Со Сбербанком не по пути: Суперкомпьютер вместо клиентов

Вкладчики больше не являются главным инструментом работы банка
Сбербанк одновременно констатировал отток мелких вкладчиков и запуск грандиозного компьютера. Это совпадение не случайно.
«Хорошие» новости от Сбербанка
В кои-то веки хорошие новости поступили из Сбербанка: средства «розничных клиентов», то есть физических лиц, сократились за октябрь на 0,6% – из банка ушли 79 млрд рублей. В общей сложности с начала этого года объем наших денег в «Сбере» вырос всего на 0,2%, то есть, учитывая накопленные проценты по депозитам, фактически снизился. Доля банка на рынке контроля над нашими деньгами за первые девять месяцев года сократилась с 45,1% до 43,9%, а октябрь, как видим, нанес еще один удар по позициям монополиста.
Характерно, что и юридические лица, распробовав прелести сотрудничества со Сбербанком, пытаются слезть с этой иглы: – 1,8% за октябрь, – 0,5% с начала года
Прекрасна и официальная формулировка причины: «продолжающаяся оптимизации стоимости клиентских средств во всех валютах». В переводе на русский это означает: депозиты физических лиц не нужны, они не дают реальной прибыли. Даже вклады юридических лиц дешевле для Сбербанка: процентная ставка по ним ниже. Но, кажется, банк имеет уже столько денег, что просто не нуждается в их привлечении по ставке выше нулевой, неслучайно сейчас проталкивается разрешение привлекать деньги под отрицательный процент.
Отряд не заметил потери бойца
Из этого следует вывод: Сбербанк даже не пытается зарабатывать на депозитах (вкладывать средства в какие-то активы), а просто перекрывает проценты по ним кредитными процентами, которые в среднем в три раза выше (кроме ипотечных). Удобно иметь в акционерах Центробанк, который всегда может напечатать денег на выдачу дополнительных кредитов. Ведь российская финансовая система совершенно непрозрачна: Центробанк подочетен, но не подвластен правительству. ЦБ показывает статистику, но проверить ее невозможно.
У Сбербанка есть еще одно важное конкурентное преимущество: его основной акционер Центробанк всегда может нашептать на ушко перспективы изменения ключевой ставки, а следовательно и банковских процентов. У других финансовых организаций такого инсайда нет. Поэтому ВТБ вместе с Почтой России выпрашивает «жалкие» 40 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния, а Сбербанк легко отмахивается от вдвое большего объема вкладов.
Неудивительно, что с такими вводными данными Сбербанк продолжает снижать ставки по депозитам и прекратил прием промовкладов. Практически в любом другом банке вы найдете более выгодные условия вложения денег. Главу Сбера Германа Грефа это уже не волнует
Похоже, какая-то значимая часть программы Сбербанка выполнена, и наши деньги ему больше не нужны.
В самом деле, эти люди собрали биометрию десятков миллионов россиян и практически автоматически получают подобные данные чуть ли не каждого вступающего во взрослую жизнь. Их приложения установлены более чем на 50 миллионов активных смартфонов; более половины работающих россиян имеют в Сбербанке текущий счет, на который не надо начислять никаких процентов, зато можно брать деньги за пользование картой и другие услуги.
Власть уже захвачена, и раздавать по 5,5% годовых в «Сбере» считают теперь ненужной щедростью. Сами придут и сами все дадут, как резонно обещал духовный покровитель Германа Грефа.
Оборона? Развитие? Не слышали
29-й по силе компьютер мира планируется сдавать арендаторам по скромной цене 5750 рублей в минуту, но в случае отсутствия заказов созданные на наши деньги мощности планируется щедро отдавать в бесплатное пользование научным и учебным центрам.Символично, что одновременно с признанием оттока вкладчиков Сбербанк объявил о создании самого мощного компьютера в России, который получил издевательское название «Кристофари» как раз в честь самого первого вкладчика в истории банка. «Сбер» любит приписывать себе очень длинную историю, но избегает вспоминать, как немножко исчезли вверенные ему деньги вкладчиков в 1917 и 1991 годах.
Оно, конечно, спасибо, но если лучший компьютер страны создан коммерческим банком и находится в его ведении, это означает, что нация неверно расставляет приоритеты.
В самом деле, на лето 2019 года картина в топе следующая.
Самый мощный компьютер по имени Summit (США) принадлежит IBM, одному из лидеров соответствующей индустрии. Странно было бы сапожнику быть без сапог. Второй – в Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (США). Ядерные разработки
Дальше идут два китайца. Sunway TaihuLight, лишь недавно покинувший первую строчку рейтинга, используется для решения целого ряда задач, связанных с разработкой лекарств, продлением жизни, ну и анализом столь любимой китайцами Big Data.
Tianhe-2A создан военными и занят на военных задачах, но впоследствии будет передан в Национальный суперкомпьютерный центр.
Лучший европейский суперкомпьютер с занятным именем Piz Daint (Пиц-Дайнт, а не то, что вы подумали, охальники) создан в банковской Швейцарии, но почему-то работает не в банке, а в Национальном суперкомпьютерном центре.
Но у наших ученых и военных нет ресурсов для создания таких компьютеров. У Сбербанка, позиционирующего себя как государственная финансовая организация, – есть. Вы все еще думаете, что Россией управляют силовики или олигархи-промышленники?
* * *
Конечно, хорошо, что люди постепенно отказываются от услуг Сбербанка, хотя его главные конкуренты ничуть не лучше. Плохо то, что это, кажется, вписывается в план действий зеленого супергиганта, управляемого сейчас не для людей, да, похоже, и не людьми.
Михаил Мельников
Комментарии
Не уничтожив этих ломехузов , никакого развития , прогресса ... ожидать не приходится !
Только вот какая штука: цифровизация не создает никакого продукта.
Зачем нужен продукт?
Если вы задаете этот вопрос, то вы совершенно забыли, что деньги являются всего лишь удобным средством замещения непосредственно товара в товарообмене, и ничем больше.
Потому, если экономика страны не является самодостаточной, то для получения товара (например, ширпотреба из Китая), вам надо создать свой товар для обмена (например, вырастить овцу на мясо).
Нет товара - нет денег на закупку "ширпотреба", и идете вы, "солнцем палимы"(С), за деньгами к МВФ (или печатаете облигации внутренного займа, надеясь, что пронесет, и 1998 года не случится).
А вы что же думали, вывод производства в страны третьего мира не приведет к задолженности?
А товар для обмена где брать будете?
А для чего же нужна тогда цифровая экономика, если она не производит товаров для обмена?
А деньги под нее государство хорошо дает, счет же идет на миллиарды.
Кто же свой счет "цифровизирует", за свой счет то дорого, а рептилоиды деньги считать умеют.
P.S. Правда, говорят, что можно жить и без товара. Например, в КНДР живет же население на 300 гр еды ...