первое заявление

На модерации Отложенный

 

ПЕРВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Человек, подобно лунатику, внезапно оказавшемуся на безлюдной дороге, не имеет представления ни откуда он появился, ни куда направляется. В обычной жизни он ста­новится добычей самых различных влияний. О некоторых из них он знает, о других не подозревает или, по крайней мере, не считает их влияниями, поддающимися изменению, а скорее — некими неотвратимостями судьбы.

Он не способен в качественном смысле оценить, что с ним происходит, и не знает, какими способами можно контролировать или направлять свою психологическую ак­тивность. Например, он может признать существование амбиции и постарается выяснить, как действует это по­буждение. Он начинает его исследовать и находит то, что кажется ему истоком амбиции. Но он никогда не сможет с помощью обычных методов открыть в себе основопола­гающий фактор, приводящий в действие, скажем, амби­цию. Поэтому он прибегает к концепциям, которые просто называют вещи по-другому и таким образом создают у него впечатление, что ему понятен смысл этих вещей. Да­вайте рассмотрим слово амбиция. Человек может объяс­н чего-то достичь. А почему у человека есть к этому склон­ность? Он скажет, что в основе лежит, например, сексу­альный инстинкт. А чему служит этот инстинкт? Размно­жению. Но зачем человеку размножаться? А это в его природе. Почему это в его природе? Этого человек не знает. Какими бы изощренными ни были его аргумен­ты, он вынужден будет признать факт своего незнания.

В то же время существо, называемое человеком, смут­но осознает, что есть некий «запредельный мир», иное из­мерение или нечто, превосходящее известный ему мир. Выработав в себе привычку искать ответы только в строго заданных направлениях, он не в состоянии установить кон­такт с этим сущностным элементом, а между тем только это и может помочь ему в решении его проблемы.

В результате он ходит по кругу. Круг этот принимает одну из следующих форм или какую-то из их разновид­ностей:

1)                 он создает системы, пытаясь проникнуть в «неизве­стную область». Но он не достигает своей цели, потому что системы эти создаются на базе других систем, используе­мых для совсем иных целей — для того, чтобы сделать бо­лее понятной «тюрьму», в которой он живет;

2)                  он адаптирует традиционные учения и искажает их до такой степени, что они перестают функционировать тем способом, который им предназначен. Он инфицирует эти учения «тюремным вирусом»;                                                                                                                                                            ,,:                                                                                                                                                                                                          3)                  ради того, чтобы приобрести суррогатное равнове­сие, в котором можно жить согласно некой системе, со­вершенно, очевидно, лишенной завершенности, но со­держащей ответы на некоторые вопросы, он устраняется от всех поисков и успокаивается. Вопросы, оставшиеся без ответа, «заметаются под шкаф».

И

Но есть и другой путь из этого лабиринта. Люди всег­да настолько неправильно понимали этот Путь, что в боль­шинстве случаев изменяли его до неузнаваемости. Итак, что это за Путь?

Путь этот — продукт определенной научной специали­зации, практикуемой на протяжении ряда веков. Это не что иное, как открытие специфических законов и их приме­нение. Выразить это можно очень многими способами. Один из них, узнаваемый большинством людей, можно сформулировать так: это способ, посредством которого че­ловек, идя неизвестным маршрутом, преодолевает пределы известных ограничений и обретает знание. Способ этот передавался в течение последнего тысячелетия как «внут­ренняя доктрина религий», суть которой только в одном — в постижении смысла человеческого существования.

На данном этапе все, что может быть сказано о смыс­ле жизни человека, — это то, что у человека есть эволюци­онное предназначение, есть способность и долг перекинуть мост между собой и остальным творением. В физическом мире он пытается это сделать с помощью технологических и материальных методов. В своей «психической» жизни человек пытается достичь того же. Но вне школ, специали­зирующихся в этом учении, ему будет недоставать необхо­димых знаний: он не будет знать, как научиться учиться и как стабилизировать свое сознание. Естественно, он тер­пит неудачу еще до того, как начинает что-либо делать, по­тому что при нестабильном сознании он почти ни на что не способен.

Все религиозные системы в более или менее скрытой форме учили этому. Причина человеческого замешатель­ства в этом вопросе объясняется тем, что религии, как пра­вило, подчинялись физическим законам нашей планеты,

и согласно которым любое действие искривляется и стре­мится к своему повторению. Цель в результате теряется. Система становится жертвой автоматизма. Теряется и различие между социальной стабилизацией, к которой стремится религия, и другой целью — подготовить опре­деленных людей для внутреннего учения. Религия в этом случае превращается в инструмент социального домини­рования, не более того. Когда это происходит, в ситуацию проникает эмоциональный фактор. Проходит немного времени, и этот эмоциональный фактор приобретает та­кую силу, что люди начинают думать, будто религия как таковая основана исключительно на эмоциях. «Секрет сам себя защищает».

Автоматизм мира, подобно паразиту, захватывает почти все виды человеческого мышления и парализует их. Это происходит и в политике, и в философии ~ так же, как и в религиях. Современные наука и философия неспособны изучать Путь, о котором мы здесь говорим, по весьма ре­альным и очевидным причинам. Вот они:

1)                субъективность ученых, которые воспитаны в физи­ческом мире и интересуются только тем, что называется «закономерными результатами». Умы этих людей не ста­билизированы, поэтому им приходится работать исключи­тельно в узких областях, где только и может действовать нестабильный ум;

2)                     заимствованные из знакомого опыта предположе­ния о том, что психологический феномен должен работать по образцу, схожему с «материальными» процессами. Это отчасти и чисто семантическая проблема, так как слова полны ассоциаций, которые возникают под воздействием примитивного опыта или прилепляются к словам в их пов­седневном использовании. Мы имеем дело с совершенно

иной наукой, и ею необходимо заниматься посредством ее самой, посредством ее собственных законов.

3)  Законы эти не имеют сколько-нибудь очевидного при­менения в знакомом мире, и поэтому их изучением не за­нимаются обычные науки. И на самом деле, законы эти настолько тонки, что их можно легко не заметить, не при­дать им значения, игнорировать.

Можно даже сказать, что в некотором смысле эти за­коны вообще не существуют для обычного человека. Как свет свечи будет казаться несуществующим, если на него направить луч мощного электрического прожектора. Но если у вас есть особые причины для того, чтобы поместить свечу в свет прожектора, она сможет выполнить какие-то функции. Нельзя сказать, что ее «не существует». Конеч­но, электрик, как человек, озабоченный электричеством, свечи не видит, но это не означает, что ее нет или что у нее нет никакой функции.

У человека нет иного выхода, кроме как постичь смысл своего существования единственно возможным путем — через его осознание, и тем не менее он часто ведет себя так, как будто не хочет в это поверить. Почему?

Потому что:

а)                    он слышал о многих психологических, религиозных и метафизических системах и предполагает, что они бы не дожили до сегодняшнего дня, если бы в них не было какой-то истины. Это, в свою очередь, побуждает его думать, что если он посвятит одной из этих систем свое время и усилия, то обязательно придет к истине. Это предположение неле­по и ложно;

б)                  его приучили верить, что он может достичь своего спасения в борьбе: если, мол, достаточно побороться за то, чтобы пришло понимание, оно к нему придет. Это абсо-

т лютная неправда и противоречит фактам. Человек здесь всего лишь исходит из обобщения, позаимствованного из примитивного опыта, который он получил в процессе борь­бы за господство над материальной средой. К психологи­ческой области такой подход неприменим.

Итак, каковы требования Пути? Путь требует, чтобы в наличии имелись:

1)                учитель, прошедший уже это путь;

2)                индивидуум, сознание которого правильно ориенти­ровано, так что он может воспользоваться предлагаемыми ему материалами;

3)                 группа таких людей.

Лишь в этом смысле Путь и в самом деле имеет общую природу с мероприятиями, осуществляемыми в знакомом социальном контексте. Все три упомянутых фактора долж­ны действовать правильно, чтобы человеческое сознание могло перейти из грубого состояния в утонченное, а это должно произойти до того, как отдельный индивидуум и группа как целое достигнут стадии, когда про них можно будет сказать, что они сынтегрировали свои умы или стали сознательными людьми.

Для того чтобы эта ситуация (учеб­ная ситуация) могла вообще возникнуть, ее должны предва­рять определенные физические условия. Человеческое сооб­щество вовлечено в эволюционный процесс. Существование учителя и общины в любом конкретном месте связано по космическому закону с некоторой необходимостью, которую испытывает данная община. Это, по сути, та органическая ситуация, в которой психологическая позиция людей пред­ставляет собой лишь одну из ее составляющих.

Обычный человек, ищущий «знания» или «просветле­ния», никогда не задумается над тем, существуют ли такие условия. Как правило, у него нет ни малейшего представ-

ления об этом. Он даже не задается вопросом, есть ли у него врожденные или иные способности для «самоусовер­шенствования» .

Это вопиющее непонимание приводит к поистине фа­тальным последствиям.

Человек попадает в круговое мышление: обманутый кажущимся разнообразием «путей» человеческого разви­тия или самосовершенствования, он думает, что его жизнь и опыт тоже отличаются разнообразием. Он может отбро­сить все «пути» или может по-любительски попробовать многие из них. И в том, и в другом случае он не оснащен необходимым ни для того, ни для другого.

У него нет необходимого критерия, с помощью которо­го он мог бы осознать или оценить:

1)                 в чем он нуждается;

2)                 как получить это;

3)                 что есть истина;

4)               что есть ложь.'

Он знает некоторые или все эти вещи только в опреде­ленном, ограниченном смысле.

Это, однако, не мешает ему притворяться перед собой или перед другими, что он уже знает или может узнать. Это — самообман. Попросту говоря — ложь.

Для того чтобы избежать этой крайне неудовлетвори­тельной стадии, чтобы начать реализацию своей судьбы, человек должен:

1)                осознать вышеупомянутые факты;

2)                 отстраниться до некоторой степени от окружающе­го автоматизма, который его заражает;

3)                 работать для своего освобождения и реализации. Люди во все времена подозревали в той или иной сте­пени, что именно таковы пути, удовлетворяющие потреб-

ь ность человека в осмысленной деятельности. Обычный че­ловек, однако, не знает, как, когда, где и с кем можно это осуществлять.

Приступить к этому можно при соблюдении определен­ных условий, знание которых с самых древних времен пере­дается тем, кто осуществляет эту работу. Само это знание составляет особенность некоторых индивидуумов и отличи­тельный их признак. Оно не является общим достоянием. Предполагая, что это знание можно получить путем обыч­ных размышлений, человек на самой начальной стадии своих размышлений совершает большую ошибку. Такой человек недостоин знания и не сможет подойти даже к его порогу. Таким образом, «секрет сам себя защищает».

Западному человеку свойственно иногда считать Вос­ток каким-то таинственным местом, где по сей день почи­таются древние традиции и выполняются странные религи­озные и оккультные практики. Он, как, впрочем, и многие восточные люди, не осознает, сколь практична и глубоко серьезна деятельность, скрытая за этой внешней види­мостью. Как и многим восточным людям, западному чело­веку свойственно обманываться внешним спектаклем и тя­нуться к привлекательному и эмоциональному фасаду той или иной деятельности или какой-то личности, которые да­ют ему временную иллюзию «смысла» или «святости».

Да, на Востоке действительно существуют места, где «Работа», «Путь» продолжают осуществляться с предан­ностью цели, с необходимой затратой эффективной, осмыс­ленной, терпеливой и сознательной силы, с научной целе­сообразностью. Но обо всем этом даже и не подозревает грубый эмоциональный мыслитель или искатель сенсаций.

Деятельность эта по большей части направляется сво­ей собственной, органической необходимостью. С ней поэ-

тому невозможно связаться, совершая многообещающие путешествия или будучи принятым в ученики неким учите­лем, каким бы таинственным он ни казался.

В течение многих веков «Работа» по вполне реальным и весьма конкретным причинам концентрировалась на Востоке. Одна из них — географическая, или физическая. Другая состоит в том, что сообщество в целом содержит в форме унаследованных культурных ценностей очень важные элементы, которые могут быть использованы в продвижении человеческого развития. На Западе эти элементы в результате стремления западных людей к ма­териальному прогрессу любой ценой потеряли свою действенность. Они обесценились, лишившись своей «по­купательной» способности.

Время от времени внутреннее учение двигалось с Вос­тока на Запад. Это всегда происходило в ответ на органи­ческую необходимость. Очень немногие знают, как и поче­му совершался этот процесс. В настоящее время процесс этот снова происходит, но в неизмеримо более значитель­ном масштабе, чем прежде. Время от времени возникает, например, необходимость привить растение к растущему где-то корню, который сам по себе перестал давать семена для своего собственного воспроизведения. Также иногда появляется необходимость пересадить корень, весь корень целиком, на другую почву, чтобы нужды человеческого развития нашли свое выражение и предназначенная им функция была реализована.

Для того чтобы понять, как и почему это работает, че­ловек должен быть соответствующим образом оснащен. Единственный способ оснастить себя — быть вовле­ченным в то, что мы называем «Рабочей ситуацией». «Работа» — это осмысленная деятельность индивидуумов

и групп людей, посвятивших себя Пути и находящихся под руководством учителя, миссия которого — руководить Ра­ботой. Не может существовать никакой «Рабочей ситуа­ции», никакой реальной деятельности там, где нет такого специально назначенного учителя. _

Когда люди, не имея на то никаких полномочий, про­должают следовать внешним формам, которые развивал их прежний учитель, они превращаются в автоматы. «Секрет сам себя защищает», становясь недоступным для тех, кто его недостоин.

Необходимо со всей определенностью осознать, что Работа осуществляется учителем согласно его осознанию ситуации, в которой он оказался. Единственные учебники, системы и методы, которые могут использоваться, это те, что принадлежат школе текущего момента. Упражнения, деятельность, учебные материалы, терминология ~ все это просто формулировки, подобранные учителем для группы, с которой он работает. Работа по природе своей есть нечто органическое, она зависит от своего собствен­ного взаимодействия с учеником и учителем, как и с окру­жающей средой и культурной ситуацией. А потому ей нельзя обучать натаскиванием и заучиванием догматов. Люди обучаются Работе, постоянно взаимодействуя друг с другом и используя возникающие ситуации.

В этом важном аспекте Работа отличается от деятель­ности подражательных групп и отпочковавшихся от нее вторичных образований, пребывающих в состоянии упадка, а таких очень много. Этому не обучаются по книгам, путем повторений того, что сказал или сделал предыдущий учи­тель. Работа выражается только в процессе применения реального знания, интерпретируемого живым учителем — человеческим образцом, путем усвоения используемых им

методов, которые могут быть спланированы для общины только им одним.

Все остальное — абсурд. Там, где присутствует учение, есть также и три категории людей:

1)               те, кто вошел в контакт с основополагающими прин­ципами, которые были здесь изложены, и изучает эти принципы;

2)                    те, кого допустили к участию в том или ином виде Работы, приняли в группу, которая готовит себя к созна­тельному развитию, пробуждению определенных функций и способностей;

3)                     те, кто активно вовлечен в реализацию какой-то функции — как сознательные люди, которые обрели спо­собности, дающие им возможность продолжать свою эволюцию и в иных случаях способствовать эволюции дру­гих людей.

Существуют и другие группировки, но в практических целях только приведенные здесь могут рассматриваться как основные.

Для того чтобы войти даже в первую категорию людей, необходимо изучать такие базисные тексты, как этот. Чело­век должен помнить, что простое чтение чего-либо и посто­янное ревностное стремление достичь следующей стадии вовсе не есть тот путь, которым эта Работа осуществляется. Все материалы, связанные с этой Работой, могут понимать­ся на различных уровнях. Материалы должны изучаться не с разных точек зрения, а разными способами.

Пример

Изучите этот материал: (1) в его самом очевидном смысле и фактическом значении. Затем (2) в том смысле, в каком он относится к вам: какие ошибки в вашем мышле­нии могут быть исправлены с помощью этого материала.

 Затем (З) с позиции того, что еще может сообщить вам этот материал, помимо двух вышеуказанных направлений. Постарайтесь осознать, что этот материал не только фор­мальная презентация, он содержит элементы, которые по­могут вам понять его в более глубоком смысле.

Помните, что только повторяющиеся, искусственные (или имитационные) системы основаны на преувеличени­ях — таких, как уход из мира, осуществление сложных и повторных действий, рабское следование определенным образцам мысли или поведения. Путь и Работа осущес­твляются в контексте нормальной жизни. Их цель — исправить судьбу и способности индивидуума в обычной общественной жизни, повысить осознание им истинной ре­альности. Этот Путь ничего общего не имеет с монашест­вом как таковым или с произвольным инструктажем, единственная цель которого — побудить людей к кипучей деятельности или заставить их страдать. Конечно, каждый человек должен чем-то пожертвовать, чтобы приспосо­биться к идеям или ситуациям, которые ему незнакомы и даже вызывают в нем ощущение дискомфорта. Это про­исходит в любой целенаправленной деятельности. Но привычка жертвовать ради того, чтобы приносить что-то в жертву, или принцип «лучше что-либо делать, чем не де­лать ничего», не имеют отношения к этой Работе, как бы это ни превозносилось в других общинах. Только необхо­димое и правильное усилие идет в счет. Только осмыслен­ная жертва реальна. Только сущностное изучение реаль­но. «Ситуация Работы» есть наиболее важная из всех возможных для человека ситуаций и как таковая должна считаться священной деятельностью.