Макрон произнес вслух о России то, что стыдились сказать все

Макрон прокричал то, что все видят, но боятся произнести: король голый. Более того, сверкая голым задом, он движется в неверном направлении, пишет автор. Европе нужно понять, чего она хочет достичь в конфронтации с Кремлем. Тезисы Макрона неоднозначны, но он задал неудобные вопросы, на которые пора найти ответы.

 

В каком-то смысле все стало так демократично и прозрачно, как никогда ранее: нам уже не нужна никакая «Викиликс», чтобы заглянуть на грязные кухни мировой политики. Трамп шантажирует Зеленского, говоря, что поможет украинскому президенту в войне с Россией, если тот найдет компромат на семью его политического конкурента. Зеленский замыкается в себе и не знает, куда деть глаза, тем более что в «частной» беседе с американским коллегой успел наговорить всякого про Меркель. Его покровитель олигарх Игорь Коломойский приходит в ярость и объявляет, что раз так, то он позаботится о том, чтобы Украина вновь развернулась к России. Путину уже можно ничего не предпринимать.

 

Макрон в каком-то смысле делает то же самое, что Коломойский. Раз Трамп считает НАТО бессмысленной организацией и враждебно относится ко всему Евросоюзу, а в особенности к его главной движущей силе, Берлину, значит, французам стоит напомнить англосаксам о том, чего они всегда сильнее всего боялись: об объединении континента, появлении единого хора Франции, Германии и России. Если к этому коллективу присоединится Центральная Европа, исчезнет последнее препятствие для функционирования блока с немецким мотором, российскими ресурсами и всеми остальными странами, который единственный (наряду с Китаем) может стать угрозой для глобального доминирования США

 

Так можно интерпретировать интервью Макрона изданию «Экономист»: мозга у НАТО нет, он умер, значит, следует заняться параллельной военной структурой, то есть Европейской инициативой реагирования. Польшу пока туда не пригласили, а Италия присоединилась к проекту лишь тогда, когда Сальвини со своей антилиберальной риторикой перестал играть на Тибре первую скрипку.

Пока это узкая, лишенная конкретики и, скорее, символическая инициатива, но Макрон придает ей большое значение и ясно дает понять, что может принять командование.

 

Запугивание сработало. На саммите НАТО Трамп изображал глубоко потрясенного человека и обвинял Макрона в том, что его высказывания были оскорбительными, будто бы не помня, почему разгорелся весь сыр-бор, кто рассказывал, что Альянс больше не нужен, кто жаловался на присоединение к нему какой-то там Черногории и рисковал одним из флангов, ведя грязную игру в Сирии.

 

Сейчас все бросились защищать НАТО, и если воспринимать звучащие заявления о единстве и сплоченности всерьез, можно решить, что эта организация сильна как никогда. Спор разрешен, Трамп и Макрон пожали друг другу руки, Восточная Европа услышала заверения, что ее восточные опасения понимают, одним словом — Альянс вернул себе былое величие. Никто старается не думать о том, что если на Сувалкском перешейке появятся «зеленые человечки» в военной форме без знаков отличия, то, вполне возможно, мы увидим картину, которую обрисовал в интервью еженедельнику «Политика» Фукуяма: Путин будет все отрицать, а Трамп созовет комиссию, которая начнет бесконечное расследование, выясняя, на самом ли деле они связаны с Россией и чего они добиваются.

 

Пока, однако, свежеотполированная броня НАТО сверкает и выглядит впечатляюще. Если, конечно, не обращать внимания на царапины, сделанные Турцией, которая шантажирует союзников тем, что может не одобрить планов помощи Центральной Европе в случае российского нападения. Но в любом случае стало лучше, чем было. Макрон мог бы предстать в образе «Винкельрида народов», который подставил себя под копья и еще раз вопреки воле самого Альянса сплотил его, если бы не то, что традиционно скептически относящаяся к Америке Франция просто пыталась перехватить инициативу в момент, когда США сконцентрировали свое внимание на Тихоокеанском регионе.