Жизнь после смерти.
На модерации
Отложенный
мОдин из самых главных вопросов, стоящих перед человечеством, — это вопрос о том, что остается от человека после смерти его физического тела. Спор о бессмертии души продолжается уже несколько тысячелетий, с тех пор как человек осознал себя личностью. Все существующие религии признавали бессмертие души, но каждая из них предлагала свою концепцию загробной жизни.
Скептики утверждают, что перспектива физического исчезновения настолько ужасна для человеческого сознания, что разум, активно сопротивляясь этому, ищет убежища в теориях потусторонней жизни. Поэтому вера в жизнь после смерти — вопрос, скорее, эмоциональный, чем практический.
Возникает проблема: почему, если мы являемся просто биологическим механизмом, нам даровано знание о том, что мы смертны, и поэтому ради эмоционального комфорта мы выдумали загробную жизнь. Не было бы биологически проще принять смерть, не осознавая своего исчезновения?
На это можно возразить, что смертность индивида способствует сохранению вида. Хотя в силу психологических особенностей человечество не может осознать себя единым организмом.
Эти философские споры, которые волнуют человечество уже много тысячелетий, не дают доказательств посмертной жизни. Очевидно, что мозг умирает, и если наша мысль есть просто продукт электрохимических реакций, которые протекают внутри этого сложного органа (с чем согласны большинство ученых), то после смерти не может сохраняться сознание, и загробной жизни не существует.
Однако многие люди (в том числе и некоторые ученые) считают, что разум не является всего лишь результатом деятельности мозга, но также существует вне нашего тела в энергетическом состоянии. Эта энергия вливается в мозг и зажигает в нем жизнь, порождая сознание, существующее в физическом мире. Наша вера в загробную жизнь может являться результатом подсознательного ощущения этого факта.
Если мы принимаем эту гипотезу, то даже после смерти мозга энергия может еще оставаться там, и, лишенная телесной оболочки, не может обычным способом ощущаться живыми людьми. Если это так, то существует реальная перспектива, что сущность, обладающая разумом, может жить вне телесного воплощения.
Однако эти теоретические споры могут быть разрешены только при наличии строгих доказательств, подтверждающих то или иное мнение. Это то, чего следует добиваться исследователю паранормального. Мы можем систематизировать данные и попытаться понять, есть ли надежда на загробную жизнь. Многие из этих доказательств приходят к нам посредством «медиумов», которые способствуют контакту физического мира с гипотетическим энергетическим полем сознания. Таким образом, основой большинства исследований проблемы жизни после смерти служат попытки понять и оценить послания, которые нам удастся получить из мира, в который уходит энергетическая сущность человека.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Интерес к расследованию феномена призраков и полтергейста возник в восемнадцатом столетии с началом развития научно-технической революции. Считалось, что призраки — это души умерших, которые не нашли упокоения и обречены бродить по земле. Расследования этого феномена ограничивались исключительно записью рассказов свидетелей.
Салонные игры
Первое публичное заявление о связи с потусторонним миром поступило от юных сестер Фокс из Хай-дсвилля (штат Нью-Йорк). Это произошло в викторианскую эпоху в 1848 году. Сестры сообщили о своей связи с духом, который общался с ними при помощи стуков. Из-за всеобщих протестов и обвинений в шарлатанстве девушки вынуждены были уехать. В 1851 году один ученый заявил, что получил от них признание о том, что их рассказ был мистификацией. Однако до своего отъезда сестры рассказывали, что находились в контакте с духом убитого жестянщика, когда-то жившего в их бревенчатом домике. И действительно, несколько лет спустя тело убитого жестянщика было обнаружено захороненным в этом месте.
Так или иначе, но эта история произвела переворот в общественном сознании. Увлечение спиритизмом распространилось из Америки в Британию, а затем и по всей Европе. Многие люди стали заявлять, что обладают способностью общаться с духами. Была даже разработана специальная техника общения с потусторонними силами. В ход пошли вращающиеся столы, стеклянные стаканы, блюдца, специальные доски. Эти доски получили название «ouija» — комбинации французского слова «oui», то есть — «да» — и германского слова «ja» — тоже означающего «да».
Людей, через которых устанавливается связь с духами, называли медиумами. Участники спиритического сеанса, рассаживаясь вокруг специального стола, образовывали круг, в котором каждый старался влить свою индивидуальную энергию в общий поток, с помощью которого они пытались установить контакт с духом усопшего. Постепенно спиритизм завоевал всеобщую популярность и превратился в салонную игру для скучающих дам из высших и средних слоев общества.
Вскоре изучением этого явления занялись ученые. Они опровергали это модное увлечение, опираясь на материалистическую теорию Дарвина. Было разоблачено множество мистификаторов, и ученые решили, что спиритизм —•• это сплошной обман, а медиумы (сознательно или бессознательно) вводят людей в заблуждение.
Однако некоторые ученые все же пытались отыскать рациональное зерно в этих опытах, сосредоточив свои исследования на таких известных медиумах, как Леонора Пайпер. Послания, которые она получала, а затем произносила вслух, иногда оказывались удивительно точными. В них содержались такие детали, о которых она вряд ли могла узнать из обычных источников. Более чем тридцатилетние исследования не смоли дать повода ученым усомниться в ее добросовестности.
SPR1
В 1882 году группа нетрадиционно мыслящих ученых организовала в Лондоне Общество психических исследований (SPR). Три года спустя подобное общество было создано в США. Они существуют' по сей день и являются старейшими обществами в мире по изучению паранормальных явлений.
В число основателей SPR входили такие известные ученые, как физик сэр Уильям Барретт. Между 1901 и 1903 годами президентом SPR был сэр Оливер Лодж, один из первых исследователей в области радио и телевидения. Такие серьезные ученые привнесли в работу SPR строгий академический дух. В результате многие спириты вскоре покинули общество, посчитав, что интенсивные экспериментальные проверки ставят под сомнение их честность. Нередко медиума приковывали наручниками, привязывали к стулу, а затем просили провести сеанс перед членами SPR. Когда миссис Пайпер на несколько месяцев пригласили в Англию для проведения тестов, то, несмотря на постоянный контроль за ней со .стороны членов SPR и невозможность уединиться, она проявила такие поразительные способности, что в ее даре медиума было невозможно усомниться.
SPR опубликовало позитивные выводы после проведения тестов с такими медиумами и выразило надежду, что это может явиться научным доказательством существования жизни после смерти. Но этого не произошло. Большинство ученых заняло критическую позицию, отказавшись даже изучать данные. Их типичный аргумент состоял в том, что такая идея противоречит материалистическому мировоззрению нашей эпохи, поэтому, что бы ни доказывали материалы, полученные SPR, не имеет смысла проверять ложные сведения. В целом такое отношение к этой проблеме сохраняется по сей день.
Хотя было собрано множество свидетельских показаний участников спиритических сеансов, ничего нового к имеющимся доказательствам они не добавили. Стандартная схема спиритического сеанса выглядела следующим образом. Медиум обычно заявлял, что вызвал дух какого-нибудь «дядюшки Фреда». Кто-либо из участников сеанса тут же вспоминал, что был лично знаком с таким дядюшкой. Затем дух Фреда сообщал, что он похож на бутон розы, и, когда участник сеанса заставлял «розочку» распуститься, все расходились, убежденные в том, что пообщались с душой покойного «дядюшки Фреда». К сожалению, туманный, субъективный характер подобных посланий не представлял никакой научной ценности. Даже в тех случаях, когда кажется, что получена достоверная информация, сомнения все же остаются. Сын Лоджа Раймонд, погибший во время Первой мировой войны, явился своему состарившемуся отцу, чтобы сообщить важные для него факты. Но они носили настолько личный характер, что не могли представлять ценности для исследователей.
Некоторые ученые из SPR допускают, что может существовать и другая гипотеза: медиум вовсе не вступает в связь с духом умершего, а просто, обладая телепатическими способностями, получает информацию от участника спиритического сеанса. Он улавливает мысли или фантазии об усопшем родственнике и пересказывает их вслух, выдавая за «послание» из загробной жизни, потустороннего мира. Эти послания казались фрагментарными и малопонятными. Когда через много лет сотрудники SPR собрали эти послания воедино, они соединились, как части сложной мозаики, и обрели смысл.
Полученный текст казался настоящим творением потустороннего разума, пытающегося доказать существование жизни после смерти. Эти дополняющие друг друга послания имели сложную литературную форму, и после литературоведческого анализа было установлено, что, судя по стилю, они принадлежат Ф. У. Май-еру, специалисту по классической филологии из Кембриджа. Он был связан с SPR с первых дней его образования и умер как раз накануне появления посланий.
Разочаровывает тот факт, что с тех пор не было зафиксировано ни одного случая подобного уровня, хотя изучение спиритизма до сих пор продолжается. Правда, SPR в настоящее время уделяет больше внимания таким паранормальным явлениям, как телепатия и предсказание будущего. С ростом внимания средств массовой информации и вопреки строгому академическому стилю SPR, медиумы стали частыми гостями на эстраде и телевидении. В 1981 году среди членов SPR наметился раскол. Многие считали, что общество нуждается в большей открытости (обычный метод исследования в SPR состоял в использовании генераторов случайных чисел для тестирования лиц «ad infinitum»1, а случайные происшествия в реальном мире не рассматривались).
В результате раскола образовалась организация, назвавшаяся ASSAP (Ассоциация научных исследований аномальных явлений), чьей целью стали исследования, которые SPR считает ненаучными. Но тем не менее ASSAP продолжает работать в академическом стиле, присущем SPR.
1 SPR - Общество психических исследований.
Дополняющие друг друга послания
За время существования SPR произошел только один случай, который заслуживает серьезного внимания. В течение тридцати лет, начиная с 1901 года, несколько медиумов из разных стран мира (включая и Леонору Пайпер) записывали сообщения, которые получали из
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ
В последнее время исследователям стали доступны и другие методы работы, особенно видеокамеры, работающие при слабой освещенности. Медиумы обычно предпочитают работать в темноте, особенно при генерации физической энергии (известной как эманация). Это — некая связь между потусторонним и материальным мирами, общепризнанный метод, который в некоторых случаях дает медиуму возможность воссоздать из своей эманации бестелесную форму того, с кем он вступает в контакт.
Такие медиумы-экстрасенсы встречаются редко. Их изучением занимается общество «Ноев Ковчег». В настоящее время ученые пытаются убедить этих людей позволить производить съемки их работы чувствительными камерами. Скептики считают, что медиумы отказываются от видеосъемки, потому что их обман может раскрыться. Медиумы же объясняют свой отказ тем, что эманация очень опасна и в качестве аргумента приводят случай с Хелен Дункан. Как полагают, она умерла после того, как ее преждевременно вывели из транса. Однако ученые не теряют надежды, что этот феномен все же будет когда-нибудь запечатлен на пленке.
Ad infinitum (лат.) - до бесконечности.
НАБЛЮДЕНИЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Рано или поздно каждый из нас узнает, существует ли жизнь после смерти, или же нас ожидает полное забвение
Ни один человек не возвращался из потустороннего мира. Лишь только в сновидениях мы можем встречаться со своими близкими и друзьями. Скептики считают, что это просто реализация наших желаний в фантазиях, основанных на воспоминаниях и мыслимых образах. Часто мы ощущаем наши сны настолько реально, что нам кажется, будто мы действительно общались с умершим человеком.
Сон — это узкая грань между двумя мирами: жизнью и смертью.
Многие люди видят во сне своих умерших родственников. Статистика утверждает, что почти две трети вдов и вдовцов общаются во сне с умершими супругами. А около 80% людей ощущают присутствие своих близких после их смерти в течение нескольких недель или месяцев.
Конечно, после многих лет совместной жизни в памяти остаются ощущения, связанные с ушедшим от нас близким человеком. Эти ощущение подобны фантомным болям человека, у которого ампутирована конечность. Ученые до сих пор не могут объяснить это явление. Каждый трактует эту проблему по-своему, поэтому мистики, спириты, представители различных религиозных конфессий не могут прийти к единому мнению.
Единственное, что можно утверждать с уверенностью, — это то, что подобные случаи происходят в жизни каждого человека. И это является скорее нормой, чем паранормальным явлением.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Великий иллюзионист Гарри Гудини был увлечен проблемой жизни после смерти. Много лет он потратил на изучение медиумов и экстрасенсов, но так и не смог получить веских доказательств существования этого феномена. Накануне своей смерти он предупредил жену, что если сможет, то попытается вернуться,и пообщаться с ней. К сожалению, насколько нам известно, этого так и не произошло, хотя некоторые утверждали, что дух Гудини являлся на землю. В двадцатом веке многие люди считали, что смогут после своей смерти связаться со своими близкими и передать им какую-нибудь информацию о потустороннем мире.
При этом считали, что нужно использовать определенный прием: например, договориться о ключевой фразе, которая будет распознана как заранее оговоренное послание, и найти способ передать ее после смерти любимому человеку через медиума. Однако если близкий человек знает эту фразу, медиум может телепатически извлечь ее из его сознания. Таким образом, подобный способ не может служить доказательством достоверности связи с потусторонним миром.
Каким же образом можно этого избежать? Возможно, стоит попробовать обратиться к дополняющим друг друга посланиям и попытаться определить общий смысл, соединив отдельные фрагменты? До сих пор подобные попытки оканчивались неудачей, — вероятно, потому, что мы хотели узнать слишком много.
Существует еще одна возможность получить достаточно надежные доказательства. Для этого каждый должен спрятать какой-либо предмет, не сообщая партнеру, что это за вещь и где она находится. Об этом вообще никто из окружающих не должен знать. Затем, после смерти одного из партнеров, через медиума надо попытаться узнать у духа умершего, где находится спрятанный предмет и найти его. Если умерший — единственный, кто обладает этой информацией, то медиум может получить ее только от него.
Существуют сведения, что было проведено несколько подобных экспериментов. Но для получения точных доказательств необходимо не только заключить подобное соглашение, но и методично выполнять все его условия. Нужно производить видеозапись общения с медиумами и фиксировать как положительные, так и отрицательные попытки нахождения спрятанного предмета. К настоящему времени таких экспериментов было проведено мало в силу определенного отношения человека к собственной смерти и к смерти своих близких. И хотя существует много других способов исследования существования жизни после смерти, описанный эксперимент считается наиболее надежным.
Контакты с духами известных людей
Доказательства жизни после смерти поступают из разных источников и различаются по степени достоверности. Например, в апреле 1993 года художник из Сток-порта Уильям Тернер выставил на продажу единственный написанный маслом портрет позднего Л. С. Лоури1. Знаменитый создатель «спичечного человека» согласился позировать для Тернера незадолго до своей смерти и никогда не видел законченной картины. Но потом некий медиум рассказал Тернеру, что с ним в контакт пытался войти дух, назвавшийся Лоувером. Вскоре стало ясно, кто это был. В послании, переданном Тернеру, дух Лоури рассказал, что в загробной жизни он продолжает работать, много пишет красками и создает рисунки. Он одобрил портрет и посоветовал Тернеру передать вырученные деньги отделению эпилепсии местного госпиталя.
Сообщений о контактах с духами умерших знаменитостей существует множество: дух Джона Леннона возвращался, чтобы простить своего убийцу; Мэри-лин Монро — чтобы объяснить действительные обстоятельства своей гибели. Дух Джорджа Оруэлла отвечал на вопросы медиума, что он думает о реальном 1984 годе; а дух гангстера Джесси Джеймса1 спустя столетие пытался оправдаться перед потомками. Но все эти занимательные истории служат лишь для развлечения публики и не представляют никакой научной ценности.
1 Лоури Лоуренс Стивен (1887-1976) - английский художник.
Истории, происходившие с обычными людьми
Гораздо важней для исследователей случаи, которые происходят с обычными людьми, но следует обращать внимание на те из них, которые представляют не только индивидуальный, но и общественный интерес.
Например, в октябре 1995 года одна женщина из Ланкашира рассказала мне, как после смерти ее отца она со своей сестрой поехала отдыхать на Канарские острова. Однажды она проснулась в 4 часа утра и увидела, что в кухне горит свет. Там стояли ее мать и отец с протянутыми к ней руками. Женщина почувствовала, что она как бы поднимается с постели и плывет к родителям, и ощутила, что между ними установилась телепатическая связь. Мать предупредила ее, что до них нельзя дотрагиваться, но женщина все же крепко обняла своего отца, и ее переполнило чувство любви. После этого женщина очнулась в постели, охваченная радостью от встречи с родителями. Никто не смог бы доказать ей, что это был всего лишь простой сон. Она осталась абсолютно убеждена в реальности произошедшего и с тех пор уверена в существовании жизни после смерти. Следующий пример может показаться еще более убедительным. Хотя если внимательно разобраться, он имеет такой же субъективный характер.
Однажды ночью мать обнаружила, что ее дочь разговаривает на лестнице с каким-то невидимым собеседником. После того как это опять повторилось, девочка, отвечая на вопросы встревоженных родителей, настаивала, что беседовала с незнакомым человеком, но никто другой в семье не мог его видеть. Через несколько дней прадедушка ребенка, которого она никогда не видела, умер за много миль от них. Его смерть произошла в то самое время, когда собеседник девочки впервые появился на лестнице.'Позднее, когда мать ребенка просматривала семейный альбом, девочка, увидев фотографию своего прадедушки, сказала: «Это — человек на лестнице».
Этот случай, произошедший в 1988 году, относится к тем, на которые исследователи должны обратить внимание. Хотя он не является твердым доказательством существования жизни после смерти, так как зависит от субъективного восприятия свидетелей, но их честность обычно не вызывает сомнений. Несмотря на то что скептики могли бы счесть это самообманом и игрой воображения, подобные случаи обладают высокой степенью достоверности.
Эксперименты с помощью медиумов постепенно также систематизируются. Один из них я провела для Би-би-си, организовав спиритический сеанс для скептически настроенного психолога. В нем участвовало несколько медиумов. Через несколько месяцев мы вновь просмотрели результаты опыта, так как предполагалось, что некоторые из них могут иметь отношение к будущему. Психолог не проявлял никакого энтузиазма по поводу происходящего. Он заявил, что медиумы просто внимательно следят за реакциями человека и на этом основании строят догадки. Все же медиумы предложили мне стать непосредственной участницей спиритического сеанса, некоторые из результатов которого оказались удивительно точными. Но проблема заключалась в том, что, хотя я смогла отождествить некоторые из зафиксированных медиумами образов (например, образ пожилой женщины, выносящей знамя из воскресной школы, полностью соответствовал образу моей давно умершей бабушки), было непонятно, почему они появлялись в виде моментального снимка. Если медиум извлекает образ из моего мозга, то подобие вполне возможно. Но если медиум действительно находился в контакте с моей умершей бабушкой, то неужели ее дух явился бы именно в том виде, в котором я запомнила ее в последние годы жизни?
Гораздо более веским аргументом в пользу гипотезы существования жизни, после смерти был бы не тот образ восьмидесятилетней больной старушки, который остался в моей памяти, а образ молодой цветущей женщины, которой ее дух мог себя ощущать. Конечно, в моей памяти не сохранился образ моей бабушки в молодости, но если бы медиумы дали точное описание ее внешности, я бы опознала ее по старым фотографиям
Существуют случаи, когда люди накануне смерти теряли руку или ногу, а затем медиум описывал их в таком виде. Означает ли это, что мы уносим свои увечья и недостатки в загробный мир? Или это доказательство того, что, как утверждают некоторые скептики, образ, который видит медиум, приходит не от умершего, а с помощью телепатии извлекается из ца-мяти участника сеанса.
1 Джеймс Джесси (Вудсон) - американский гангстер, который со своим братом Фрэнком (1843-1915) и другими преступниками создал самую знаменитую банду в США, специализировавшуюся на ограблениях банков и поездов.
Экстрасенсы-художники
В 1995 году Валери Хоуп из ASSAP описала эксперимент, в>котором она использовала экстрасенсов-художников. Это были люди, зарисовывавшие образы, в которых перед ними представали духи умерших. Ко-рал Полдж, например, во время спиритического сеанса представляла участникам пугающе точные портреты их умерших родственников. Многие после этого открыто признали, что она доказала им существование жизни после смерти.
Валери привлекла к опыту трех экстрасенсов-художников, с которыми раньше не работала. Им предложили послать ей экстрасенсорный портрет духов умерших, которые при жизни были близки ей. Для настройки экстрасенсам разрешили воспользоваться письмом Валери. Результаты опыта, которые она опубликовала в журнале «Аномалия», оказались удручающими. Валери получила четыре портрета. Но ни одно из изображений даже приблизительно не было похоже на ее близких. Валери Хоуп сделала вывод: «Если бы я прежде не видела убедительных примеров портретного сходства, созданных в присутствии участника сеанса, я бы решила, что экстрасенсы-художники абсолютно не в состоянии внести что-либо ценное в исследование жизни после смерти».
Это мнение подтверждается моим собственным опытом. Несколько экстрасенсов-художников прислали мне свои рисунки. По заверениям их авторов, на них были изображены мои духовные наставники, опекающие меня после смерти. На одном из них была изображена монахиня. На другом — американская индианка. Эти изображения ни о чем мне не говорили. Возможно, эти люди и жили когда-то на земле, но расценить это как доказательство жизни после смерти невозможно.
Электронный контакт с загробной жизнью
Итак, существуют ли еще какие-либо способы доказательства этого феномена?
Миссис Джонс из Стуррея рассказывает, как однажды, вскоре после смерти ее отца, они с мужем, отправляясь спать, услышали странные звуки. Им удалось их записать. Это было нечто, похожее на далекие голоса. Но разобрать смысл этого смутного бормотания никто не смог. Поэтому эта запись не может служить доказательством того, что эту семью посещали духи их покойных родителей.
Тем не менее эта электронная форма сохранения информации о контакте с загробной жизнью еще одна тенденция нашего времени. Для фиксации сигналов потустороннего мира используется все: от магнитофонов до специально оборудованных видеокамер. О некоторых успехах опытов с применением электроники поступили сообщения от исследователей из Германии и Австрии. Но большинство ученых относится к этим сообщениям с осторожностью.
Существуют отчеты об аномальных изображениях, неожиданно появляющихся на экранах домашних телевизоров. Это происходит, когда производится запись с неработающего телеканала и на экране должны быть только помехи. Но время покажет, станет ли прогресс электроники тем путем, который поможет нам разобраться в этой сложной проблеме.
Комментарии