О ТОМ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ...

На модерации Отложенный

 

ВСЕМ, КТО ЗНАЕТ, ХОЧЕТ, МОЖЕТ

 

Как-то мой, тогда еще 10 летний сын, родившийся в независимой от здравого смысла Украине в 1993 году, поинтересовался, какой у меня был в детстве компьютер. Не знаю, спросил он в шутку, или на полном серьезе, но это стало поводом рассказать ему о своем детстве. Судя по тому, что он слушал меня с широко раскрытыми глазами, многое стало для него открытием, поэтому я хочу поделиться своими воспоминаниями, как мы жили в Советском Союзе. Сейчас молодежи усиленно вбивают в головы рассказы о том, как всех угнетала советская власть, как голодно и холодно жилось при «совке». Если послушать современных идеологов либерализма и национализма, то в СССР все были несчастными, маршировали строем даже в туалет, ничего у нас не было, ни детства, ни секса, ни медицины, ни образования. Тоталитарное общество делало из всех винтики государственной машины, а кругом летели щепки. Так ли это, пусть каждый решает для себя сам.

 

Итак, рассказ о том времени, когда Солнце светило ярче, трава была зеленей, телевизоры были маленькими и черно-белыми, персональных компьютеров не существовало в природе, а отношения полов были, но не форме секса ...

 

Детство

 

Мои родители никогда не были высокопоставленными партийными чиновниками или работниками торговли. Обычная советская семья, мать и отец служащие, дедушка железнодорожник, бабушка домохозяйка, тетя учительница. В 1967 году мы  получили  трехкомнатную квартиру в новом шестиэтажном доме, который построила для своих работников МПС, (министерство путей сообщения) проще говоря – железная дорога. Уже позже я узнал, что такие дома строились в городе почти ежегодно, причем это были не кооперативные дома, где квартиру надо было покупать в кредит, а обычный  государственный дом, где квартиры предоставлялись совершенно бесплатно. Сегодня это вызывает недоумение, но в те годы это само собой разумелось.

 

Дети в городах, за малым исключением, все ходили в детские сады, так как родители не были безработными, а бабушки, как правило, тоже где-то еще работали. Детских садиков было огромное множество, практически все были либо бесплатными, либо за них платили символические деньги. Элитных заведений, так же, как элитных школ не существовало. Ну, может в столицах и было по одному, для отпрысков высшей партийной номенклатуры, но в областных центрах все были равны. Поэтому в одном детском саду или школе находились вместе дети уборщиц, инженеров и партийных функционеров. Очень часто сын уборщицы мог дать по лицу сыну начальника милиции, или секретаря обкома, и самое странное, ему за это ничего не было, ну кроме того, что воспитательница или учительница могла поставить в угол, или сделать выговор. И ребенку тогда не приходило в голову бежать жаловаться папаше и втягивать его в свои детские проблемы. Его просто не поняли бы сверстники, ябед тогда очень не любили и презирали. Да и никакой нормальный родитель не стал бы вмешиваться в детские разборки и выставлять себя посмешищем.

 

Воспитательницы, учителя и родители были действительно авторитетами, с их мнением считались, а советы в большинстве случаев выполняли.

 

 

 

Все свободное от школы время мы проводили на улице. В отличии от сегодняшних школьников, общающихся с друзьями по мобильнику или в чате мы постоянно общались вживую. Выучив уроки мы до поздней ночи играли на дворе, и у родителей не вызывало никакого опасения, что нас могут убить маньяки, или мы станем употреблять наркотики. Вообще-то такого понятия, как наркотики тогда не было. Нет, мы конечно знали по фильмам и книжкам, что есть такие вещества, но никому и в голову не приходило начать их искать и пробовать. Да и алкоголь мы фактически не употребляли. Ну, лет в 13-14 большинство уже пробовали пиво или вино, но это было редко и в основном на праздники. Тогда не было такой навязчивой рекламы пива, собственно рекламы тогда не было вообще, поэтому и интереса к нему не возникало. Став постарше мы могли купить раз в месяц несколько бутылок пива и выпить их вместе, но никакого культа пива не существовало. Просто потому, что нам было чем заняться и без алкоголя.

 

Мы играли в сотни подвижных игр во дворе – войнушки, прятки, догонялки, футбол, и еще десятки других, названия которых я уже и не вспомню.

 

Мы обносили соседские сады, поедая еще зеленые яблоки и груши, выкапывали картошку на школьном поле и пекли ее в золе. Соседи и школьный сторож были явно не в восторге, но и серьезных убытков мы не наносили, во всяком случае ничего не ломали. Собственно все фрукты и овощи тогда стоили на базаре копейки, но добытое собственными руками всегда было ценней.

 

Фильмов и мультфильмов по телевизору было очень мало, да и телевизоры были вначале  не у всех, поэтому почти все читали книги. Детской  литературы была масса, очень много научно-популярной, исторической, приключенческой, фантастики. Хотя за хорошей книгой надо было стоять в очереди в библиотеке, а некоторые можно было прочитать только в читальном зале. Сейчас удивляет, почему государство тогда так относилось к книгоизданию – Дюма, Конан Дойла, Стругацких, Бальзака, Джека Лондона и десятки других авторов можно было купить только сдав макулатуру, или оформив подписку, но получить подписку было очень сложно. Тем не менее все эти книги можно было найти в библиотеках и мы зачитывались Фенимором Купером, Жюль Верном, Беляевым, Владко, Мопассаном, антологией советской и зарубежной фантастики. Не все имели желание читать сами, поэтому вечерами во дворе кто-нибудь начинал пересказывать в лицах прочитанную книгу, чаще всего этим занимался я, так как с четырех лет очень много читал.  

 

     Мы бегали в соседний Дом культуры в кино, причем, хоть билет и стоил 10 копеек, но особым шиком было одному купить билет, пройти в зал, а потом открыть задние двери и запустить туда всю ораву пацанов.

Контролер, конечно, замечала это, но делала вид, что ничего не видит. Что касается фильмов, то большинство из них были советскими и индийскими. Тогда вместо «мыльных» телевизионных опер бабушки смотрели индийские фильмы. Американских боевиков было очень мало, они появились уже поздней в эпоху перестройки. Были французские комедии с Луи Де Фюнесом, особой популярностью пользовался «Фантомас».

 

    Что касается материального благополучия советских семей, то оно находилось примерно на одном уровне. Не было супербогатых, почти не было нищих. Тот, кто работал вполне мог обеспечить себе нормальное существование. Дети вообще мало обращали внимание на различные вещи и шмотки. Как правило у каждого было несколько рубашек и футболок, один костюм, две пары брюк – одни для школы, вторые для улицы, спортивный костюм, куртка или пальто, несколько пар обуви на разные времена года. Одежда и обувь в основном были советского производства, не очень привлекательные на вид, зато из натуральных материалов и очень качественно сделанные. В одних туфлях можно было проходить несколько лет. Питались мы тоже обычными натуральными продуктами. Никаких изысков не было. Шоколадные конфеты ели на праздники, мандарины и апельсины на Новый год, зато ежедневно было свежее молоко, которое стоило копейки и было очень вкусным, даже в магазинах, кефир, сметана, овощи и фрукты – все это стоило копейки и практически не содержало всякой химической дряни. Картошка, мясо, молочные продукты, овощи, крупы, колбаса, сыр, борщи и супы – вот обычный рацион советского подростка. Зачастую, особенно летом, мы могли целый день прогонять на улице, довольствуясь куском хлеба, яблоками и водой. И от гастритов с панкреатитами почему-то никто не страдал. На обед в школе хватало 20 копеек, это первое, второе, компот и булочка. В воскресенье на карманные расходы родители давали рубль и за эти деньги можно было сходить в кино, выпить соку с пирожным, съесть мороженного и проехать на троллейбусе.  

 

  Если сравнивать сегодняшний уровень жизни тех, кто относится к среднему классу и наш, то сегодняшние дети живут однозначно богаче материально, у них есть модные импортные вещи, мобилки, компьютеры, плейеры, фотоаппараты и прочие гаджеты, которых тогда просто не существовало в природе. Но вот что касается того, счастливы ли они со всеми этими прибамбасами, тут вопрос сомнительный. Мы чувствовали себя счастливыми и здоровыми, ничем особо не владея. Главное – у нас была молодость, чувство защищенности, уверенность в своем будущем и гордость за свою страну.

 

Что касается здоровья, то у нас никто не падал и не умирал на уроках физкультуры, с утра до вечера гоняя на улице мы вырастали крепкими и закаленными. Целый день играли в футбол летом, в хоккей зимой. Летом купались в озере, ловили рыбу, ходили в походы в лес, жили два-три дня в палатках. Катались на велосипедах, лыжах, коньках. Практически каждый ходил в какую-то спортивную секцию – все они были бесплатны. Мы собирали марки, значки, спичечные этикетки, строили модели самолетов и кораблей, вырезали что-нибудь из дерева, выжигали на досках, словом занимались каким-то творчеством. Было множество кружков, где всему этому можно было бесплатно научится.

 

Летом мы все разъезжались по родственникам, пионерским лагерям, ездили с родителями на курорт к морю. Пионерские лагеря были фактически в каждой организации, одни были получше, другие похуже, но во всех было отличное питание, лес вокруг, речка озеро или в крайнем случае бассейн, скучать там было некогда, и стоило все это удовольствие сущие копейки или было вообще бесплатным. Сейчас от большинства этих лагерей осталось только воспоминание.

 

  Когда я смотрю на сегодняшнее унылое молодое поколение, которое все свободное время проводит возле компьютеров или телевизора, а став постарше сосет пиво или курит травку, мне становится их жалко. У них нет детства. Нет духа коллективизма и взаимопомощи, когда один за всех, а все за одного. Они даже в школе списывать друг другу не дают.

 

И что характерно, у нас никогда не было конфликтов на национальной почве. Мы вообще мало задумывались о своей национальности. Мы все были советскими детьми, и нам этого было достаточно. На улице говорили кто на каком языке хотел и все понимали друг друга. Если дрались между собой то к национальности это не имело никакого отношения. Были драки двор на двор, район на район, но не по национальному признаку, а по месту жительства. В доме жили украинцы, русские, поляк, еврей, армянин и все прекрасно ладили между собой. Украинский язык изучали в русских школах, а русский в украинских, и все были довольны, из национальности не делали фетиша. Человека ценили по его личным качествам, а не по тому, на каком языке он говорит.

 

Мы не заморачивались деньгами и шмотками, нам как-то все равно было, кто в что одет. Уже позже в 70-е, немного повзрослев, мы стали обращать внимание на противоположный пол и заботится о своей внешности. Впрочем, это уже было не детство, а юность и в стране наступала другая потребительская эра. Впрочем, о юности и взрослой жизни в следующий раз.

 

 Когда я вижу 7-летних детей в алкогольной  коме, 12-летних наркоманов, 14-летних хронических алкоголиков, 15-летних проституток, мне становится страшно, и я сделаю все от меня зависящее, чтобы вернуть тот «тоталитаризм» и мой внук мог жить нормальной жизнью, не опасаясь попасть в руки педофилу, наркодилеру или подсесть в 10 лет на пиво и слабоалкоголку. Что мне могут возразить на это либералы, когда вокруг тысячи беспризорников, малолетних преступников и наркоманов? А ничего – только злобствовать и читать свои мантры о демократии.

 

ТОГДА КАКОЙ ПРОК К НИМ ОБРАЩАТЬСЯ,

НЕ ЛУЧШЕ ЛИ К ТЕМ, КТО ТЕБЯ ПОНИМАЕТ!?