Люди, которых не защитит инспекция по труду

На модерации Отложенный

В одном из телеграм-каналов появилось видео разгрузки самолета сотрудником аэропорта Шереметьево. Периодически промахиваясь, работник отчаянно швырялся пакетами, спускающимися к нему по ленте прямо из отсека воздушного судна, и в его бренных движениях чувствовалась обыденность…

ВИДЕО  

Видео особого резонанса не вызвало, а жаль. Потому что резонанс мог бы привлечь внимание к не самому благополучному состоянию трудовых прав работников дочерних предприятий Шереметьево.

Человек на видео работает в компании «Москва Карго» — это легко доказать логически, потому что разгружаемый самолет принадлежит «Аэрофлоту», который багаж пассажиров отдает только в «Шереметьево Хэндлинг», а груз и всю почту — в «Москва Карго». И, как всегда, главное в этой истории находится прямо у нас перед глазами, но остается невидимым… Отвлекитесь от захватывающего мгновения вольного полета внезапно обретшей свободу посылки (в которой может быть, к слову, что-то хрупкое), и осмотритесь.

Что мы видим?

Мы видим одного человека у ленты транспортера. Рядом никого — ни вечно сующей нос в чужие дела службы безопасности, ни коллег, которые могли бы помочь бережнее укладывать чужие посылки в тележку, ни ответственного представителя авиакомпании — никого. Качество у видео не очень и я могу ошибаться, но заметить работника, управляющего лентой, тоже не получилось. А значит не исключено, что она просто включена и бесконтрольно крутится, а значит, что человеку внизу надо поспешить — если он замешкается, все повалится на землю. А если, не дай Бог, палец попадет в механизм, то… бррр. Страшно даже подумать.

И это далеко не первый случай, подтверждающий проблемы Шереметьево с персоналом. Сколько их уже было — люди травмировались, гибли, неоднократно бывали обмануты с выплатами, брошены «в бой» без нормального обучения и стажировки, не обеспечены нормальной техникой, необходимыми приспособлениями и средствами защиты.

Достаточно громким случаем стала попытка скрыть серьезную травму грузчика «Москвы Карго», голову которого чуть не раздавило транспортным средством, которое не поставили на ручник (или поставили, а он оказался неисправен — такие подробности должна выяснять специально назначенная комиссия). Инцидент наглядно показал, что в аэропорту голова не знает, что делают ноги. Пока «низший» менеджмент грузовой компании усиленно прятал пострадавшего, «высшее» руководство грозило карами журналистам и выпускало официальные опровержения с призывом не доверять «недобросовестным» служителям пера (его, к слову, пришлось официально отозвать).

Итак, конкретно с этим случаем разобрались — но сколько еще за это время успешно получилось скрыть?

А ведь в июне 2019 года, если верить базам данных, в «Москву Карго» приезжала плановая проверка ГИТ. Я не знаю, выявила она что-либо или нет — но через некоторое время там скрыли несчастный случай. Ну и толку-то от этой проверки? 

Зато на одном из сайтов я наткнулся на тендер о закупке койкомест для сотрудников «Москва Карго».

Удивляться нечему — уже давно говорили, что отвратительные условия труда создали такую текучку, что приходится привлекать работников из других регионов. Работников, которые вынуждены идти на эту работу, ничего особо не понимая в сложной специфике аэропорта. Потом они падают с площадок контейнеропогрузчиков, чудом успевают вынуть голову из импровизированного стального пресса, ломают руки, кидают мешки и коробки, будто на соревнованиях по метанию молота… 

Ведь при такой текучке нормально обучать и стажировать людей невозможно — просто некому будет работать. Приходится пользоваться тем, что есть в наличии. Конечно, текучку можно было бы снизить, но для этого потребовалось бы нормально платить людям и тратить деньги на улучшение условий жизни. Но это невозможно сразу по двум причинам:

- Любой уважающий себя «эффективный менеджер» скорее умрет страшной смертью, чем подпишет приказ о назначении нормального оклада для человека, работающего на рядовых должностях

- «Москва Карго» за 2018 год получила более трехста миллионов рублей убытка. Какая уж там зарплата!

В общем, неэффективное руководство не просто не держит руку на пульсе и не может обеспечить безопасность своих работников. Все, я думаю, привыкли к образу этакого злодея-капиталиста — беспринципного, жестокого, готового продать родную мать за увеличение прибыли, ищущего лазейки для ухода от налогов и прочее… Но эти ребята — это не тот случай. Они еще и неэффективны.

Впрочем, может быть они эффективны по своему? Ведь «материнская компания», «Шереметьево Холдинг», непосредственно принадлежащая кипрскому оффшору TPS Avia, вполне себе прибыльна, а значит продолжает радовать владельцев этого самого оффшора прибылью. Там, в волшебном теплом королевстве, до которого не дотягиваются «щупальца» Федеральной Налоговой Службы, нет проблемы выбора подрядчика для обеспечения иногородних рабочих койко-местами и безумной текучки. Нежась в теплых волнах, нет никакого желания представлять себя на месте одинокого грузчика, уныло кидающего пакет за пакетом в старую телегу. 

Одно досадно — пока еще рано насовсем переезжать. Приходится проводить в России много времени, чтобы другие такие же «эффективные» не отжали аэропорт себе. Покрикивать на директоров, недовольно вопрошать «доколе?», внимательно оценивать взглядом уровень почтительности подчиненных, докладывающих об очередных убытках звонить друзьям в разные конторы и договариваться, договариваться, договариваться…

Ну и держать руку на пульсе — чтобы успеть на самолет. Впрочем, из аэропорта это сделать намного вероятнее, чем из любого другого места.

P.S. Ах да, чуть не забыл — Международный аэропорт Шереметьево попал в список лучших работодателей Forbes. Подумаешь, травмы, смерти, обман с зарплатами… Молодцы, пресс-служба! Не зря поили шампанским их редакционного директора на своих тусовках.