Кое - что о высшем пилотаже в теле и радиокомпаниях...

На модерации Отложенный

Кое-что о "высшем пилотаже"

 

— Чем отличается "Волга" от "Мерседеса"?
— Нюансами!

 

грустный анекдот 

      Итак, начнём. На сегодняшний день большинство радиокомпаний России справились с вопросами организации, набора и подготовки кадров, приобретения техники..., получают вполне приличные доходы и даже образуют медиахолдинги. Можно с уверенностью констатировать, что отечественное коммерческое радиовещание достойно справилось и уверенно освоило уровень ремесла в своём развитии. Мы сделали то, что смогли и имеем то, что у нас получилось. Это — хорошая, добротная "Волга".
      Поговорим теперь о "Мерседесе". Принципиально — всё то же самое. Есть мотор, колёса, кузов, двери, стёкла... Отличие в мелких нюансах. Но именно они отличают уровень ремесла от уровня мастерства. И стоят эти "нюансы" совсем других денег. Там — сделано "как получилось", а здесь — в точности, "как было задумано"!
      Вот об этих нюансах в радиовещании  я и хотел бы порассуждать. Возможно, на некоторых радиокомпаниях, всё, о чём я тут пишу, уже давно реализовано. Однако полагаю, что таких   единицы. А может, и нет совсем. Тем не менее, хочется верить, что нет ни одной радиокомпании, руководитель которой сказал бы, что ничего из здесь написанного у него не используется, и не будет использоваться ещё долго. Хотя и такой исход событий я тоже допускаю.

      Нюансы есть везде. Всё перечислять не буду. Остановлюсь лишь на наиболее ярких.

Голоса ведущих.

Не часто бывает, что естественные тембральные и динамические характеристики голоса талантливого и суперпопулярного ведущего в точности совпадают с интонационным портретом принятым в позиционируемой аудитории. А, ну, как, этих ведущих целая дюжина??? И здесь технически уже давным-давно решена задача установки индивидуальных пресетов на микрофонном процессоре. И каждому ведущему можно настроить максимально привлекательное звучание его голоса и под его темперамент и под свой индивидуальный стиль.

Пустячок, а создаёт настроение! А это тот самый кураж, без которого нет таланта.

Подготовка музыкальных материалов к эфиру.

Известно из психологии, что человек способен держать непрерывное внимание на одной теме не более трёх минут. А при наличии отвлекающих шумовых и зрительных факторов, и того меньше. Если требуется более длительное поддержание внимания, то это требует напряжения и вызывает утомление. Можно провести аналогию и с высокой долей достоверности предположить, что большинство музыкальных композиций в эфире не должны превышать этой продолжительности, иначе наша музыкальная программа волей-неволей утомит слушателя (даже, если она ему очень нравится) и он выключит радиоприемник. А это симптом снижения рейтинга и соответственно, доходов.

Существуют также спектральные характеристики сигнала для фонового прослушивания и для концертного (целенаправленного) слушания. И они разные. Радио слушают фоном, а по сему, если Вы вещаете с компакт-дисков не используя предварительный спектральный мастеринг, то вы не добираете те нюансы, которые, может быть, как раз и отличают Ваши доходы от доходов лидеров коммерческого вещания.

Послестудийная обработка сигнала.

Динамика любой композиции — здесь масса параметров. И, собственно, сам динамический диапазон, и "плотность" звука по разным спектральным полосам, и скорость атаки — это всё можно настроить в FM процессоре, но нужно перестать крутить его ручки в тот момент, когда характер звучания Вашей программы совпадёт с интонационным портретом тех социальных групп, на которые позиционируется Ваша программа. Тогда слушателю будет вдвойне приятно Вас слушать. И это будет "высший пилотаж"!

На сегодняшний день производители и поставщики студийного радиовещательного оборудования вполне могут предоставить в распоряжение Ваших звукорежиссеров как комплекты для предэфирного мастеринга, так и самые лучшие FM процессоры. Причём, некоторые фирмы уже даже создали их программно в составе своих автоматизированных радиовещательных комплексов. Дело за социологами и маркетологами — дайте нам, технарям, статистически усреднённые интонационные портреты звуковых пристрастий для разных социальных групп и под разные форматы программ. Хватит крутить ручки FM процессоров, как Бог на душу положит! Сможете отловить эти нюансы? Это уже надо. Пора!

Радиопередатчик и антенна.

Эти два "зверя" всегда работают вместе. Мало того, коэффициент усиления антенны и мощность передатчика в равной степени определяют уровень слышимости Вашей радиопрограммы в зоне вещания. Важно, каково произведение этих величин, а не абсолютное значение каждой из них. Иными словами, стоваттный передатчик, работающий на шестиэтажную синфазную линейную антенную решетку, будет создавать точно такое же поле в точно такой же зоне вещания, как и киловаттный передатчик, работающий на одиночный вибратор или четверть-волновый штырь. Но за антенну мы платим единожды, а передатчик "кушает" электроэнергию с завидным постоянством. К тому же надежность менее мощного устройства всегда выше, да и обслуживание — соответственно, дешевле. А это текущие расходы радиокомпании. И их можно сократить по этой статье чуть ли не на порядок! Если посчитать по стоимости, то на разнице между ценой 100-ваттного передатчика и киловаттного можно не только шести этажную антенную решётку купить, но ещё и подержанную иномарку техническому директору, за то, что он сможет объяснить генеральному и учредителям радиокомпании, почему стоит покупать менее мощный передатчик и более дорогую антенну. И при этом наглядно покажет выигрыш в рентабельности.

И это ещё не всё. Размер зоны вещания определяется высотой установки передающей антенны. Дальность вещания для равнинной местности приблизительно равна: , где и L и h выражены в километрах. Нет смысла использовать киловаттный передатчик при высоте установки антенны 30-40 метров, а необходимую напряженность поля "обеспечивать" (занижать) трехдецибельной антенной. Что часто наблюдается в регионах. Вот и греют передатчики тучи и землю под мачтами, заодно задавая жару другим радиосредствам в ближней зоне. И это за счёт радиовещателей.

Было бы очень неплохо, чтобы коммерческие специалисты по распространению радиоволн просчитали бы рекомендательную табличку для коэффициентов усиления антенн, мощностей передатчиков и высоты мачт в зависимости от зоны вещания. Или всё то же самое — для высоты уже имеющейся мачты. Разумеется, эти параметры должны быть оптимизированы по эксплуатационным расходам и обеспечивать рекомендованные МККР уровни напряжённости электромагнитных полей в зоне вещания.

И это тоже высший пилотаж. Потому, что заработанные деньги можно будет потратить с пользой, а не на обогрев пространства.

 

Распространение программы на другие регионы.

Стандартный метод решения вопроса "в лоб": доставляем сигнал до спутникового оператора, поднимаем на стационарную орбиту поток 192 или 256 килобит в секунду, платим оператору от полутора до пяти тысяч долларов ежемесячно. Принимаем сигнал на местах либо комплектом за 300 долларов (при месячной цене спутника в 5 тысяч) либо в полторы-две тысячи долларов (при месячной цене спутника в те же самые полторы - две тысячи).

Для московских или Питерских станций эти цены вполне приемлемы. Однако, практика показывает, что сетевые станции в нашей стране в основном московские. Все-таки, и для Питера дороговато. А как же быть в регионах? Где нет такого объема рынка. А ведь местные программы иногда перебивают рейтинг даже "Русского Радио". Не часто такое бывает, но есть прецеденты. Получается вполне объективная монополия Москвы?

Есть выход. И он тоже из категории "высшего пилотажа". Правда, он применим только для музыкальных радиостанций, где более 90% музыкальной базы данных неизменно в течение достаточно длительного времени. Его реализация проста. У каждого сетевого партнера в вещательном компьютере (в сервере) записана вся музыкальная база данных вместе с оформлением эфира, голосами ведущих, рекламными роликами и всем, что ещё можно придумать. А по каналу связи передаются лишь текстовые файлы плей-листов, команды управления и текущая "докачка" новых музыкальных материалов. При этом формирование музыкальной программы происходит в реальном времени, но на месте. А для управления всем этим хозяйством вполне достаточно обычного коммутируемого телефонного канала и обычного (неторопливого) модема. Канал связи в такой системе не работает в реальном времени. Разумеется, программное обеспечение всего этого сетевого комплекса должно обеспечивать полное "взаимопонимание", надёжность и возможность вставки местных программ. И такая система тоже реализована. Так, что не за горами, появление в России сетевых радиостанций, ну, например, из Благовещенска. И вещать они будут в более крупных городах!


Условия работы персонала.

Ну, уж, простят меня сотрудники радиокомпаний, что к этому вопросу я подхожу в последнюю очередь. Справедливо было когда-то замечено, что "кадры решают всё!" Но этого мало. Самые лучшие кадры, посаженные в тесные помещения с обшарпанными стенами, неопределенного цвета и с паутиной между давно немытыми оконными стеклами, весьма быстро потеряют кураж и начнут создавать программу соответствующую настроению. И рейтинг тоже не заставит себя ждать.

Вложение денег в условия работы сотрудников, в дизайн мебели, студий и офисных помещений имеет такую же эффективность, как и вложения в современное вещательное оборудование. А, может, даже и выше. Настроение в коллективе компании впрямую переносится в эфир и весьма серьёзно влияет на слушаемость станции. Впрочем, как и социальный портрет коллектива сотрудников. С очень высокой степенью корреляции он воспроизводится в социальном составе аудитории. И это тоже фрагмент высшего пилотажа. Но он относится уже к Вашей кадровой политике.

Недавно, беседуя с представителем одного из региональных медиахолдингов, я услышал вопрос, касаемый дальнейшего развития радиокомпаний, работающих в эфире 5 и более лет и уже экономически твёрдо стоящих на ногах: "Куда расти дальше?" И это не праздный вопрос. Любая компания на каждом своём этапе деятельности должна иметь вполне чёткую цель развития. Отсутствие такой цели приводит к стабильности, затем, к потере инициативы сотрудников и к постепенной деградации. Бизнес может существовать лишь в постоянном развитии. А для этого нужны конкретные цели.

Полагаю, что эта статья и инициированные ей статьи других авторов, помогут многим радиокомпаниям поставить себе новую "планку" в своём развитии.

И если технические директора региональных радиокомпаний в России начнут ездить на "Мерседесах", полагаю, это будет лучшим показателем состояния радиовещательной отрасли.

Звук на радио. Звучание радиопрограмм.

Звук из динамика радиоприёмника решает совсем другие задачи, чем звук, из динамиков музыкальных центров. Если при прослушивании музыки требования к аппаратуре можно сформулировать тремя "В": Высокая Верность Воспроизведения, то для "радиозвука" ВВВ является факультативной функцией. Главное же для радиозвука — донести до максимально возможной аудитории слушателей максимальное количество информации, которую передаёт радиокомпания. И эта задача, как правило, совершенно не удовлетворяет трем "В". Итак, радиозвук должен решать следующие задачи:

·         привлекать максимальное число слушателей к передаваемой программе, доставляя им акустическое наслаждение;

·         обеспечивать максимальное время прослушивания радиопрограммы, снимая напряжение и способствуя отдыху слушателя;

·         создавать заданное настроение у слушателя в соответствии с вещательной концепцией;

·         обеспечивать максимально облегченный доступ информационным, рекламным, иделогическим программам в подсознание слушателей.

Полагаю очевидным, что одна и та же музыкальная композиция на разных радиостанциях должна звучать по разному, иметь различные тембральные и динамические характеристики и создавать при этом различный эмоциональный отклик у слушателей. Общим же для звука всех радиостанций должно быть принципиальное отличие в звучании этой композиции от звучания её записи при прослушивании на звукоусилительной аппаратуре. Это объясняется тем, что при прослушивании музыки на воспроизводящей аппаратуре, слушатель фокусирует почти все своё внимание на музыке. Звучание же любой радиостанции принципиально должно быть "фоновым", требующим от слушателя минимального отвлечения внимания, но при этом максимального донесения информации до его подсознания.

Иными словами, задача звуковоспроизведения — максимально точно передать слушателю эмоциональное состояние композитора или исполнителя музыкальной композиции, воздействуя при этом на весь спектр человеческих эмоций, переживаний, занимая почти всё сознание слушателя, вовлекая и полностью поглощая его внимание. Задача же радиовещания — положить в подсознание слушателя заданную информацию или сформировать у него вполне определённое эмоциональное состояние при этом минимально отвлекая его от будничных забот и воздействуя на максимально возможную аудиторию.

Эссе о звучании радиоприёмника.

Всё, что создают журналисты любой радиокомпании вместе с корреспондентами, ведущими, со всеми выступающими, главным редактором, инженерами, техниками и всем советом директоров — это всего лишь сотрясения воздуха — звук на выходе радиоприемника.

О! Ваше величество ЗВУК!!!

В нашей жизни есть очень много различных источников звуков. От одних мы шарахаемся, другие терпим, третьи пропускаем мимо ушей, четвертыми наслаждаемся и платим за это деньги. В чём разница?


У колебаний воздуха есть много составляющих:

·         уровень громкости,

·         динамический диапазон,

·         частотный спектр,

·         пространственная фазовая и интерференционная картина.

Это объективные составляющие, которые можно измерить приборами, но, увы, хоть наши уши всё это и слышат, воспринимаем мы звук не столько сам по себе, сколько его субъективные интерпретации, которыми наделяет его наш мозг. Мы придаём тем или иным колебаниям воздуха смысловое, эмоциональное или духовное содержание, которое по своему значению и влиянию на нашу жизнь гораздо важнее объективных составляющих.

В свою очередь, специалисты в области нейролингвистического программирования (НЛП) утверждают, что по воздействию на человека эмоциональные и духовные интерпретации звука превосходят смысловые в пять с половиной раз! Хотя и смысл тоже важен. Наглядный пример: мы с удовольствием слушаем песни на иностранных языках, зачастую не понимая и не стремясь понять их смысла, разговорная же радиостанция на непонятном языке не привлекает нашего внимания.

Наверное, теперь понятно, почему музыкальные радиостанции имеют гораздо большую популярность, чем разговорные — информационные. Пять с половиной раз — это много. По силе воздействия и, соответственно, по привлекательности, смысловая программа заведомо проигрывает эмоциональной. Можно ли информационной радиопрограмме, тем не менее, претендовать на высокий рейтинг, или, даже превзойти музыкальную? — Да, можно. Но не на эмоциях и не на личностном отношении ведущего к смыслу программы (это, кстати, есть нарушение законов информационного жанра и не прощается слушателями).

Мы воспринимаем и интерпретируем звук не только сознанием, но и подсознанием. Как известно, восприятие на уровне подсознания имеет более сильное воздействие на аудиторию, чем смысловое или эмоциональное. Правда, этот тип восприятия имеет не столь быстрый отклик у слушателей как эмоции или информация, к тому же, он ещё и социально избирателен. Полагаю известным, что каждая социальная группа имеет свой собственный стиль языка, свой собственный интонационный потрет (не эмоциональный, а именно интонационный), даже частота использования тех или иных слов из общего языкового набора, различна в различных социальных группах. Что касается возрастных социальных групп, то можно даже выделить объективные спектральные характеристики наиболее привлекательного тембра и они будут разными для мужчин и для женщин.

К чему эти рассуждения? — Дело в том, что бытийные (духовные) состояния, типичные для каждой социальной группы, на уровне подсознания находят отклик в среде слушателей, резонируя (привлекая) тех из них, которые принадлежат к той же (или близкой) социальной группе, к которой принадлежит ведущий Вашей передачи. Или уж совсем просто, слушатель "залипает" на своё собственное бытие, на свой собственный спектр голоса, на свой собственный интонационный портрет, если слышит (точнее, узнаёт) его у Вашего ведущего. Причем, вне зависимости от того, как слушатель сам к себе относится. Ему могут, не нравится собственные бытийные состояния, он может не любить свой голос, свой тембр — это будет окрашивать его эмоциональные состояния, с которыми он будет слушать передачу. Но то, что он её БУДЕТ слушать — вероятность очень высока. При возникновении бытийного отклика человек даже способен на довольно сложные поступки, для его сохранения. Например, "запав" на голос, доносящийся из радиоприемника, человек может сознательно опоздать на работу или, ошибившись телефонным номером и, услышав "свой" голос, создать взаимоотношения и лично познакомиться с человеком, на другом конце провода.

Бытийные состояния ведущего — это область его психологической подготовки, убеждений, воспитания или происхождения, интонационный портрет — это фактическая, текущая принадлежность человека к той или иной социальной группе и, соответственно, к системе ценностей. И то и другое не предмет для подробного рассмотрения в технической концепции — это прерогатива Вашей кадровой и образовательной политики. Что же касается тембровой (спектральной) окраски — эта обективная характеристика звучания Вашей радиостанции может быть сформирована, как минимум, двумя способами и ориентирована на Вашу целевую аудиторию. Мало того, отдельные радиопередачи, ориентированные на различные интересы слушателей, должны иметь различную тембровую окраску. Чего уж говорить о том, что каждый ведущий должен иметь свой набор пресетов на голосовом (микрофонном) процессоре.

 

Краткий исторический экскурс.

 

Всё, что было написано Выше, придумано не мной. Мастерству публичных выступлений и владению голосом учили и в древнем Египте, и в древнем Китае, разумеется, не всех. Но это хоть и корни, но слишком далёкие. Есть гораздо более близкие.

Устройства формирования речи для радиовыступлений появились в 30-ые годы прошлого века в Германии. Идеологом этих исследований был Йозеф Геббельс — вице-канцлер Германии, отец современной пропаганды. Звук, который надо было сделать "гипнотическим" для всего населения страны — голос Адольфа Гитлера. Фирма, которая взялась за эти исследования и успешно завершила их внедрением своих разработок в серийное производство — Telefunken.

Судя по факту, исследования, разработки и внедрение удались. Динамическую обработку сигнала немцы размещали на передающей стороне, спектральную же, в основном, на приемной. Тёплое бархатное звучание немецких радиоприемников конца 30-ых и начала 40-ых годов прошлого века, буквально, покоряло слушателей. Включив приёмник утром, его не хотелось выключать до самого вечера. О таком успехе радиопропаганды можно было только мечтать! После 1945 года большая часть немецких радиозаводов была вывезена в СССР. Это нетрудно проследить, сравнивая немецкие довоенные радиодетали с отечественными послевоенными — многие из них похожи как две капли воды. Различаются только надписями. Вывозились и копировались радиоприёмники. Немногие, наверное, помнят звучание наших приемников 50-ых годов, оно было во многом похоже на звучание немецких предыдущего десятилетия. Именно этим во многом была определена традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-ых выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться с "наркотическим звучанием", создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и граммпластинки, используя радиоприёмник в качестве усилителя, даже устраивались танцы во дворах.

В шестидесятые годы, когда немецкие радиолампы в трофейных радиоприёмниках выработали свой ресурс, да появились и более современные радиоприемники в плоских корпусах с острыми углами и "правильной" амплитудно-частотной характеристикой, бархатное звучание стало отходить в воспоминания и забываться.

Американцы в своих аналогичных исследованиях использовали другое размещение устройств обработки. И динамические и спектральные процессоры они расположили на передающей стороне, сделав массовые радиоприемники максимально простыми и дешёвыми с линейной АЧХ. Именно это техническое решение нашло отражение в советских радиоприёмниках, начиная с 60-ых годов. И чем дальше, тем больше линейная частотная характеристика возводилась в культ. Идеально правильное и вместе с тем "никакое" звучание радиоприемников 70-х, 80-х годов никого уже не волновало. Развитие телевидения отодвинуло радиовещание с первых ролей в советской пропаганде и таковым оно и оставалось до начала 90-х, когда появились первые музыкальные коммерческие радиостанции. С ними пришли в наше радиовещание и устройства динамической, спектральной и психоакустической обработки. Следуя американской идеологии, эти устройства располагаются на передающей стороне. Чему в полной мере способствует принятая в конце 50-х годов прошлого века идеология ВВВ (высокой верности воспроизведения), переименованная позднее в Hi-Fi и реализованная в широко распространенных советских радиоприёмниках и музыкальных центрах. Бархатность и теплота звучания радиопередач опять оказалась невостребованной.

Тем не менее, тембр звучания старых "телефункенов" был выверен для максимального воздействия на социальные группы успешных людей, выросших в немецком демократическом обществе и уверенных в завтрашнем дне, имеющих средний и высокий уровень доходов и принимающих ответственные решения. Именно на таких людей в первую очередь,  была рассчитана фашистская пропаганда в Германии в конце 30-х годов. Понравилось это тембровое воздействие и победителям (особое духовное состояние), судя по возникшей традиции слушать трофейные радиоприемники целыми днями не выключая, причем не только у себя дома, но и во дворах.

Итак, этой статьей, поднимающей очень важный вопрос в формировании радиопрограмм и в их коммерческой эффективности в рыночной экономике я открываю новый сайт

www.radiosound.ru

Полагаю, что здесь в будущем будут размещаться статьи не только технического характера, но и результаты исследований в области психологии, социологии, психоакустики, политики, пропаганды и мастерства публичных выступлений. Всё, что, так или иначе, связано с воздействием звука на аудиторию.


Приглашаю к сотрудничеству.

Психосинтетические технологии в радиовещании

Основоположником этого направления воздействия на аудиторию можно считать в равной степени как Геббельса и Гитлера, так и древних китайских Императоров. На сегодняшний день эти технологии перестали быть засекреченными и доступны для использования широкому кругу людей. Система Станиславского - это тоже одна из разновидностей психосинтетических технологий. Весьма условно их можно поделить на "грязные" и "чистые".

 

Методика "грязного" воздействия основана на том, чтобы лишить человека свободы выбора, дискредитировав все существующие возможности кроме предлагаемой и вынудить его ей воспользоваться. Это различные методики, которые "загоняют человека в угол" или предлагают "единственно правильное" решение.

 

"Чистые" технологии расширяют возможности человека добавляя к уже известным новые, отличающиеся лучшим качеством, меньшей ценой, более широким набором услуг. Образно выражаясь "грязные" технологии отбирают у человека то, что у него есть и взамен всучивают ему очередную "панацею", чистые технологии в дополнение к тому, что у человека уже есть, раскрывают новые возможности.

 

Так называемые "грязные" технологии основаны на манипуляции человеческим сознанием и после применения оставляют у аудитории либо неприятный осадок, либо формируют в подсознании те или иные ориентирующие или ограничивающие установки. Вот один из практических примеров воздействия слова на психику аудитории: "Когда в Лондоне на обратной стороне выходных дверей из метро сменили таблички с "Нет выхода" на таблички "Выход с другой стороны", количество самоубийств сократилось на несколько процентов". В данном случае срабатывало ассоциативное психолингвистическое воздействие. Если аналогичные слова были бы не написаны, а произносились бы вслух, эффект от них был бы гораздо ощутимей. Разумеется, с точки зрения социальной психологии Лондонское метро после такой замены табличек стало "чище".
       Большое число "грязных" технологий используются при создании рекламных материалов на радио, на телевидении, в печатной и наружной рекламе. Причём далеко не всегда авторы этих произведений осознают, какими технологиями они пользуются. "Грязные" технологии рассчитаны на те или иные стимуляции у человека его инстинкта самосохранения. Или совсем просто, - используют естественное желание людей избегать смерти, страха, увечий, неприятностей, разорения, аварий, катастроф, ограблений, пожаров. Для действия грязных технологий необходимо наличие и поддержание в обществе всех перечисленных факторов. Потому их и называют грязными.

Большой исторический вклад в развитие изощренных "грязных" методик воздействия на человеческую психику сделали культуры народов Франции и России.

Схема построения рекламы по "грязной" технологии имеет вид:

1.                           Обозначить проблему или напугать человека или как-то иначе вызвать у него негативные эмоции.

2.                           Предложить метод избегания этой проблемы (страха, эмоций).

3.                           Дать установку на использование предложенного метода.


       За примером ходить далеко не надо. Сколько миллионов людей выросло на этой песне:

                       При каждой неудаче
                                   давать умейте сдачи
                                   иначе вам удачи не видать!

 

Классика!

Хоть номера пунктов ставь. И эта установка забита в подсознание нашего народа намертво. Это уже стало истиной не только для пьяных дебоширов, но и для наших уважаемых политиков. Не так ли мы поступаем в Чечне? И что мы имеем в результате? Чеченцы, кстати, мыслят и поступают точно так же. Что они имеют? В нашей стране пропаганда войны запрещена законом, но открыто её и не надо было пропагандировать. Достаточно "посадить" установку. Обратите внимание также, что те культуры (народы), где жизненным принципом является приведенная выше строчка или его другая формулировка - "око за око, зуб за зуб" - являются изгоями в мире. И чем более последовательно люди придерживаются этих принципов, тем более печальные результаты они имеют в жизни. Вроде пустячок, но с очень непустяковыми последствиями.

 

Если быть наблюдательным, то можно заметить, что по этой схеме строятся довольно многие документы, проекты и большое количество российских постановлений и законов. Мы неосознанно используем этот алгоритм даже в построении межличностных взаимоотношений. По этой же схеме некоторые радиостанции строят свои взаимоотношения со своими клиентами, партнерами. Использование этого подхода заложено в советский менталитет. Грязные технологии не были принесены к нам с запада. Они наши. Они используются нами повседневно. Работникам радиовещания это надо очень хорошо понимать. Если копать совсем уж глубоко, то этот метод уходит корнями в материалистическую философию. Но это уже тема другой статьи.

Существуют и более грубые "грязные" методы. Это шантаж и манипуляция.

 

Схема шантажа: "Если ты не сделаешь для меня то, что я тебе предлагаю, то я (или кто-то) сделаю тебе нечто страшное".

 

Схема манипуляции: "Я делаю и буду продолжать делать тебе неприятное до тех пор, пока ты не сделаешь мне то, что я от тебя требую".

 

Приглядитесь к рекламным роликам на телевидении, на радио, к плакатам наружной рекламы и Вы в некоторых их них увидите приведенные схемы.

Эффективность "грязных" методов воздействия возрастает в наименее обеспеченных слоях общества. Именно этим обусловлено их частое использование в политической рекламе - в нашей стране бедные социальные группы имеют наибольшую численность. Таким образом, использование этих методов будет эффективным на проводном радио и чуть менее эффективным на информационном. Использование этих методов на музыкальных радиостанциях само по себе противоречит их развлекательной концепции и используется редко. Для более обеспеченной аудитории такие методы не только не эффективны, а наоборот вызывают у слушателей "отталкивающий" эффект. Обеспеченные люди на подсознательном уровне "почему-то" перестают слушать радиостанцию, использующую в своем эфире "грязные" технологии.

Для привлечения обеспеченной аудитории и увеличения коммерческой эффективности рекламы имеет смысл использовать технологии, имеющие в своей основе естественную тягу людей к любви, творчеству, дружбе, самореализации, общению, : Эти технологии несут в своей основе вдохновение. Сюда, как раз, можно отнести систему Станиславского, выступления Гитлера и опыт китайских Императоров. Что интересно, радиопередачи, построенные с использованием вдохновения оказывают эффективное воздействие на все социальные группы населения и содействуют привлечению в аудиторию радиостанции богатых социальных групп. Эффективность этих методов возрастает к наиболее обеспеченным социальным группам.

Ввиду того, что вдохновение является особым духовным состоянием выступающего перед микрофоном, такой вид психосинтетического воздействия является "чистым", так как не создает в подсознании слушателей никаких установок помимо их воли. Мало того, вдохновение ведущих, авторов, дикторов не только притягивает к радиостанции слушателей и увеличивает ее рейтинг, но и создает более приятный психологический климат на самой радиостанции. Рекламные ролики, созданные на вдохновении также притягивают к себе слушателей и (как ни парадоксально) также увеличивают рейтинг станции. Такую рекламу люди ждут и восхищаются ей.

Помимо "грязных" и "чистых" технологий можно еще выделить группу "условно чистых". Эти технологии используют в своей основе схемы "грязных", но воздействуют на положительные эмоции человека, они также как и грязные технологии манипулируют сознанием помимо воли слушателей, но при этом побуждают людей к тем или иным созидательным действиям. Например строчка из известной песни: "Если хочешь быть здоров - закаляйся!" является примером манипуляции, при которой в подсознание людей закладывается созидающая установка.

Что касается практического использования "чистых" технологий, то с точки зрения развития бизнеса они наиболее эффективны и достойны того, чтобы им была посвящена отдельная глава.

 

 

Влияние эмоционального и духовного состояния ведущего на аудиторию.

Итак, "чистые" технологии.

Полагаю, Вы замечали, что в разных состояниях вашу речь слушают по разному. Иногда люди слушают Вас раскрыв рот, а иногда Вам очень сложно добиться их внимания. Человек перед микрофоном - это артист разговорного жанра, и не важно стоит ли он на сцене перед залом или сидит в студии, где кроме него больше никого нет.

Специалисты по НЛП приводят следующие составляющие эффективности публичных выступлений:
       - 7% информации мы получаем из произносимого текста;
       - 39% информации заключено в интонации и тембре голоса говорящего;
       - 54% информации несут в себе мимика, жесты, позы, движения.

Парадоксально, но факт, что сама суть изложения занимает всего 7%, а на эмоциональную-бытийную область приходится 93% получаемой человеком информации.

Оставив 54% для телевидения и сценических выступлений, стоит обратить внимание в каком соотношении находится произносимый текст с интонацией говорящего. В пять с половиной раз интонация эффективней текста! В некотором приближении можно даже сказать, не важно, что мы говорим, важно как! Особенно это касается информационных, то есть разговорных радиостанций! Парадокс? - Нет. Социальная психология. И если ведущий программы приходит в студию в приподнятом доброжелательном и энергичном настроении, то и программа его будет приятной для слушателей и поднимет рейтинг вашей радиостанции. Полагаю, излишне спрашивать, какая должна быть атмосфера в коллективе компании, чтобы настроения ведущих привлекали слушателей.

В пять с половиной раз эффективнее текста! Это серьёзно! Этому стоит уделять внимание!

Для примера. Всем известны программы "Русского радио". Когда я прихожу в эту компанию, то почти всегда вижу доброжелательные улыбающиеся лица. Очень приятно общаться с этими людьми. Атмосфера доброжелательности просто наполняет этот коллектив. Они не были первыми в московском эфире, у них не самый мощный передатчик, и не самая высокая точка установки антенны. И, тем не менее, они имеют один из самых высоких рейтингов в Москве, и сеть вещания насчитывает 90 городов. Может быть, они сами и не связывают свои успехи с взаимоотношениями в коллективе, но то, что я перечислил, - это факт. - Эти строки я писал в 1998 году. "Русское радио" продолжает оставаться лидером российского коммерческого радиовещания, но восхищение им начинает помаленьку ослабевать, а в некоторых регионах к нему относятся далеко не так, как хотелось бы. И что же? Мне по-прежнему приятно общаться с этими людьми, но эта моя симпатия уже основывается не на свежих впечатлениях, а на воспоминаниях. Духовная энергия их коллектива заметно упала. Что есть причина - что есть следствие, можно, конечно рассуждать, но я считаю, что человек у микрофона первичен и именно он своим духовным состоянием определяет отношение аудитории к той или иной программе. Да, возмутятся материалисты, но высказывание "В начале было слово!" впрямую работает на радио.

Рекламный директор фирмы "A&T Trade" Дмитрий Кузнецов, прочитав эти строки, вспомнил, что семь лет назад, посещая радиостанцию "Европа Плюс", он видел, как её сотрудницы танцевали там под музыку собственного эфира... Танцевали на работе! От души!

Комментарии, как говорится, излишни. "Русское радио" и "Европа плюс" - лидеры среди московских радиостанций и вещают по всей России.

- Ну это развлекательные, музыкальные радиостанции, - скажете Вы - насколько это сработает для информационной или политической радиостанции с серьёзными программами?

- Есть другой пример. Исторический, 65-и летней давности. Когда вся страна, ликуя, поддерживала одного человека, польщённая тем, как он говорил! За него проголосовало 80% всего населения страны! Его выступления засняты на киноплёнку. Даже маленькие дети тянули руки в его поддержку: "Хайль!" И за 93-мя процентами "как" он говорил, вся нация не услышала "что" он говорил. Вот уж поистине "не важно что, а важно как!!!" Тогда эта информация держалась в секрете. Теперь она доступна. Учитывайте её при подготовке своих передач. Сила слова огромна. Не забывайте об этом. И если вы привыкли работать только с текстом, помните, что вы используете лишь 7% своих возможностей! Да, именно семь! Хотя слушатели и не видят ведущего, его внешний вид также играет большую роль! Внешний вид человека очень сильно влияет как на его эмоциональное, так и на духовное состояние.

Представитель Би-Би-Си Эм-Пи-Эм в Москве Фрэнк Уильямс сообщил мне очень интересный факт. Во время войны на Би-Би-Си существовало правило, что диктор, читающий новости в радио студии, должен быть обязательно одет в смокинг. Они считали, что только человек, одетый в смокинг, может иметь настроение и самоощущение чтобы прочитать новости подобающим образом!

Теперь поговорим о рекламных роликах. Вероятно, Вы замечали, что одни ролики хочется слушать, они поднимают настроение и запоминаются, другие проходят мимо ушей не оставив никакого впечатления, третьи донимают своей назойливостью, четвёртые вызывают откровенное раздражение. Почему так? Ведь рекламу на радио и телевидении пишут профессионалы высокого класса!

Если режиссёр, сочиняющий и записывающий рекламный ролик, во время работы думает о том, как бы поскорее закончить и пойти домой, то и у слушателя возникнет ощущение - побытрее бы эта реклама закончилась, или желание перестроиться на другую радиостанцию. Если же режиссёр думает о восторженных физиономиях слушателей, после прокрутки его ролика, то у него получится именно такой эффект! При фокусировании своего внимания на конечном результате режиссёр совершенно иначе относится к своей работе и музыка и текст и эффекты, подобранные им в таком настроении, произведут на слушателя совсем другое действие. Полагаю, что ролик, записанный с любовью, с любовью будет и слушаться. Ролик, записанный впопыхах, лишь бы отделаться, не вызовет ни у кого никакого впечатления, слушатели его просто не заметят.

Практическое применение психосинтетических технологий.

Что касается "грязных" и "условно чистых" технологий их методики очень хорошо изложены в многочисленной литературе по НЛП1. Данное психолингвистическое направление последние десятилетия серьезно исследовалось и практиковалось в КГБ.

Автор этой статьи в 1987 году лично испытал на себе действие этих методик, после чего интерес к столь мощному и одновременно "мягкому" воздействию привел его к получению специального образования и практическому овладению психосинтетическими технологиями.

В современных условиях, для успешного ведения радиовещательного бизнеса, всему руководящему составу любой радиокомпании просто необходимо владеть практическим использованием всех перечисленных технологий как в переговорах с разными внешними организациями и партнерами, так и при создании психологического климата в самой компании и уж конечно при создании собственных программ. Эффективность использования "чистых" психосинтетических методик может повышать доходность радиовещательного бизнеса в пределе до 5-6 раз. Статью, посвященную воздействию на массовую аудиторию вдохновением и методикам создания состояния вдохновения, можно прочесть здесь, а научиться владению этими технологиями — здесь.

Овладеть на практике использованием чистых технологий можно на курсах, координаты которых приведены в разделе "Современное образование руководителя" сайта www.radiostation.ru под заголовком "Тренинги личностного роста".

Использование "грязных" методик отрицательно сказывается на доходности радиовещательного бизнеса, но, как ни парадоксально, увеличивает численность радиоаудитории, привлекая в нее, как магнитом, малообеспеченные социальные группы. На сегодняшний день в России использование "грязных" технологий имеет огромный эффект при проведении избирательных кампаний. Рейтинг радиостанций активно использующих "грязные" технологии может перебивать рейтинг программ "Русского радио" и "Европы плюс" в так называемом "красном поясе" и в регионах с низким уровнем обеспеченности населения.

В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и, может быть, в Самаре "грязные" технологии имеют меньший эффект, но с учетом социального портрета активности избирателей их применение может быть, тем не менее, вполне целесообразным. Судя по недавно прошедшим кампаниям в прессе и на телевидении "грязные" технологии эффективны и в Москве тоже. И это просто нейтральный факт, который нужно учитывать в деятельности радиокомпаний.

 

Вообще-то, вопрос, который я здесь поднял, - это самостоятельная область знаний, где существует масса книг и исследований. Я только предоставил начальную информацию и обозначил направление, которое очень сильно влияет на успешность радиостанции, как в бизнесе, так и во всех остальных областях её деятельности. Я дал вам пищу для размышлений, поисков, действий и получения результатов.


      

Сергей Комаров
генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии"

Методика вовлечения и работа со случайной командой в избирательной кампании

Тезисы доклада.

1.                 Понятие о вовлечении и его отличие от манипуляции. Гипотеза о подсознательной связи. Методы создания произвольных заданных состояний. Перенос состояния лидера на аудиторию.

2.                 Создание в собственном подсознании идеального образа будущего - "картинки" желаемого результата. Помещение себя в контекст желаемого результата.

3.                 Работа с аудиторией в контексте "сдвинутого времени". Создание случайной команды.

4.                 Другие подходы, основанные на вовлечении при работе с аудиторией и конкурирующими кандидатами.

       Так уж повелось, что большинство избирателей голосуют не умом, а сердцем, поддавшись не разумным доводам тех или иных кандидатов, а пользуясь критерием "нравится - не нравится" и положившись на свои эмоции. Именно этот аспект - эмоциональный я и буду рассматривать. Кто-то давно и очень метко заметил: "будьте проще и люди к Вам потянутся". Так, что отдадимся во власть чувств.

1. Итак, вовлечение. Начну с общеизвестных примеров.
       Помните ли Вы фигурное катание Ирины Родниной?
       Помните ли Вы выступления Beatles, "Машины времени", группы "Кино"?
       Не зачитывались ли Вы в детстве "Тремя мушкетерами"?
       А выступления Аркадия Райкина?
       Как одним словом можно охарактеризовать то, что объединяет эти примеры и одновременно отличает их от сотен и тысяч других?
       - Они завораживают.
       Кто-то очень давно сказал: "можно до бесконечности смотреть на текущую воду, горящий огонь и увлеченно работающего человека" и совершенно не важно, что этот человек делает. Главное, чтобы он это делал увлеченно. При дальнейшем рассмотрении я покажу, что для вовлечения вообще не обязательно что либо делать.
       Вспомните, как замирал зал, когда Аркадий Райкин слегка нагибался к микрофону, неторопливым, только ему присущим движением… Он - артист разговорного жанра - еще ничего на произнес, а зал уже вовлечен на 100% в него самого!
       В отличие от манипуляции - которая представляет собой некоторые действия по отношению к объекту манипуляции, вовлечение действием не является. Вовлечение - это некое активное измененное состояние сознания, в котором пребывает выступающий. Кто-то называет это состояние вдохновением, эмоциональным подъемом, кто-то талантом, кто-то божественным озарением, кто-то подключением к энергии космоса, кто-то наслаждением от занятия любимым делом… Интерпретаций это состояние имеет много. Сколько существует теорий, столько же и интерпретаций.
       Cуть этого состояния очень хорошо передал в одном из своих интервью Майкл Джордан. Приведу его близко к тексту (за точность слов не ручаюсь).
       - В чем секрет Вашей великолепной игры?
       - Когда я выхожу на площадку я вижу тысячи зрителей, игроков своей и чужой команды, судью, кольца, мяч. Когда начинается игра - зрители исчезают. Есть только мяч, кольца, игроки и судья. Когда мяч попадает ко мне, - есть я, мяч и кольцо... И вот когда я исчезаю, и остаются только мяч и кольцо - тут и начинается ИГРА, и трибуны начинают неистовствовать.
       В состоянии вдохновения человек полностью сфокусирован на своей цели и получает от процесса ее реализации ощущения близкие к оргазму. Но это не сексуальные ощущения - эти ощущения наполняют все тело, человек как бы растворяется в окружающем мире и чувствует единение с ним. Это состояние я и называю вдохновением.
       Для точности я буду использовать два термина обозначающих одно и то же состояние в разных фазах. В фазе создания состояния - это будет называться вдохновение, в фазе активного применения я буду использовать термин вовлечение.

Существует гипотеза, по которой человек, находящийся в состоянии вдохновения может активно создавать эмоциональные образы в подсознании вовлеченных им людей посредством помещения этих образов в свое собственное подсознание. Или иными словами: "эмоциональные образы, помещенные в собственное подсознание автоматически появляются в подсознании общающихся со мной людей". Или уж совсем просто: "все люди связаны между собой эмоционально на уровне подсознания".

Я не могу ни доказать ни опровергнуть эту гипотезу. Но мысль ее использовать в избирательной компании пришла мне в голову два года назад, когда я писал свою книгу "Если этому быть, - это зависит от меня!", где описывал одну из стратегий достижения результатов, основанную на изменении контекста мышления посредством создания у себя того или иного активного измененного состояния.

Тогда же, в декабре 1997 года я решил проверить эту гипотезу на своей избирательной кампании - получилось. Но об этом немного позже.


       - Как ввести себя в состояние вдохновения?

  - Посмотрим, как люди творчества обретают свое вдохновение...
       Кто-то сменой обстановки на более комфортную, кто-то уходом в себя в свой идеальный внутренний мир, кто-то единением с природой, кто-то прослушивая музыкальные произведения, кто-то рискуя жизнью или благополучием, кто-то использует для этого наркотики.

В любом случае человек тем или иным способом вызывает у себя сильные эмоции, и как бы выплескивает их энергию в ту область деятельности, которая для него представляет интерес. Человек как бы эмоционально подзаряжается от внешних (материальных, конкретных) или внутренних (идеальных, абстрактных) факторов.

Для оперативного использования больший интерес представляют методы создания состояния вдохновения исходя из внутренних образов. Наиболее часто встречающиеся - это:
       - ассоциативный перенос;

       - контракт.

Ассоциативный перенос - я вспоминаю из своего прошлого какую-либо яркую вдохновляющую сцену, по новой переживаю ее, и в процессе повторного переживания каким угодно логическим или иным способом привязываю прошлые ощущения к текущей сегодняшней ситуации.

Метод достаточно прост и позволяет получить состояния с высокой энергией ощущений, но для его реализации требуется весьма значительное время - иногда десятки минут и не всегда контекст полученного состояния удается привязать к требуемой ситуации.

Контракт - формулирую для себя наиболее эффективный набор человеческих качеств (применительно к конкретно поставленной цели), владение которыми в контексте достижения этой цели вдохновляло бы меня, после чего нарастающим балансом представляю себя во владении ими, на каждом шаге фиксируя свои ощущения.

Контракт - это наиболее мощный и быстрый метод получения вдохновения. Он позволяет создавать любые заданные состояния в течение нескольких секунд и удерживать их столько времени, сколько требует каждая конкретная ситуация. При этом не происходит ни накопления усталости, ни реакции эмоционального "отката". К сожалению, владение этим методом требует серьезной образовательной подготовки.

Методика контракта дается во владении, по крайней мере, четырьмя тренинговыми компаниями в Москве. Есть филиалы этих компаний и в других городах.

Человек, находящийся в состоянии вдохновения вовлекает окружающих его людей сам по себе. С ним хочется быть рядом, его хочется слушать, ему хочется верить, ему хочется подражать, с ним легко общаться, возникает ощущение, что знаком с ним веки вечные, хотя увидел первый раз пять минут назад.

Я думаю, вы встречали людей, для которых состояние вовлечения является привычно-повседневным. Их иногда называют счастливчиками, везунчиками... И, наверное, Вы даже не задумывались тогда, что это состояние может быть создано у любого человека только исходя из его желания и некоторых навыков работы с собственным подсознанием.

Находясь в состоянии вовлечения можно делать все, что угодно (даже заведомую чушь) и иметь при этом значительный процент вовлеченных людей. Дело в том, что вовлеченный человек склонен интерпретировать любые ваши слова и действия в поддержку той идеи, источником которой вы являетесь.

Если же вы вышли на публику не владея вовлечением и пытаетесь логикой, фактами, доводами, компроматом или любой другой информацией апеллировать к сознанию аудитории, то вы автоматически переводите людей в состояние оценок. Они "препарируют" ваши действия и слова каждый на свой лад и эффективность таких выступлений по разным оценкам ниже вовлекающих от 10 до 14 раз.

Если же состояние вовлечения сопровождает вполне логичные, разумные и понятные действия, то количество вовлеченных может достигать 80 и более процентов! И это на уровне действия.

Подтверждение этому - состояние публики на стадионе, когда их любимая команда забивает гол... Вы все это видели по телевизору. Ставит ли целью своих действий хоть один хоккеист или футболист вызвать состояние вовлеченности у болельщиков? - Нет!

Тем не менее трибуны беснуются!

На уровне же пассивного согласия цифра может доходить до 90 и более процентов. Причем, вовлечение действует не только на нейтрально настроенные группы, но и на людей изначально настроенных враждебно к вашим убеждениям, призывам, действиям, как бы "прописывая" в их подсознании позитивный эмоциональный портрет того, что совсем недавно вызывало у них гнев и ярость. Они не становятся при этом Вашими союзниками, но и перестают быть активными противниками. А это уже много!

2. Теперь как применять состояние вовлечения и как его органично вписать в достижение Вашей конкретной цели? Победу именно вашей избирательной компании?
Я понимаю, что для большинства присутствующих в зале целью является избрание либо Вас лично, либо Вашего кандидата в соответствующий выборный орган.

При такой постановки цели вероятность ее достижения редко бывает высокой и как следствие велики и затраты и денежные и временные и человеческие.

Приведу пример из совсем другой области, но имеющий к постановке и достижению цели прямое отношение. Если во время кулачного боя, нанося удар противнику, я целюсь ему в лицо, удар получается слабым. Если же я рассчитываю удар так, чтобы он, смяв лицо, дошел до затылка - удар будет сокрушительным.

Поэтому при формулировке цели само избрание не должно подменять истинную цель. Избрание является лишь средством достижения Ваших гораздо более значимых целей. Скажем так: избрание - это задача, но должна быть еще и сверхзадача. И эта сверхзадача должна Вас вдохновлять.

При такой постановке, выборы - это всего лишь некий барьер, который надо взять ради чего-то более значимого. Сам по себе барьер может быть вызовом лишь для азартных личностей. Но такие люди, как правило, политикой интересуются слабо. И в мире есть гораздо более простые способы, чем политика, для удовлетворения азарта.

Сверхзадача должна быть очень четко и конкретно прорисована в Вашем сознании. Вам обязательно надо прорисовать ее как в виде зрительной картинки, или "книжки с картинками", или видеофильма, затем или одновременно, эта картинка должна быть озвучена. Вам в Вашем воображении надо услышать звуки этой картинки. Ну, например, если Вы увидели себя стоящем на трибуне Мавзолея, то в Вашем воображении должен звучать тысячеголосый гул ликующей Красной Площади. Следующий этап - Вы должны в вашем воображении активизировать осязательный канал. Возвращаясь к предыдущему примеру Вам надо ощутить приятную прохладу гладко отполированного гранитного парапета, на котором лежат Ваши руки, легкое дуновение свежего ветерка на лице и, например, вкус Вашего любимого коньяка, отпитого из небольшой, пузатенькой рюмки, стоящей на своей короткой ножке рядом с вашей правой рукой на парапете.

Как Вы заметили я не просто рисую отвлеченную картинку, я рисую панораму того, в чем нахожусь сам. Я являюсь неотъемлемой частью этой картинки. И после того, как Вы во всех деталях ее нарисовали или в процессе прорисовки - Вам надо почувствовать себя во всем этом. Ощутить то, каково Вам, когда Ваша цель уже стала реальностью. И поймать это ощущение. Начать в нем купаться.

Обратите внимание, мы уже вписали вдохновение в Вашу сверхзадачу. Или сверхзадача купается в Вашем вдохновении. Или Вы вдохновлены Вашей сверхзадачей...
       Не важно. Главное, что это слито воедино Вы, вдохновение и сверхзадача.
       Следующий шаг - Вы настолько увлечены своей сверхзадачей, что перестаете воспринимать себя. Есть только картинка сверхзадачи и вдохновение.

3. Теперь, если Вы, находясь в таком состоянии, выходите к аудитории, или произносите речь или общаетесь с гостями - они на подсознательном уровне почувствуют Вас именно в том качестве, центром какой картинки Вы себя прорисовали. Они этого не поймут, не узнают, это воздействие идет не на концептуальном уровне - они это почувствуют, они в это поверят! Они даже не смогут сразу описать это ощущение словами, но увидев Вашу фамилию в бюллетене, обязательно отдадут Вам свой голос.

Это я называю контекстом сдвинутого времени. То есть, мое состояние, ощущения, вдохновение взяты мной из будущего из созданной картинки, но мое сознание находится в настоящем и действия я совершаю вполне конкретные, но исходя из желаемого результата. Исходя из того, что я уже нахожусь в своем будущем, исходя из того, что моя сверхзадача уже реализована или находится в процессе реализации. А барьер, который представляли выборы давно преодолен, и я смотрю на него назад и вниз из своего уже достигнутого будущего.

А вот теперь я расскажу Вам, пожалуй, самое приятное и одновременно самое невероятное. Дело в том, что образ, который Вы создаете своим вдохновением в подсознании слушающих Вас людей настолько силен, что может сам производить свое повторное пересоздание в подсознания людей, которые не были на Ваших выступлениях, но общались с теми людьми, которые были. То есть, имеет место цепная реакция вовлеченния. Таким образом, с помощью вовлечения Вы создаете себе огромную избирательную команду из совершенно случайных людей, которые даже и не знают о том, что являются Вашей избирательной командой. И они "работают" по продвижению вашей кандидатуры, не отрабатывая свою зарплату, а убежденно вовлекая окружающих людей. И искренне веря в свои убеждения.

Когда я опробовал эту методику на всей избирательной кампании два года назад, я получил коэффициент повторного цепного вовлечения от 5 до 6. Точнее сказать не могу.

4. Теперь немного цифр. Методика проверялась на выборах в районное собрание "Замоскворечье" Центрального административного округа Москвы в декабре 1997 года.
Четырехмандатный округ численностью 13500 избирателей. Количество кандидатов внесенных в бюллетень для голосования - 16. Время, затраченное мной на проведение предвыборной работы - три вечера и два дня - суббота и воскресенье. При этом я не прерывал своей основной работы. Количество проголосовавших за меня людей - немногим более 1200 человек - это второй рейтинг по району среди десяти избранных советников.

Затраченные деньги - 30 рублей (по курсу 6) за уборку зала предвыборного собрания. Вся остальная подготовка - два 4-х тысячных тиража листовок и их разнос по квартирам сделаны бесплатно с использованием методики вовлечения. Я обращался к людям, предварительно вводя себя в состояние вдохновения, и они выполняли мои просьбы.
Разумеется, я обращался к тем людям, которым было несложно выполнить ту или иную просьбу. Естественно - разные просьбы - разные люди.

На разнос листовок работало 8 человек в течение одного вечера и следующего дня.

       Ну и еще немного интересных вещей. Районная газете "Вестник Замоскворечья" за время предвыборной компании дважды публиковала мои статьи, как впрочем и для всех остальных кандидатов. Статьи по объему были немного меньше, чем у остальных кандидатов, но того же порядка. Тонкость в том, что они писались, когда я находился в состоянии вдохновения и они получились вовлекающими. Я проверял их действие на своих знакомых - человеку, прочитав статью, хочется читать ее снова, а прочитав несколько раз - цитировать из нее отдельные фразы. Это критерий.
       На свое предвыборное собрание я пригласил пятерых моих конкурентов. Пригласил совершенно искренне, усадил в президиум и предоставил возможность выступить ровно столько же времени, сколько выступал и я. В чем тонкость. Если я нахожусь в контексте сдвинутого времени, то мое внутреннее состояние соответствует тому, что я уже выиграл выборы и, соответственно, мои конкуренты их проиграли. Если это уже свершившийся факт, то у меня нет никаких опасений по поводу моих соперников, мало того - они для меня уже не соперники, а проигравшие неудачники. Благодаря их проигрышу я выиграл выборы - и я им благодарен за это. И в этот президиум я пригласил их, чтобы воздать им дань уважения и благодарности. И именно из этого контекста я строю свое поведение и общение с ними. Я им искренне сочувствую, я к ним добр, вежлив и предупредителен... Я могу простить им любые выпады в свой адрес, я снисходителен к проигравшим. И у людей присутствующих на собрании создается впечатление того, что я - хозяин положения, я - это депутат, а остальные попали в этот президиум случайно.
       Понимали ли это мои конкуренты? Не знаю. Скорей всего нет. Им было приятно, что к ним относились спокойно, по-доброму, не вступая ни с кем из них ни в какую полемику.
       После выборов Глава районной Управы и Главный редактор районной газеты практически чуть ли не в один голос сказали мне: "Я не понимаю как ты мог быть избран с таким результатом, по моим представлениям, ты не должен быть избран вообще".

       Приведенная методика ни коим образом не освобождает Вас от использования классических избирательных приемов работы с командой, проведения широкомасштабных акций и тому подобного… Данная методика увеличивает эффективность этих акций. Есть у нее и "недостаток". Она несовместима с так называемыми грязными технологиями. Если Вы их используете в своей кампании, Вам будет очень сложно вызвать у себя состояние вдохновения. Увы, эмоциональная сфера очень чувствительна не только у избирателей но и у кандидатов.
       По этой методике мной разработан практический семинар с аналогичным названием. 15 сентября 1999 г. я провел его в Институте организационного консультирования; имеются видеоматериалы этого семинара, их можно заказать и приобрести. Можно договориться как о проведении таких семинаров, так и об индивидуальном консультировании.

       Ну, и в конце я приведу контракт, которым я пользовался при выступлении с этим докладом: "Я - это равный (по отношению к аудитории), увлеченный, уверенный, спокойный, внимательный, принимающий, доброжелательный докладчик". Полагаю, вы увидели во мне эти качества.


А теперь ответьте, пожалуйста, сами себе - Вам интересно было это читать, захватило?
.  .  .  .  .  .  .  .  .
Вот теперь я закончил.