БЕСХОЗНАЯ ЛЭП

Произнося высокие слова о продовольственной безопасности страны, чиновники нередко упускают из вида садоводов. А ведь они вносят свой вклад в продовольственную безопасность, обеспечивая экологически чистой продукцией по меньшей мере свои собственные семьи. Наиболее актуальным проблемам садоводов фракция КПРФ Госсовета Татарстана посвятила круглый стол, который состоится 7 апреля 2011 г. Одну из таких проблем представляет электроснабжение садоводческих товариществ. 
В зиму с 1978 на 1979 год повымерзли многие насаждения и, в т. ч., плодовый питомник в Пестречинском районе. Освободившуюся землю выделили под садоводческие товарищества. А мясокомбинат, работникам которого и была выделена земля, за свой счет построил полуторакилометровый отрезок высоковольтной ЛЭП. Она и по сей день обеспечивает эти товарищества электроэнергией.
В собственность садоводам ЛЭП никогда не передавались. Да и зачем? Садоводам действительно нужна электроэнергия, потребление которой они стабильно оплачивают. Но ни провода, ни опоры, ни изоляторы им не нужны. И с какой стати садоводы должны эксплуатировать ЛЭП, не являясь ее собственниками?!
В анналах Росреестра не зафиксировано, за кем именно закреплено почетное право быть собственником ЛЭП. Впрочем, в ту пору, когда прокладывалась злосчастная ЛЭП, вопрос о праве собственности на объекты электроэнергетики не возникал, потому что электрификация страны со времен ГОЭЛРО была делом государства. Во всяком случае, кому сегодня принадлежит отрезок ЛЭП, питающей группу садоводческих товариществ, расположенных на землях Пестречинского района, науке не известно.
Но не относится ли спорная ЛЭП к категории самовольных сооружений, с правом собственности на которые «суду все ясно». Автор этих строк и сам грешным делом кое-что соорудил. За что недремлющий участковый привлек его к административной ответственности. Взвесив все обстоятельства дела, суд ограничился замечанием. А я пообещал больше ничего такого не сооружать.
Но разве Пестречинский районный суд, наказывая садовое некоммерческое товарищество (СНТ) «Весна» за ненадлежащую эксплуатацию ЛЭП, не понимал, что его решение – наложить временный запрет на деятельность этого СНТ по эксплуатации ЛЭП, не просто несправедливо, но и неисполнимо?
Похоже, что суд не удосужился полистать устав проштрафившегося товарищества? И напрасно, ведь там об эксплуатации высоковольтного электрооборудования нет ни слова. Так можно ли признать его решение справедливым, если не существует доказательств, что именно «Весна» является собственником ЛЭП.


Суд наверное может установить, кто должен быть надлежащим собственником фактически бесхозной ЛЭП. Но пока этого не произошло, его требование о том, чтобы именно «Весна» устраняла выявленных Ростехнадзором недостатки, признать законным возможным не представляется.
У садоводов нет специалистов, имеющих допуск к обслуживанию высоковольтного оборудования, равно как и средств на их содержание. Но они, как могли, обихаживали неизвестно кому принадлежащую ЛЭП. А куда же им было деваться? Неужели сидеть в своих домиках при свечах, как при царе Горохе?
До поры до времени Ростехнадзору и дела не было до того, что у ЛЭП, объекта повышенной опасности нет собственника. Неизвестно, сколько бы это безобразие продолжалось, если бы не г-н Мухутдинов. Весной 2010 года он обратился в прокуратуру с заявлением о том, что над принадлежащим ему строением висит высоковольтный провод. В итоге после тридцатилетней спячки «проснулся» Ростехнадзор и в Кулаевское сельское поселение нагрянул инспектор. Он и обратился в Пестречинский суд с требованием наказать беззащитных, казалось бы, садоводов.
Но садоводы обратились в республиканскую Общественную палату, а она в Минэнерго Татарстана, которое пояснило, что строения, расположенные в охранной зоне ЛЭП, подлежат безусловной ликвидации. И это вполне понятно. Непонятно другое: почему разбираться с Мухутдиновым должны садоводы, а не Кулаевский сельсовет. Который, по всей видимости, и дал добро на строительство в охранной зоне ЛЭП?
Следить, чтобы ненадлежащая эксплуатация ЛЭП не привела к трагическим последствиям – прямая задача Ростехнадзора. Не трудно предположить, что рано или поздно он запретит эксплуатацию ЛЭП. Но если электроснабжение садоводческих товарищества будет прекращено, то кто, как не пестречинские органы самоуправления должны будут понести за это ответственность? А ведь обесточенными могут оказаться более 1200 садоводческих участков.
Отсюда вопрос республиканскому руководству. Знают ли в правительстве о законе N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»? В соответствии со ст. 38 этого закона органы государственной власти обязаны оказывать содействие садоводческим товариществам в строительстве и ремонте объектов необходимой им инфраструктуры? Так, не пора ли, наконец, навести порядок с электроснабжением садоводческих товариществ?