашего тела, мы увидим удивительную совершенно, красивейшую картину, увидим мозговой центр, в буквальном смысле, центр разумной деятельности, это удивительная, тончайше организованная материя, и как говорили современные учёные, более высокоорганизованной материи чем у нас в голове находится, во вселенной нет. Более сложно организованного вещества чем у нас находится в черепной коробке, в принципе нет. Конечно, естественно, что сложность такая сама не могла получиться. И это удивительное устройство, которое нам помогает душе общаться с телом, которое не вырабатывает мысли, а при помощи которого душа управляет телом, это устройство защищено как в некой крепости, защищено черепной коробкой. У нас есть удивительные органы чувств. Которые дают нам некое простое восприятие. Мы когда благодарим Бога в молитве после причастия, говорим, просвети наших чувств простое естество, чувств наших простую пятерицу. Что значит простую? То есть все наши органы чувств дают одинаковую картинку. Чувства все настроены. Вот у пьяных, у них бывает расстраиваются чувства. (Видит человек например две двери, или там десять окон вместо пяти окон.) А у нормального человека, все органы показывают единую общую картину. Кто великий настройщик этого? Конечно же Великий Бог. Который вложил в нас как бы наши светила – наши глаза, которые дают свет мира видеть; дал нам возможность слышать прекрасные звуки которыми Господь наполнил вселенную; дал нам ощущать аромат; дал нам возможность ощущать вкус; покрыл нас кожей, которая действительно является и украшением нашим и защитой нашей, и вообще, действительно, тончайшим образом, настройкой нашей. Действительно весь мир, как бы в нас повторяется: у нас как в мире этом есть горы, так у нас есть кости, которые формируют нас; как в этом мире есть почва, так у нас есть мышцы; как в этом мире есть растения, так вот у нас есть некоторая «растительность» на голове. То есть действительно, есть некоторая связь с миром, прямая совершенно, или прослеживается. Но не в этом величие человека! Почему такая связь вообще есть? Потому что Бог задумал, что бы человек стал властителем над миром. Понимаете? Что бы он каким то образом был сроден с этим миром, но был одновременно и выше его. Но самое величие человека заключается в том, что он по Образу Божию сотворён. Когда человек гордиться что он создан как микромир, то действительно нет в этом ничего особо великого с другой стороны. Потому что когда человек хвастает тем, что он микромир, микрокосмос, таким образом он хвастает тем, что имеет сродство со вшами и мышами,
как говорил Григорий Богослов, - понятно, что весь космос включает в себя и вшей и мышей, так?

значит в человеке есть что то вшивое и мышастое…, а после грехопадения в человеке есть ещё лисье, змеиное, свинское, замечали да?
поэтому говорят – змея подколодная, свинья там и так далее. Вот. Всё произошло из-за того, что человек - упал. Изначально такого в нём не было. Изначально человек соответствовал самому главному заданию. Главная честь, которая есть у человека, это то, что мы сотворены по Образу Божию. Мы несём на себе отпечаток Иисуса Христа. Отпечаток Его Личности. И именно поэтому, мы с вами, действительно, устремлены к вечности, изначально. Поэтому то, человек не может ничем насытиться на земле. Если бы он был только микрокосмос, ну он бы насытился землёй, вполне бы насытился, так ведь? если бы он был только земным. Но человек никогда, ничем не может быть удовлетворён. Он не насыщаем. Он не насыщаем в смысле денег, так? Знаете – всех денег не заработаешь – говорят. Он не насыщаем в смысле даже блуда. Когда он пытается найти удовольствие в плотском удовольствии, он не находит удовольствия. С чем это связано? С тем, что человек сотворён не насытимым. Потому что он может насытиться, только тогда, когда явиться в Славе Божией. Помните в книге Псалмов говорит Давид – я насыщусь когда явлюсь в Твоей Славе. Это действительно отпечаток Образа Божия в нас. Наш дух созданный по образу Бога, вдунутый Божественным Дыханием, он поднимает нас к Богу, он нас возвышает к Богу, и не даёт нам здесь успокаиваться. Вот в этом наше величие. Величие наше в том, что мы, созданы «дольними поклонниками», как говорит Григорий Богослов, а за ним и Иоанн Домаскин, то есть «стоящими на земле поклонниками Небесного Бога». Мы созданы такими существами, которые не должны служить никому кроме Кого? – Творца Вселенной. Так?
Вот, животные созданы не так, животные созданы что бы служить нам. А вот мы, созданы служить только Богу. Мы созданы с величайшим заданием, с величайшей честью - служить только Богу Высочайшему, Ему покланяться, Его славить. Иметь жизнь Его в нас, потому что, раз мы по Образу, значит мы некое сродство с Ним имеем, так? Мы Его род, как говорит книга деяния апостолов. Мы род Божий, по Образу Божию сотворены. И мы имеем задачу достигнуть Богоподобия. Достигнуть того, что называется у святых отцов - Обожением, Богууподоблением, причастием Божественной жизни, Божественной Славе, - через следование святым евангельским добродетелям, через участие в Святых Силах Бога доставаемые через Святые Таинства, и, через это, человек постепенно, преображается в сверхчеловека, в Бога по благодати. Потому что, кто возлюбит Сына, тот сам станет Сыном. Кто возлюбит Бога тот станет Богом по благодати. Не даром Господь сказал – Я сказал, вы Боги, и Сыновья Всевышнего все, а вы же как человеки падаете, как один из князей умираете. Действительно это страшно, страшное величие заложено в человеке. Вот если вдуматься, представьте себе, каждый из нас - Образ Божий, то есть, каждый из нас несёт в себе безмерную глубину, ведь, Бог ведь бесконечен, так ведь? Иисус Христос по Божеству тоже ведь бесконечен, так ведь? Как Бог Он наполняет Вселенную, Божие Слово вечно пребывающее наполняет землю и Небо, и как говорит Господь наш – никто не восходил на Небо кроме Сына человеческого Который и сейчас уже Сущий на Небесах. Христос вездесущь по Божеству Своему, ограничен по Человечеству. И по этому человек, он тоже имеет в себе эту тягу к бесконечному. Он имеет безмерную бездну скрытую в глубинах своего сердца. Как сказал царь Давид – приступит человек, и сердце глубоко, и вознесётся Бог. Это удивительный момент когда мы всматриваемся в себя мы видим огромную, удивительную бездну. И внимательные люди знают, что если очистимся мы от грехов наших, мы станем светоносными существами, у нас есть некое собственное свечение. Как говорил Григорий Богослов – мы третьи Светы. Первый Свет это Бог, второй Свет это Ангел, третий Свет – Человек. Мы имеем некое внутреннее сияние, и это сияние может раскрыться для бесконечного Сияния Бога, для Первого Сияния. Мы можем увидеть Бога, Лицом к Лицу, в силу того что мы по Лицу Божию сотворены. Лицо Божие отпечатано было на нас в момент творения. И именно поэтому человек ничем не может насытиться на земле, его тянет это небесное тяготение, к Себе, изначально.
Ведь самое удивительное что откуда всё берётся, откуда даже жестокости страшные берутся? Потому что в нас огромная бездна. И огромная бездна бывает настолько велика, что человек готов идти против Бога тоже до бесконечности. Разлагая себя. Но куда большая бездна есть в святых. Святой ещё большая бездна чем любой грешник, даже самый лютый. Почему? В нём раскрыто бесконечно не только сотворённое, человеческое, но он причастен к бесконечности Самого Бога. Понимаете? Он черпает из бесконечной жизни Бога и становиться тем кем он задуман изначально.
Вот удивительно! На самом деле, каково на самом деле задание наше. Вдумайтесь, - кем мы являемся?
Часто мы себя по дьявольскому смирению унижаем. Мы говорим – мы люди глупые, куда уж нам, мы люди маленькие, так? А Бог говорит так – «а кто вам такую глупость то сказал? Я вас творил, чтобы вы были Великими. Великими в любви, Великими в милосердии, Великими в кротости, Великими в смирении. Великими Моей Силой. А как вы смеете отказываться от Моего Величия? Я вам дал это задание. Я ваш конструктор, Я вас сконструировал для Себя. Я создал ваше сердце для Себя. Как вы смеете унижать себя? Унижать себя размениваясь на мелочи. Как вы смеете гнобить и гробить себя? Не вы себя создали. Не вам себя и гробить.»
Вот поэтому посмотрите, когда Бог успокаивается? Бог почил после каких дел? После того, когда Он сотворил Небо? Нет. После того как Он сотворил землю? Тоже нет. После того как сотворил растения? Тоже нет. Он почил от своих дел после того, когда Он сотворил человека и дал ему первую заповедь. И после этого Господь увидел что всё что Он создал весьма хорошо. И тогда Он почил от Своих дел. То есть Бог успокоился когда создал Человека. И вновь Бог успокоится знаете когда? Когда доведёт Человека до окончательной Цели. Когда люди станут живыми подобиями Его, ради чего они сконструированы, ради чего они сделаны. Поняли какова наша Цель? Если мы от неё откажемся, мы – нелюди. В прямом смысле, понимаете? Не в смысле ругательства. А потому что, тот кто отказывается от своей цели, как он может называться человеком? Вот вы, сможете назвать автомобилем некое приспособление без колёс и без двигателя? Врядли. Точно так же и человеком нельзя назвать того, кто отказался от Богууподобления. Помните, что в этом наша Цель, в этом наше Величие, в этом наша Красота.
И сегодня Церковь напоминает нам, что пост нужен для того, чтобы достигнуть этой предельной цели, Богууподобления, без которой, смысла в жизни нет.