Александр СТАВИЦКИЙ . Особенности путинской "элиты".

На модерации Отложенный

Президент с большим "приложением"

 

Лидер сколоченного Кремлем молодежного движения "Наши" провозгласил, что одной из целей одобренной свыше организации является формирование политической элиты России.

В этой связи вспоминается фраза Бывалого из замечательной советской комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" - "Все украдено до нас". Действительно, ребята, что вы хорохоритесь: все, связанное с подбором элиты, "устаканилось" до вас.

И законы, по которым у кормила власти оказывается та или иная фигура, далеки от правил заботливого выращивания будущих гениев-управленцев в пробирках. Закон первый в ряду проталкивающих наверх - оказаться в нужное время в нужном месте. Вот взять нынешнее, путинское правление впавшей в капитализм Россией.

Президент взялся возрождать у нас рыночную державу (слава богу, уже 15 лет "возрождают"!) с опорой исключительно на лиц питерского происхождения. С помощью тех, кто, по Пушкину, родился или хотя бы гулял на брегах Невы. Видимо, Путин, сам двинувшийся в 1996 году из Петербурга на завоевание первопрестольной, не хотел чувствовать себя одиноким и свято придерживался фамусовского правила: "при мне служащие чужие редки..." Но перестарался и в желании рассадить земляков на Олимпе власти превзошел все, что было известно до того.

Как пишет "Новая газета": "Когда российский президент Борис Ельцин в 1999 году любезно оставил нам под елкой преемника, никто не мог подумать, что к нему последует большое приложение". Однако "приложение" последовало, и ныне 65 руководящих постов в 30 основных федеральных министерствах и службах занимают граждане, которым посчастливилось знать Владимира Владимировича в его бытность в северной столице.

Кто у нас главный российский финансист? Министр финансов РФ Алексей Кудрин. А кто с похвальной энергией удваивает российский валовый внутренний продукт? Глава Минэкономразвития Герман Греф.

Оба имели честь вместе с Путиным трудиться в мэрии Петербурга. Таков же и Дмитрий Медведев, которому президент поручил командовать своей администрацией. А кто блюдет безопасность и покой государства в роли директора ФСБ? Питерский чекист Николай Патрушев.

Кто крепит российскую оборону так, что натовские базы подползают все ближе? Правильно, министр обороны Сергей Иванов, также мобилизованный и призванный Путиным из "града сиятельного Петра". Один питерский, Борис Грызлов, берет в свои руки парламент, другой, Леонид Рейман, министерство связи.

При этом взлет зачастую просто фантастический, мы бы сказали, необъяснимо фантастический. Бывший глава администрации Гатчинского района Ленинградской области Анатолий Ледовских садится в кресло руководителя Федерального агентства по использованию недр, замгендиректора ОАО "Газпром-Медиа" Антон Иванов начинает толковать законы в должности председателя Высшего арбитражного суда России.

И так далее и тому подобное. "Питерский десант" на сияющие вершины российской власти становится все более многочисленным и всепроникающим. А вы говорите, формирование политической элиты! Но может, всех этих "возродителей России" связывает глубокое духовное родство? Или причины куда более земные?

А если тюрьма - еще лучше!

 

Вспоминаю такой эпизод на заре разгула "демократии". В провинциальном городке идет заседание доживающего свои последние месяцы тогда еще Совета городского уровня. Обсуждается вопрос об утверждении кандидата на ответственную должность.

Местный "рупор демократии", желая придраться к претенденту, изрекает: "Какая-то у вас биография больно гладкая, ни тебе конфликта с начальством, ни выговора". ("Демократы" тогда готовились вывести из тени подпольной экономики и подпольных связей и превратить в первых лиц свою уголовную братию.)

Сидящий в зале депутат меланхолически добавляет: "А если тюрьма - еще лучше". И это оказалось вовсе не веселой шуткой. Тюрьма, реальная или потенциальная, стала благодатным полем, на котором собирают обильный урожай устроителей капиталистической России.

В частности, второй, еще более важный, чем первый, путинский закон снабжения государства управленцами высшего порядка - это "совместное прохождение по делу".

Вот тут уж без осечки, тут самая верная площадка для головокружительного подъема по вертикали власти.

Например, не раз уже упоминавшееся в оппозиционной печати уголовное дело № 144128 о финансовой и строительной корпорации "Двадцатый трест". Сегодня оно выглядит как путеводитель по коридорам Кремля. Напомним, что "Двадцатый трест" появился в 1992 году и свидетельство о его регистрации подписал Владимир Путин, тогда председатель Комитета по внешним связям и заместитель мэра Санкт-Петербурга.

А далее на счета частного АО перетекли из бюджета города в виде ссуд и кредитов, по официальным данным, 4,5 млн долларов, а по неофициальным - все 28 млн "зеленых". Корпорация переправляла эти средства в восемь стран мира, в основном в Финляндию и Испанию, где были построены два апартамент-отеля, оборудован ресторан, куплена вилла с землей.

Благодарность к таким чутким и все понимающим питерским чиновникам переполняла сердце руководителя "Двадцатого треста" С.Никешина и заставляла, в частности, оплачивать заграничные турне Путина. Но поскольку опекаемая питерской мэрией корпорация никаких кредитов в бюджет, естественно, не вернула, против бойких ребят из ее правления возбудили в конце концов в 1999 году уголовное дело.

И дело потянуло за собой в качестве фигурантов благодетелей данной коммерческой структуры. Материалы дела достаточно любопытные. Повествуют, скажем, о том, как вдогонку за предыдущими миллионами корпорации "Двадцатый трест" выделили из бюджета в 1996 году еще 800 тысяч долларов под благовидным предлогом организации отдыха ветеранов войны и труда в Испании. Результат был понятный.

Как отмечено в акте ревизии финансовой деятельности жуликоватой конторы: "В нарушение договора, в список лиц, отправляющихся на отдых в Испанию, включены граждане, не имеющие отношения..." Указание обеспечить финансирование сего мероприятия из бюджета отдавал исполнявший в тот момент обязанности питерского мэра В.В.Путин, и Алексей Кудрин, председатель Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга, в нарушение всех законов и правительственных постановлений, обеспечивал.

Бойкая корпорация прославилась и еще одним эпизодом, когда обязавшись передать городу 1000 квадратных метров жилья и получив под это соответствующее обеспечение от администрации, ничегошеньки не сделала и ничегошеньки городу не вернула. Деньги ушли фирмам в Германии, Финляндии, США.

Но никаких претензий питерское КУГИ "Двадцатому тресту" не предъявило; директором департамента недвижимого имущества КУГИ был Герман Греф.

Ну где теперь находятся упомянутые в данном уголовном деле лица - Путин, Кудрин, Греф и прочие, известно. Сидят так высоко, что голову задерешь - шапка падает. Только на пользу пошло Д.Медведеву, С.Иванову, Н. Патрушеву и другим, что именно в тот период они трудились вместе с Путиным в стенах питерской мэрии или занимали посты в питерских "органах".

Да и само уголовное дело после триумфального шествия ВВП по ступенькам власти, разумеется, прекратили. А инициировавший это разбирательство старший оперуполномоченный антикоррупционного отдела ГУВД Санкт-Петербурга Олег Калиниченко под давлением был вынужден уволиться и впоследствии ушел в монастырь.

Видимо, стыдно ему стало, что мешает президенту сформировать команду из готовых осчастливить Россию людей. Вот вам еще одно посрамление сторонников того, чтобы заботливо, исподволь пестовать элиту.

Нет, путинская элита рождается не в тиши аудиторий, а в гуще громких, шуршащих долларами афер, за каждой из которых соответствующая статья. ...

Марк Твен писал в политическом памфлете, посвященном последнему российскому самодержцу: "Подумать только, что это чучело в зеркале, эту морковку огромная нация, несметная масса людей, чтит как божество, и никто не смеется!"

Очень подходит к нынешнему облику российской власти и персонажам, ее олицетворяющим. Нам тоже совсем не смешно, что великий народ позволил собой управлять и собой помыкать фигурантам из бесчисленных уголовных дел.

Постыдней уж некуда...