Полчаса до цели. После распада СССР наиболее современные РЛС дальнего обнаружения оказались за пределами страны

В свое время полноценную систему противоракетной обороны для борьбы с межконтинентальными баллистическими ракетами удалось создать только СССР. Правда, по договору с американцами от 1972 года эта система под названием А-135 была развернута только в одном районе - вокруг Москвы. Основным недостатком этой системы является то, что ее ракеты оснащены ядерной боевой частью. Вражеские ракеты необходимо поразить уже после их разделения перед входом в атмосферу или даже в атмосфере. В этот момент их боевые части обладают очень малыми размерами и очень высокой скоростью, что делает прямое попадание в них почти невозможным. Ядерный заряд на противоракете гарантированно уничтожит ракету противника без прямого попадания. Однако это означает ядерный взрыв, пусть и всего 10 килотонн, над собственной территорией.

Предполагается, что принципиально новым шагом в создании системы противоракетной обороны должно стать принятие на вооружение зенитного комплекса С-500. Считается, что она будет способна поражать вражеские баллистические ракеты на нисходящем участке траектории, при этом не будет привязана к шахтным пусковым установкам и к РЛС, а будет мобильной и с собственными средствами разведки целей, как и нынешние С-300 и С-400. Это позволило бы создать систему противоракетной обороны всей страны, а не только Москвы. Однако до сих пор неясно, когда этот комплекс будет принят на вооружение, и удастся ли добиться заявленных характеристик. Поэтому даже нынешние “устаревшие” противоракеты с ядерными боевыми частями должны быть обеспечены совершеннейшими средствами разведки.

Полет американской баллистической ракеты до цели в РФ длится примерно полчаса. За это время необходимо зафиксировать старт, рассчитать траекторию и выдать целеуказание противоракетным системам. Если же удар по РФ наносят американские субмарины, то время на обнаружение, расчет и выдачу целеуказания сокращается как минимум вдвое. Поэтому система предупреждения о ракетном нападении не менее важна, чем собственно система противоракетной обороны.

Создание этой системы началось в СССР еще в 60-е годы. В конечном варианте она представляла собой несколько огромных надгоризонтных РЛС, размещенных по периметру страны.

После распада СССР это создало для РФ большие проблемы, поскольку часть станций, причем наиболее современных, оказалась за пределами страны. Сначала были построены РЛС “Днестр”, которые затем модернизировались в “Днестр-М”, “Днепр” и “Днепр-М”. Их дальность обнаружения составляла от 2,5 до 4 тысяч км. Все “Днестры” к настоящему времени устарели и демонтированы. “Днепры” остались на западной Украине и были заброшены: Украина оказалась не способна их использовать, а НАТО они были не нужны. РЛС “Днепр-М” функционируют сейчас в Оленегорске Мурманской области и на полигоне Сары-Шаган в Казахстане, около озера Балхаш.

Вторым поколением “дальнобойных” РЛС стали “Дарьял” и “Дарьял-У” с дальностью обнаружения до 6 тысяч км. В настоящее время они функционируют в Оленегорске и в Печоре, республика Коми. Кроме того, в единственном числе существует РЛС “Волга” с дальностью обнаружения 4,8 тысяч км, развернутая около г. Барановичи в Белоруссии. Таким образом, в 2008 году РФ имела всего две “дальнобойных” РЛС на своей территории, причем на одном и том же направлении, и по одной в Белоруссии и Казахстане. Вообще не просматриваемыми оставались юго-западное и восточное направления. В связи с этим было начато строительство РЛС нового поколения “Воронеж” с дальностью обнаружения не менее 6 тысяч км. В настоящее время их восемь и еще одна строится. При этом все без исключения наземные РЛС являются неподвижными, направление их наблюдения устанавливается при строительстве и в дальнейшем изменено быть не может. В частности, именно поэтому НАТО отказалось пользоваться украинскими “Днепрами” - их попросту невозможно развернуть в сторону РФ.

Большие проблемы у РФ имеются с космическим эшелоном системы предупреждения. Спутники предыдущего поколения “Око-1” вышли из строя, сейчас на орбите находятся три спутника нового поколения “Тундра”. Но для надежного функционирования космического эшелона нужно иметь хотя бы 5–6, оптимально – до 10 таких спутников.