Съесть победителей. Как власть возвращает себе полный контроль над Мосгордумой

На модерации Отложенный

В попытке обуздать итоги умного голосования и доказать избирателю свою правоту власть явно перегибает палку, заставляя часть политиков из системных партий занимать куда более радикальные позиции. Угрозы, отставки и черный пиар привели к окончательной кристаллизации оппозиции в Мосгордуме

Кремль и мэрия Москвы начали активное наступление на депутатов, которые выиграли выборы в Мосгордуму у кандидатов от власти. Им навязывают лояльность, а тех, кто откажется, ждут репрессии со стороны выдвинувших их системных партий – потеря должностей, исключение из фракций, черный пиар. Главная цель кампании – показать избирателю, что протестное голосование не работает, ничего не меняется, а поддержанные им в пику власти кандидаты все равно становятся на сторону администрации.

Мало большинства

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов пригрозил исключить из фракции Компартии в Мосгордуме несколько строптивых депутатов, которые проголосовали против проекта бюджета, предложенного мэрией, и даже попробовали организовать в городском парламенте круглый стол с участием Алексея Навального. Депутатам-коммунистам рекомендовало голосовать за бюджет партийное руководство, в крайнем случае они могли воздержаться. Круглый стол с Навальным в последний момент пришлось отменять главе фракции КПРФ Николаю Зубрилину. Про одну из оппозиционных мэрии депутатов – коммунистку Екатерину Енгалычеву – провластные СМИ уже сделали разоблачительное расследование, также она попала в телепрограмму Андрея Караулова.

Главу фракции «Справедливой России» в Мосгордуме Михаила Тимонова сместили вскоре после того, как он, в отличие от двух других своих однопартийцев, проголосовал против бюджета мэрии. «Яблоко» определилось с руководством московского отделения – им стал опытный партаппаратчик, бывший депутат Госдумы Сергей Иваненко, который имеет налаженные связи в Кремле, а не кто-то из молодых партийцев из группы урбаниста Максима Каца. Депутат от «Яблока» Сергей Митрохин тоже голосовал за предложенный мэрией бюджет.

Все эти перестановки и выговоры прошли всего за пару недель. Кремль и мэрия пытаются как можно скорее обнулить результаты сентябрьского протестного голосования, когда провластные кандидаты проиграли в 21 из 45 округов. Тогда, после отказа в регистрации многим оппозиционерам и жесткого разгона протестов, люди были готовы голосовать за любых кандидатов не от власти, из-за чего мэрия оказалась на грани потери контрольного пакета в Мосгордуме.

Казалось бы, даже 24 из 45 депутатов достаточно, чтобы не переживать из-за оппозиции, но российской власти нужна куда большая степень контроля, чем простое большинство. Нужно компенсировать сентябрьский провал технологии с отсечением оппозиционных кандидатов и не дать новым независимым депутатам почувствовать себя реальной силой. Особенно это важно при одобрении городского бюджета – если бы почти половина депутатов проголосовала против, то это стало бы серьезным репутационным ударом для мэрии и могло бы вызвать у горожан еще больше вопросов по поводу того, насколько разумно постоянно менять плитку на фоне оптимизации больниц и школ.

К тому же необходимо было показать московским избирателям, что протестное голосование на деле ничего не изменило: как ни голосуй, система остается прежней. Разочарование всегда сильнее изначально скептического отношения, и к этому разочарованию администрация президента и мэрия пытаются подвести оппозиционно настроенных граждан.

Протест не работает

Доказательства того, что протестное голосование не работает и победил все равно Кремль, постарались представить сразу после выборов. Два депутата от умного голосования Навального – справоросс Магомет Яндиев и коммунист Николай Губенко – оказались в числе тех, кто выдвинул единоросса Алексея Шапошникова на пост спикера. Но эффект получился смазанным – насчет Яндиева и Губенко иллюзий никто не питал.

Наоборот, выступления оппозиционеров на заседаниях Мосгордумы и ее комитетов вызывают интерес аудитории. Например, по соцсетям и СМИ разошелся ролик с заявлениями коммуниста Евгения Ступина, критикующего транспортную политику мэрии. Тот же Ступин вместе с коллегой по фракции Павлом Тарасовым съездил в Шиес, где столичные власти хотят построить мусорный полигон, несмотря на протесты местных жителей.

Кроме того, коммунист хочет использовать свое служебное авто как социальное такси в своем округе.

В российском обществе силен запрос на справедливого чиновника и депутата, поэтому, например, так популярны новости об оппозиционном (как принято говорить – «народном») мэре Якутска Сардане Авксентьевой. Ролики с московскими депутатами Ступиным, Шуваловой или яблочницей Дарьей Бесединой – пусть и начальная, но заявка на кампанию в Госдуму 2021 года по одномандатным округам Москвы (благо округа в столичный парламент почти такие же крупные, как в федеральный). Кремлю и мэрии добавилась еще одна задача – не допустить, чтобы медийных депутатов-правдорубов в Мосгордуме стало больше.

Поворотным моментом было рассмотрение московского бюджета. Руководство КПРФ, по сути, обязало членов своей фракции голосовать за предложенный мэрией вариант. Объяснили это тем, что городская администрация поддержала предложения коммунистов. Похожим образом мотивировал свою поддержку и яблочник Сергей Митрохин. В итоге против предложенного мэрией проекта проголосовали всего семь депутатов: пять коммунистов, справоросс Тимонов и яблочница Беседина. Мэрия таким образом наглядно показывает: смотри, избиратель, почти все твои «умные» кандидаты оказались за нас.

Переговоры о покупке лояльности явно шли на уровне руководства системных партий. Геннадий Зюганов лично грозит бунтующим коммунистам исключением из фракции за приглашение Навального. Те же, кто приглашал Навального, голосовали и против бюджета. Справоросс Михаил Тимонов утверждает, что потерял пост главы фракции тоже из-за протестного голосования.

В результате сейчас фракция умного голосования фактически сократилась до семи человек, принадлежность к ней сулит проблемы – разрыв с системной партией, черный пиар. Провластные СМИ атакуют Ступина, Енгалычеву, Шувалову. Лучше с нами, чем против нас, – всеми силами намекает власть людям, которые победили ее кандидатов. Хотя многим намеки не потребовались – они перешли на сторону мэрии до угроз партийного руководства, критики в СМИ и отставок.

Выталкивая из системы

В итоге избиратель (московский и не только) должен прийти к выводу, что в Мосгордуму выбрали не тех: победители, которые выиграли только благодаря протесту, либо покупаются властью, либо недостойные люди с темными биографиями. Не голосуйте за случайных, все равно ничего не изменится, а то и будет стыдно за свой выбор, – открыто заявляет власть избирателю.

Примерно то же самое происходит в регионах, где в прошлом году кандидаты от власти проиграли губернаторские выборы – и коммунист Валентин Коновалов в Хакасии, и Сергей Фургал (ЛДПР) в Хабаровском крае, и даже Владимир Сипягин (ЛДПР) во Владимире, который сразу назначил в свое правительство варягов-единороссов, постоянно сталкиваются с волнами черного пиара.

Судя по Хабаровскому краю, пока стратегия дает обратный эффект – на выборах заксобрания за партию Фургала проголосовали больше 70% избирателей, ЛДПР выиграла все одномандатные округа. Сумев принудить к лояльности одних, власть усилила оппозиционность других. В попытке обуздать итоги умного голосования и доказать избирателю свою правоту власть явно перегибает палку, заставляя часть политиков из системных партий занимать куда более радикальные позиции.

Публичные указания со стороны партийного руководства, как правильно голосовать, и последовавшие угрозы и отставки привели к окончательной кристаллизации оппозиции в Мосгордуме. Системные партии отталкивают их, фрондирующие коммунисты, справороссы и яблочники теперь ближе к тому же Алексею Навальному.

Репрессии, гонения и черный пиар подчеркивают их статус борцов за правду. Теперь о Шуваловой, Бесединой, Ступине и Енгалычевой узнает все больше людей, а обиженных за правду в России любят. Пошли разговоры о новом депутатском объединении из оппозиционеров, а Елена Шувалова даже вышла из московского отделения КПРФ: она хочет прикрепиться к более протестному отделению коммунистов, благо такие есть. В результате борьбы с итогами протестного голосования администрация получила готовых кандидатов в Госдуму на выборах 2021 года.