Москва продолжает демонстрировать свою значимость перед Вашингтоном

На модерации Отложенный

Россия, Китай и Иран отправят военное «послание миру». Москва, Пекин и Тегеран определили сроки первых совместных учений.

О планах проведения тремя странами военно-морских манёвров глава департамента генштаба Вооружённых сил Ирана по международным вопросам Кадир Незами сообщил ещё в сентябре, заявив, что они состоятся до конца года. Теперь стало известно, что учения пройдут с 22 декабря 2019-го по 20 января 2020-го.

 

Контр-адмирал, командующий Военно-морскими силами Ирана Хоссейн Ханзади впервые заговорил о российско-иранских учениях ещё летом, но об участии Китая он не упоминал. Однако и эти планы на тот момент вызвали обеспокоенность на Западе. В первую очередь из-за заявленной локации — «в южных водах» Исламской Республики.

Ближний Восток, без сомнения, не нуждается в увеличении количества площадок, где разыгрываются шахматные партии, и, конечно, в регионе не нужно и увеличение числа игроков, — заявила тогда глава дипломатии Европейского союза Федерика Могерини.

После того как в конце сентября стало известно о переносе места и расширении будущих учений за счёт присоединения к ним КНР, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф поспешил заверить: манёвры не являются враждебным актом по отношению к кому-либо. Ханзади в свою очередь подчёркивает: это демонстрация того, что все три страны достигли «значимой точки в своих отношениях». По словам контр-адмирала, в ходе совместных действий на севере Индийского океана Москва, Пекин и Тегеран намерены «отправить послание» миру.

Это сообщение о том, что безопасность на море должна отвечать интересам всех причастных стран. Мы не одобряем тот подход к безопасности, который обеспечивает выгоду лишь для одного государства и лишь на определённом отрезке времени, игнорируя при этом потребности других, — цитирует иранского военачальника портал The Washington Free Beacon.

 

Минобороны России/vk.com

 

Предварительный план будущих учений, как сообщается, был разработан два месяца назад. По словам главы МИД России Сергея Лаврова и Ханзади, основной задачей моряков будет отработка антитеррористических действий и борьбы с пиратами, а также обмен опытом по этим направлениям. Кроме того, как отметил в разговоре с News.ru военный аналитик Юрий Лямин, у манёвров есть, конечно, и не менее важный политический подтекст.

 

Мы можем описать предстоящие учения как мощный политический жест, сделанный Россией и Китаем в поддержку Тегерана, и продемонстрировать, что давление, оказываемое Соединенными Штатами, не формирует внешнюю политику обоих государств. Военная игра должна еще раз показать, что Москва и Пекин готовы дальше развивать отношения с Исламской Республикой и считать ее стратегически важным партнером в регионе, несмотря на попытки изоляции Ирана, предпринятые Вашингтоном.

Юрий Лямин

военный эксперт

Китайская пресса, в свою очередь, отмечает и проявляемую руководством КНР осторожность.

Ещё в сентябре издание South China Morning Post со ссылкой на местных экспертов сообщило, что Пекин намерен послать на учения всего несколько кораблей из состава своей эскадры по борьбе с пиратством, которая уже несколько лет находится у побережья Сомали.

У Китая очень чёткая политика на ближневосточном направлении, подразумевающая невмешательство в конфликты между США и Ираном. Следовательно, единственный вариант для КНР — принять участие в учениях по безопасности, которые отличаются от обычных боевых манёвров, — цитирует SCMP пекинского военного аналитика Чжоу Чэньмина.

 

Минобороны России/vk.com

 

Однако, как отмечал ранее в комментарии News.ru, руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов, главной задачей Москвы на этих учениях является не поддержка Ирана, а демонстрация своей значимости перед США. В то же время такой шаг покажет, что все российско-иранские противоречия по Сирии носят на данном этапе характер тактических разногласий и в целом серьёзно не отражаются на двусторонних отношениях, которые не ограничиваются решением задач лишь на территории САР, заключал эксперт.

При этом, полагает Юрий Лямин, ожидать, что учения приведут к серьёзному обострению отношений их участников с Западом, вряд ли стоит. Само западное сообщество на данный момент расколото в плане отношения к иранской политике. Причина в первую очередь в позиции Соединённых Штатов, которые в прошлом году вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, так называемая «ядерная сделка» Ирана и международных партнёров). Евросоюз же пока пытается сохранить действие этого соглашения, поскольку в противном случае у иранцев будут развязаны руки, и они вновь приступят к реализации своей ядерной программы. А с имеющимися у Тегерана ресурсами производство ядерного оружия займёт не больше года.