Одичание.UA
На модерации
Отложенный
Жизнь – великая насмешница.
Еще недавно сравнения Украины с бывшими африканскими колониями здорово обижали патриотическую общественность. А сегодня постколониальные страны Северной Африки очутились в центре внимания, их революционный опыт вдохновляет украинских оппозиционеров, и мятежные бедуины уже не считаются отсталыми дикарями, которым зазорно подражать…
Возникает законный вопрос: а кто же такие дикари? Чем они отличаются от цивилизованных людей? Экзотической одеждой? Цветом кожи? Местом проживания? Вовсе нет – архаическим типом мышления.
Цивилизованный человек мыслит логично и рационально, выявляя причинно-следственные связи между своими действиями и конечным результатом. Для дикаря характерно мистическое и магическое мышление. Он верит, что его желания способны загадочным образом преобразить окружающую реальность. Он живет в мире сакральных заклинаний и ритуалов, чудесных фетишей и тотемов, могущественных идолов и злых демонов.
Казалось бы, мы успешно прошли стадию дикости в незапамятные времена. Но рудименты первобытного мышления слишком часто прорываются наружу, стирая поверхностный налет цивилизации. Скоротечное одичание неплохо описано в классическом романе «Повелитель мух». И, к сожалению, Украина XXI века идет по стопам юных героев Уильяма Голдинга.
Как давно власть имущие предлагали стране внятную, четкую и продуманную программу действий? Пошаговую стратегию развития? Системные механизмы реформирования экономики, социальной сферы, правовой системы? Всю эту приземленную рутину заменила волшебная магия лозунгов.
Дикарский подход окончательно восторжествовал в 2005-м, когда парламентарии утвердили абсолютно бессодержательную правительственную программу "Навстречу людям", пестревшую звучными мантрами: «Вера», «Гармония», «Жизнь» и т.д. При этом подчеркивалось, что новаторский документ впервые заключает в себе «не цифры, за которыми ничего не стоит», а «философию мышления» украинского Кабмина. В тот год страна была готова к настоящим структурным реформам. Но самоуверенные жрецы с Банковой и Грушевского благополучно упустили этот шанс – под аккомпанемент бодрых магических заклинаний.
С тех пор Украина так и не освободилась от первобытных пут. Сановные шаманы выбирали то одну, то другую сферу развития, полностью выхолащивая ее суть и оставляя от нее лишь бесплодные мантры. Вместо реального совершенствования демократических механизмов мы получили священную Демократию, вместо работоспособной правовой системы – абстрактную Справедливость, вместо продуктивного заимствования европейских ноу-хау – сакральную Евроинтеграцию. Неутешительный результат налицо.
Сегодня на повестке дня оказалась новая порция чудодейственных заклинаний – Профессионализм, Стабильность, Реформы.
Кто-то искренне верит, что если произносить эти заветные слова как можно громче и чаще, экономика начнет восстанавливаться бурными темпами, мировая конъюнктура внезапно подобреет, и в Украину хлынет золотой инвестиционный дождь. Почему же долгожданного просвета до сих пор не видно? Наверное, нужно повторять священные заклятия еще усерднее? Или же стоит испробовать другие мантры? А быть может, во всем виноваты злые чары вражеских колдунов?
Бессмысленное камлание процветает не только на Печерских холмах. О том, как нам обустроить Украину, написано и сказано немало. Но дельные и конструктивные предложения теряются среди громких разглагольствований о "коде нации", "исторической памяти", "священной земле", "истинном православии", "славянской духовности" и т. д. и т. п.
Стоит задействовать это могущественное волшебство, и Украина тут же расцветет! Как именно сработает загадочная духовная магия, не уточняется. Дикарь верует, знает, чувствует, но логические построения – не его конек. В лучшем случае отечественные колдуны пытаются апеллировать к заграничному опыту, произвольно выдергивая из мировой истории удобные примеры.
Между тем беспристрастный мировой обзор свидетельствует не в пользу украинских магов. Наибольшее число атеистов и агностиков (до 85% населения) проживает в благополучной Швеции. Этот показатель высок и в других скандинавских странах, а также во Франции, Чехии, Китае, Японии, Южной Корее.
Далеко идущие выводы из приведенной статистики делать не стоит, но ясно одно: если под бездуховностью понимать скептическое отношение к мистицизму, то подобная "бездуховность" преспокойно уживается с высокой культурой и динамичным развитием.
Зато в жаркой Африке традиционная духовность и сакральная связь с предками цветут пышным цветом, но это почему-то не спасает местных аборигенов от нищеты, разрухи и кровопролития.
Мы мечтаем о стандартах цивилизованных стран и в то же время старательно пестуем дикарские реликты.
В Украине XXI века развивается идолопоклонничество. 2011 год стартовал с битвы двух вождей-божков – Иосифа Сталина и Степана Бандеры. Война покойных кумиров набирает обороты, их прославляют и проклинают, сооружают и уничтожают. Отказываться от новоявленного культа никто не собирается – дикарю без идолов никак нельзя! У него другая цель: очистить территорию от вражьих истуканов, дабы возвести на ней своих собственных.
В Украине XXI века процветает фетишизм. Заурядный коммуникативный инструмент, именуемый «языком», приобрел для многих из нас сакральное значение. Став священным фетишем, язык постепенно утрачивает свою первоначальную функцию: им не столько пользуются, сколько борются за него. И ярые сторонники украинизации, не говорящие по-украински, встречаются довольно часто.
В Украине XXI века торжествует первобытная мифология. Обе исторические концепции, активно пропагандируемые в нашей стране – неосоветская и национал-патриотическая – сводятся к примитивным эпосам о чудо-богатырях и злобных чудищах. Причем адепты старых и новых мифов считают себя обладателями некоего сокровенного знания, великой исторической правды.
Самое печальное, что одичание затронуло наиболее активную часть украинского общества – именно тех, кого принято считать альтернативой нынешнему истеблишменту. С каждым годом потенциальная контрэлита все глубже погружается в мир иррациональной магии, лингвистического фетишизма и ожесточенного противоборства идолов. Пока большинство украинцев пребывают в апатии, неравнодушные граждане заняты ритуальными плясками вокруг языка, советских праздников и скандального романа "Черный ворон". А среди активной молодежи преобладают не будущие Эрхарды и Дэн Сяопины, а воинственные разрушители, одурманенные исторической мифологией и поклоняющиеся идейным божкам.
Дикари у власти – это страшно. Но еще хуже, когда дикари выступают под гордым именем "гражданского общества". Это уже не фарс и даже не трагедия. Это безысходность.
Примечательно, что катализатором одичания стал не только украинский политикум, но и сила, призванная просвещать общество – гуманитарная интеллигенция. Парадокс? Нет, скорее закономерность.
Писатели, журналисты, политологи и философы жаждут возродить Украину, но слабо разбираются в таких областях, как макро- и микроэкономика, правовая политика, инновационные технологии. Далеко не каждый способен честно признать: "Я вижу болезнь, но чудодейственных лекарств у меня нет. Нужно обратиться к специалистам".
Амбициозные интеллектуалы идут другим путем – ищут панацею в привычной гуманитарной сфере, приписывая сверхъестественные свойства языку, литературе, истории etc. В результате появляются очередные заклинания, идолы и фетиши. Неисправимых гуманитариев это не смущает. Они с умным видом рассуждают о консолидирующей роли мифов и охотно плодят буйных дикарей.
Логику интеллигенции, покровительствующей доморощенным йеху, понять несложно. Да, молодой дикарь не думает, а верит, да, его голова забита примитивными легендами и лозунгами-мантрами, да, его лицо перекошено злобой, и он борется с врагами не слишком цивилизованными методами. Но ведь он на нашейстороне! А значит, его пассионарная энергия послужит благому делу.
Налицо распространенное заблуждение, будто иррационально мыслящего дикаря можно контролировать, и если раздать варварам винтовки и автоматы, они будут защищать твои интересы. Обычно эта иллюзия кончается с первой пулей, выпущенной дикарем в своего недавнего покровителя. История знает немало подобных примеров: от восстания сипаев до эфемерной дружбы американцев с исламским фанатиком Усамой бин Ладеном.
Тот, кто заключает союз с дикарями, не становится сильнее. Он делает сильнее дикарей.
Комментарии