У нас не выборы, а карусели

Известно, что вбросами бюллетеней на этих выборах грешили даже представители «Справедливой России». Однако до своих основных конкурентов справороссам, конечно же, далеко. Все-таки, административный ресурс – не шутка. Как бы там ни было, Единая Россия по-прежнему сохраняет за собой гордое звание чемпиона фальсификаций в абсолютном весе.  Например, в одном только Саратове наши наблюдатели зафиксировали вбросы толстенных пачек бюллетеней за ЕР на 10 участках. В семи случаях удалось даже вызвать милицию (полицию), и исполнителей задержали.

Повсеместно практиковались так называемые «карусели», когда голоса избирателей покупаются прямо на улице. Устроена «Карусель» следующим образом – людей встречают перед участком и предлагают заработать. Согласившимся дают в руки уже заполненный бюллетень, который нужно бросить в урну, а взамен они выносят и отдают чистый бюллетень, который выдается на участке. За этот нехитрый фокус они получают свои 500 рублей, а чистый бюллетень заполняется как надо и вручается следующему желающему заработать.  

Вскрылась мощнейшая фальсификация в Калининградской области. Стали побеждать коммунисты.  Нам известно также, что в этой области многие голосовали и за «Яблоко», включая Балтийский флот, с которым наши кандидаты тесно связаны. В этой связи со стороны партии власти началась экстренная контроперация. На всех закрытых участках бюллетени заменили полностью. Результат ЕР там равен 100% голосов избирателей.

В общем, безобразий творилось множество. Мы же уже второй раз подряд проводили эксперимент. В прошлый раз нам удалось обеспечить полное присутствие своих наблюдателей на всех участках в Себежском районе Псковской области. Тогда в этом районе «Яблоко» получило 20,6% голосов. А в этом году мы полностью контролировали все избирательные участки Кольчугинского района Владимирской области.

Результат аналогичный – 20,53 % и третье место. Первую позицию заняла ЛДПР, а ЕР с трудом удержалась на второй. Политическая палитра района основательно переформатировалась.

Для нас очевидная истина – там, где удается защититься от фальсификаций, мы получаем хорошие результаты. На других участках у нас у первых начинают воровать голоса, и в итоге рисуют 1-2%. Вывод – надо закрывать все участки. Однако найти столько людей, готовых работать наблюдателями, очень сложно даже в масштабах одного региона. На каждый участок требуется минимум два человека, а по-хорошему  и три, чтобы была возможность меняться. Причем нужны не просто досужие зеваки, а подготовленные люди. Надо уметь фиксировать нарушения и знать, какие действия предпринимать после этого – писать заявление в милицию (полицию), в прокуратуру и так далее, снимать на камеру, когда возможно. А возможно далеко не всегда, потому что наших наблюдателей в этом случае часто выставляют с участков.

Наблюдателей иногда ставят и от других партий. Правда, как правило следят они только за своими голосами. Мы же отслеживали ситуацию в целом. Например, во Владимире нас вообще сняли с выборов – видимо, провели какие-то замеры и испугались того, что будет 20% как в Кольчугине (кстати, «Яблоко» снимали с выборов и во многих других регионах, где у нас появлялись хорошие перспективы). Однако во Владимире мы все равно продолжили осуществлять мониторинг и выявили массу нарушений.

Если же говорить в целом по стране – ничего нового. Неуместно обозначать этот процесс словом «выборы». Более подходящий термин - «карусель». Она продолжает крутиться. Но только, как в анекдоте с фальшивыми елочными игрушками, не радует.