РОССИЯ, ТУРЦИЯ И ЮЖНЫЙ КАВКАЗ
На модерации
Отложенный
В новых политических, геополитических и правовых реалиях Московский договор - просто нонсенс
Гаянэ МОВСЕСЯН
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 15-16 марта посетит Москву. Визит приурочен к 90-летию подписания Договора о дружбе между двумя странами. “Это будет хороший повод для того, чтобы проанализировать нашу совместную историю и состояние отношений в начале нового столетия, поговорить о том, как наше сотрудничество должно выстраиваться на длительную перспективу”, - сказал глава международного комитета Госдумы Константин Косачев.
Отметим, что речь идет о российско-турецком (Московском) договоре “О дружбе и братстве”, подписанном 16 марта 1921 года между правительством кемалистской Турции и Совнаркомом РСФСР и установившем границы между Россией и Турцией и Арменией, Грузией, Азербайджаном. По этому договору большая часть территории Армении была разделена между Турцией и Азербайджаном. Намерение Москвы и Анкары торжественно отметить круглую дату “преступного кемалистско-большевистского соглашения” насторожило армянскую общественность. “Этот незаконный и позорный документ, раздаривающий армянские земли, был подписан Россией за спиной и без участия Армении, на что российская сторона не имела права”, - заявил глава парламентской фракции и член Бюро АРФ “Дашнакцутюн” Ваан Ованнисян, добавив, что и нынешним своим поведением Россия, считающаяся стратегическим партнером Армении, демонстрирует неуважение к армянскому государству.
С вопросом о том, какой скрытый смысл в контексте сегодняшних геополитических реалий несет в себе решение Москвы и Анкары торжественно отметить круглую дату Московского договора, мы обратились к экс-главе МИД Нагорно-Карабахской Республики, Чрезвычайному и Полномочному послу РА Арману МЕЛИКЯНУ.
- По большому счету, это продолжение старого сговора. В этом смысле стороны проявляют или будут обещать проявлять лояльность в чувствительных друг для друга вопросах. Для России - это Грузия. Для Турции - Армения и Карабахский конфликт.
Московский договор предопределил территориальное размежевание южнокавказских государств. Суть его в том, что две империи - Россия и Турция - принимали решение о том, какими должны быть территории и границы между ними и тремя южнокавказскими государствами.
Российский интерес, связанный с Грузией, обусловлен в первую очередь проблемой Абхазии, ибо уже в то время было принято решение об образовании на территории Грузии автономных образований, в т.ч. и Абхазии. По всей вероятности, через празднование юбилея Грузии еще раз будет дано понять, что Россия имела право выступать на стороне Абхазии и Южной Осетии и что в этих действиях она поддержана Турцией.
Что касается Армении, то русско-турецким договором от нее отторгли Нахиджеван, Карсскую область, Сурмалинский уезд и подготовили почву для отторжения Карабахского края, т.е. ту территорию, которая до 1914г. в принципе являлась частью Российской империи и на которой после ее развала сформировалось армянское государство.
Легитимность Московского договора и тогда была весьма сомнительной, а уж сегодня, в новых политических, геополитических и правовых реалиях современного мира, этот договор просто нонсенс. Он подлежит отмене или пересмотру, уже в новых складывающихся реалиях. Если Турция и православная Россия и сегодня подтвердят легитимность этого договора, значит они пытаются реанимировать или сохранить то, что вследствие сегодняшнего сдвига крупных геополитических тектонических плит сохранить невозможно. В этом плане Московский договор следует просто признать недействительным.
- Но сделать это могут только Россия и Турция, а им, судя по всему, это невыгодно...
- Я говорю о правовой составляющей. Россия и Турция руководствуются политической составляющей, которая в данном случае противоречит правовой. Они, вполне адекватно ориентируясь в сложившейся ситуации, к сожалению, пытаются не смотреть в будущее, а сохранить прошлое. Это несет в себе угрозу и для России, и для стран Южного Кавказа.
Турция - постоянная угроза для всего региона, особенно учитывая то, что происходит сегодня в государствах арабского мира, территория которых станет для Турции новой ареной, новым плацдармом для попытки усилить там свое собственное влияние и в какой-то мере восстановить былую славу Османской империи, в состав которой входили большинство тех государств до Первой мировой войны. Для Турции эти цели вполне понятны и очевидны. Тем более в условиях, когда Евросоюз фактически отказал ей в приеме.
Но я не считаю, что политика сближения Турции с Россией и, наоборот, - России с Турцией имеет будущее. Думаю, в обозримые 2-3 года в этом смысле произойдут серьезные перемены. В частности, в российском политическом мышлении. Но сегодня ситуация такова. Т.е. если действительно стороны будут торжественно отмечать 90-летие русско-турецкого договора, это будет означать, что они отчаянно цепляются за прошлое, потому что, видимо, есть сложности с определением будущего.
Это будущее для России - многовариантно. Для Турции, мне кажется, уже нет. Для Турции сближение с Россией на сегодняшний день - это единственный шанс иметь какой-то надежный тыл, надежное плечо. Поскольку в пока что существующих реалиях, которые были сформированы Московским договором, продвижение Турции на Восток полностью исключается.
На Восток, я имею в виду - в Азербайджан, Центральную Азию, физическое присутствие Турции в этих регионах и политическое ее превалирование. Только с отказом от положений Московского договора, от его логики и принципов у Турции может появиться иное будущее. Но это требует серьезного переосмысления и переоценки собственных возможностей и устремлений. Это касается и России, и Турции.
- Случайно ли, что в преддверии этого визита турецкий парламент ратифицировал договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи между Азербайджаном и Турцией?
- Не думаю, что случайно. Это тоже своего рода давление на Россию со стороны Турции. Анкара пытается строить свои отношения с Россией на равноправных основах. Хотя такого равноправия быть не может: Россия - ядерная держава, Турция - нет. Учитывая ухудшение отношений Турции с западным миром, вопрос ее отношений с НАТО может быть вскоре тоже пересмотрен. Поэтому Турция должна пытаться показать России свою мощь, с которой Россия будет считаться и бояться. Конечно, присутствие такой Турции в Азербайджане для России нежелательно. Хотя Россия желала бы иметь Турцию в качестве дружественной страны. Т.е. наличие согласия в каких-то основных вопросах вовсе не означает, что не могут быть непреодолимые противоречия в других. Это очень сложный вопрос - притирки. Он сложен и для Турции, и для России.
Турция сегодня ищет для себя новое направление, по которому у нее может состояться свободное развитие, изменение роли, повышение экономического благосостояния и т.д. Раньше таким направлением виделась Европа. Сегодня европейское направление перекрыто. Новых два - арабский мир и Центральная Азия, Южный Кавказ, юг России. Поэтому, если уж турки будут придерживаться буквы и духа Московского договора, это будет означать, что, по большому счету, Турция согласна не переходить границы, установленные Московским договором, и будет действовать, скорее всего, на Ближнем Востоке.
Для России это определенная гарантия. Но не думаю, что это достойная цена. При любой возможности Турция все равно будет лезть туда. Не допустить такой возможности может только Россия. Получается, что Россия как бы платит за собственные же услуги. На мой взгляд, это неадекватная цена. Но, если уж так важно перенацелить Турцию на арабский мир, чтобы она там своей активностью попыталась взять в руки флаг лидера исламского мира, то... Но опять-таки я не считаю эту цену соответствующей. Это можно было бы делать и без того, чтобы вынимать из шкафов старые скелеты, трясти костями и радоваться тому, что было сделано 90 лет назад.
- А есть здесь увязка с армяно-турецким процессом?
- Сейчас опять же заявляется, что США и Европа будут всемерно поддерживать армяно-турецкий процесс. Это параллельно. Но армяно-турецкий процесс содержит в себе подводные камни для сторон. Вопрос Геноцида армян и непризнания его Анкарой был серьезным препятствием для становления Турции как равноправной части западного мира. Турция отказывается признавать прошлое, более того, навязывает нам предусловия, ибо понимает, что то, что было сделано 90 лет назад посредством сначала Московского, а потом Карсского договоров, по большому счету, было сделано незаконно, вопреки всем нормам международного права, принципам справедливости и т.д. Поэтому сейчас для Анкары важно перекрыть все возможности разговоров о том, что когда-то в отношении Армении было допущено достаточно много преступных деяний, в т.ч. аннексия. И в этом смысле, заручившись поддержкой России, Турция сможет спокойно продолжать оказывать давление на Армению. При том, что западный мир будет требовать от Турции сближения с Арменией. Единственный стратегический союзник Армении - Россия. Россия в сговоре с Турцией, как минимум, создаст неблагоприятный фон для того, чтобы мы могли самостоятельно продвигать свои интересы. Конечно, есть определенный предел, рубеж, через который Россия не перешагнет, учитывая собственные стратегические интересы. Но все, что покажется ей маловажным, она может сдать.
Я не верю в основанный на западных подходах процесс армяно-турецкого сближения. Он неосуществим в тех рамках и с той повесткой, которые существуют сегодня. Если мы не изменим реалии, которые были созданы Московским договором, ни армяно-турецкое сближение, ни карабахский конфликт не пойдут по пути, который приведет нас к бесконфликтному существованию и к справедливому урегулированию. Если мы, я имею в виду и Армению, и Россию, и Турцию, и Азербайджан, не изменим реалии, сформированные Московским договором, причем совместно и понимая, что это во благо всех нас, у нас ничего не получится. Но как в карабахском урегулировании, так и в армяно-турецком процессе акценты намеренно смещены таким образом, чтобы не привести к желательному результату, чтобы одна из сторон обязательно заранее знала, что будет ущемлена и отказалась в итоге от какого-либо соглашения.
- Получается, что и Запад не заинтересован в реальной нормализации армяно-турецких отношений?
- По сути дела, можно сказать, что там либо находятся во власти химер и мечтаний, либо действительно не желают, чтобы этот процесс оказался результативным. Если так, значит, этот процесс просто является инструментом подталкивания Турции в объятия России. Это тоже повод нам задуматься.
Комментарии