Михаил Калашников: алтайский парень с ижевской пропиской

Михаил Калашников: алтайский парень с ижевской пропиской
Какую память хранят о конструкторе-оружейнике его земляки, и почему 100-летие со дня рождения человека-легенды нужно было отмечать еще в 2017 году
10 ноября Михаилу Тимофеевичу Калашникову исполнилось бы 99 лет. Имя великого конструктора-оружейника прочно ассоциируется с Ижевском - он прожил в нашем городе 65 лет. Но «своим» Калашникова считают и жители Алтайского края, в котором родился изобретатель легендарного АК-47. Редактор мультимедийных проектов медиагруппы «Центр» Светлана Сырыгина побывала на малой родине Михаила Калашникова, в селе Курья.
- Как семья Калашниковых оказалась в Алтайском крае
- От телеграмм до автомобиля: какие личные вещи подарил Калашников музею на малой родине
- Почему 100-летие Калашникова нужно было отмечать еще в 2017 году?
- Воспоминания соседки сестры Калашникова: «Даже предположить не могла, что брат Агафьи - сам Калашников!»
- Как Калашников, сам того не зная, помог добыть два вагона цемента для Курьи
- Воспоминания родных Калашникова: «Всегда старались вести себя так, чтобы не опозорить Михаила Тимофеевича»
Золото Курьи
Из Ижевска до села Курья (ударение на последний слог) Алтайского края путь неблизкий. Сначала нужно добраться до Барнаула - это почти двое суток на поезде, а потом еще пять часов на автобусе. Времени, чтобы оглядеться, достаточно.
Село, в котором родился Калашников, это не тот Алтай, который нам рисует воображение. Горы, Чуйский тракт – все это рядом, но не здесь. Курья находится в предгорном районе - от села до ближайшей горы Синюха всего около 60 километров. Здесь господствуют степи, проезжая через которые невольно вспоминаешь популярную народную песню о замерзающем в глуши ямщике.
На подъезде к селу указатель - «Золото Курьи» - предприятие по добыче драгоценных металлов. Но настоящее золото Курьи, вне всяких сомнений, - Михаил Калашников, портрет которого встречает нас на границе села.
Село Курья основано в 1749 году. Расположено в южной части Алтайского края. Находится в 272 км от краевого центра – города Барнаула. Население – около 4000 человек.
Родители Калашникова – вольные казаки Тимофей Александрович и Александра Фроловна – приехали в Курью из Кубани в 1910 году во время столыпинских реформ. Солнечный край на суровый, сибирский они решили поменять, узнав, что там раздают землю. А значит можно выращивать зерновые и жить всегда с хлебом. На тот момент в семье Калашниковых было трое детей. Позднее, по разным данным, родилось еще 15 или 16. Из них выжило всего восемь – две дочери и шесть сыновей.
Дом, в котором жила большая семья Калашниковых, в Курье не сохранился. Нет даже его фотографии. Известно, что он был глинобитным, и находился на самой окраине села, теперь уже нежилой, на берегу реки Локтёвки, у небольшой горы Святухи. Здесь и сейчас необыкновенно красиво, тихо и уютно. Глядя на реку, представляешь, какой вид открывался из окон дома Калашниковых…
Хотя Локтёвка, как отмечают местные жители, уже не та, обмелела, а раньше была довольно глубокой. Калашников даже тонул в ней дважды. Причем однажды зимой, когда на самодельных полозьях пошел кататься на реку и угодил в прорубь. Позднее Калашников вспоминал, что жалеет о двух вещах: о том, что не научился плавать и кататься на коньках.
На месте дома Калашниковых в 2009 году установили памятный камень. Сейчас это самая окраина Курьи, жилых домов тут нет.
Можно только представить, какой чудесный вид открывался из окон дома Калашниковых.
Та самая река Локтёвка, в которой Калашников дважды тонул.
На месте дома Калашниковых в 2009 году установили памятный камень. Сейчас это самая окраина Курьи, жилых домов тут нет.
Можно только представить, какой чудесный вид открывался из окон дома Калашниковых.
Та самая река Локтёвка, в которой Калашников дважды тонул. Сейчас она заметно обмелела.
От телеграмм до автомобиля: Калашников передал музею на родине сотни личных вещей
А вот здание школы, в которой с 1927 по 1930 годы учился будущий конструктор, в Курье сохранилось. Сейчас в нем располагается мемориальный музей М. Т. Калашникова, а ранее работали библиотека и школа искусств. Дом памяти открылся после четырехлетней реконструкции 15 ноября 2013 года, а 23 декабря Михаила Тимофеевича не стало. В музее своего имени на малой родине он побывать не успел.

Мемориальный музей М. Т. Калашникова в Курье открыли в здании школы, в которой с 1927 по 1930 год учился будущий конструктор.
Фасад здания выглядит так, каким он был, когда в нем учился Калашников.
Внутри – все иначе. Остались одни лишь стены и большие, на два этажа, печи. На первом этаже их три, на втором – оставили открытой для обозрения лишь одну.
- Калашников рассказывал, что учителя ставили провинившихся в чем-то учеников в угол, за печку. Но там было так хорошо, так тепло, что порой дети засыпали. Это было очень приятным наказанием, - с улыбкой рассказывает Елена Тарасова, заведующий мемориальным музеем М. Т. Калашникова.

Елена Тарасова
Среди музейных экспонатов много личных вещей Калашникова, которыми он щедро поделился с земляками. Тут и генеральская форма, и костюм, в котором Михаил Тимофеевич приезжал в Курью в 1980 году. И коллекция наручных часов (всего их 30), среди которых подарок от известного американского оружейника Билла Рюгера и американской компании по производству оружия «Смит и Вессон». И письмо-поздравление от Уго Чавеса с 90-летием. И телеграммы ко Дню Победы от президентов России – Владимира Путина и Дмитрия Медведева, причем не с факсимиле, а с личными подписями. Калашникова знали, любили и уважали во всем мире.
Многие часы, которые Калашников передал музею, были еще в нераскрытых упаковках. А вот часы под номером семь Михаил Тимофеевич носил.
Диктофон, печатная машинка и изрядно потрепанный томик Некрасова, многие стихи которого Калашников знал наизусть.
Мурашки бегут по коже, когда представляешь, что в это зеркало когда-то смотрел Калашников. На комоде – одна из ваз, подаренных дочерью известного индийского актера Раджа Капура.
Один из залов музея, в котором постарались воссоздать интерьер ижевской квартиры семьи Калашниковых, полностью составлен из личных вещей Михаила Тимофеевича. Детей при входе в него обычно предупреждают, что там им предстоит встреча… с медведем. Нас предупреждать не стали – и это, надо сказать, было неожиданно.
Шкура медведя – подарок пограничников Камчатки. Шкура зебры, есть тут и такая, - презент женщины-коммерсанта из Южной Африки. Три металлические вазы – знак благодарности от дочери известного индийского актера Раджа Капура – Риту Капур.
Калашников безвозмездно передал Курьинскому музею даже автомобиль «Нива». «Добывали» все эти бесценные экспонаты бывший директор Алтайского государственного краеведческого музея Ольга Падалкина, заместитель директора по научной работе этого же музея Ирина Попова и первый заведующий мемориального музея Калашникова в Курье Петр Аникин. Последнего, как выяснилось, с конструктором связывали не только рабочие отношения.
– Ольга Викторовна Алейникова, племянница Михаила Тимофеевича из Нижнего Тагила, в последние годы его жизни жила в Ижевске, помогала Фае (гражданской жене Калашникова. – Прим. ред.). А я знаком с Ольгой Викторовной еще с 1967 года. Мало того, мой двоюродный брат женат на ней. Поэтому мне разрешено было ходить по квартире Михаила Тимофеевича и залезать во все шкафы и комоды, - объясняет Петр Аникин. - «Что понравится, говори», - только и сказал мне Калашников, когда в мае 2013 года я приехал в Ижевск за его вещами. И вот я вижу, штык-ножи лежат. «Михаил Тимофеевич, зачем они тебе? А для музея будет хорошо», - говорю, на что он отвечает: «Ну, забирай». С книгами та же история. У него их было много, но процентов шестьдесят на иностранных языках. Калашников же ездил по всему миру – ему дарили. Но я выбирал только на русском языке.

Петр Аникин

В этом зале каждая вещь – дар Калашникова музею.
– Михаил Тимофеевич очень любил Курью, хотя после 1930 года, когда его семью сослали в Томскую губернию, он был у нас всего восемь раз, - продолжает Петр Иванович. - Но ему просто некогда было приезжать в Курью часто. Видимо, поэтому Калашников ничего не жалел для музея. Так он выражал свою любовь и преданность родному селу. Единственное, пожалуй, что он мне не отдал, это рабочие инструменты. Сказал, что они ему еще самому пригодятся. У него же даже в квартире была небольшая мастерская, он постоянно что-то делал своими руками, не мог сидеть без дела.
Еще один подарок оружейника малой родине к музейным экспонатам не имеет никакого отношения. Это компьютерный класс, который был открыт в музее по настоянию Калашникова. Именно он нашел спонсора для покупки всей необходимой техники. Теперь школьники Курьи занимаются на ней 3D моделированием и прототипированием. Кто знает, возможно, вырастут в селе новые конструкторы.
1917-й или 1919-й: 100-летие Калашникова нужно было отмечать еще в 2017 году?
http://izhlife.longreads.tilda.ws/kalashnikov
Комментарии