" ...ты колхозница..... тебя любить нельзя..."
28 апреля 1933 года было опубликовано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР». Постановление замечательное. Суть его была в установлении единой паспортной системы на всей территории СССР и обязательной прописке граждан. Но там были и два пункта, которые касались крестьян:
«…2. Граждане, постоянно проживающие в сельских местностях (кроме предусмотренных в ст. 1 настоящего Постановления и установленной полосы вокруг Москвы, Ленинграда и Харькова), паспортов не получают. Учет населения в этих местностях ведется по поселенным спискам сельскими и поселковыми советами под наблюдением районных управлений рабоче-крестьянской милиции.
3. В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год...
Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ (СКРЯБИН)
Управляющий делами СНК Союза ССР
И.МИРОШНИКОВ»
Казалось бы ничего страшного. Подумаешь, поехал, устроился на работу и там получил паспорт. А Вы попробуйте СЕГОДНЯ, в начале ХХI века, устроиться на работу без постоянной прописки! Что уж говорить о 30-х годах прошлого века.
Трудно себе представить, что испытывали тогда крестьяне. Совсем недавно они были свободными, имели скот и земли. Ради этого они и участвовали на стороне Красной армии в Гражданской войне, пройдя через лишения войны, окопы, голод и болезни. И тут на них обрушилась сначала коллективизация. После революции прошло совсем немного времени, а они уже лишены так недавно тогда полученных собственных земельных наделов и скота, принудительно сданного в хозяйства колхозов и совхозов. Лишившись собственного хозяйства, колхозники стали массово уходить от нужды и голода в города, спасая себя и своих малолетних детей. Да и кто будет работать не за деньги, а за какие-то мифические «трудодни», которые непонятно как будут оплачиваться? А кто руководил тогда колхозами и совхозами? По заданию партии посылались тогда рабочие, совсем ничего не понимающие в крестьянском труде, для руководства колхозниками. Все это очень хорошо описано в романе Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина» и его удивительных по описанию жизни того времени «Донских рассказов».
А этим Постановлении на территории СССР фактически было введено самое настоящее крепостное рабство. Колхозникам нельзя было перемещаться, так как они не имели паспортов, не говоря уже о прописке. Нельзя было приехать в город и не то, чтобы устроиться на работу, но и даже поселиться в гостиницу. Ничего нельзя!
Городской житель не мог жениться на колхознице, так как этот брак городские власти не могли бы зарегистрировать в городе по месту его прописки, а его дети, если они все же появились бы на свет, должны были бы отправиться жить в колхоз, не имея паспорта и, как следствие, каких либо прав.
Тогда вспыхнули локальные возмущения крестьян, которые были быстро и жестоко подавлены, чтобы это не переросло в восстание. Такое уже не раз бывало в истории нашей страны.
Хотя возмущения и были подавлены, но власть все же вынуждена была пойти на небольшие уступки и вслед за Постановлением от 28.04.1933 г. было выпущено еще одно Постановление №2193 от 19.09.1934 г. «О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами», которое немного смягчало первое, разрешая в ряде случаем принимать крестьян на работу:
«Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
1. В местностях, в которых выдача паспортов производится в порядке утвержденной СНК Союза ССР 14 января 1933 года Инструкции о выдаче гражданам Союза ССР паспортов (СЗ СССР, 1933, N 3, ст. 22), предприятия могут принимать на работу колхозников, ушедших в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему месту жительства, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника.
2. Прописка паспортов колхозников-отходников, поступающих в указанных в ст. 1 настоящего Постановления местностях на работу в предприятия без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганом, производится на 3-месячный срок. Дальнейшая прописка паспортов этих колхозников производится каждый раз на новый 3-месячный срок по заявлению администрации предприятия.
Колхозники-отходники, самовольно бросившие работу на предприятии или уволенные за нарушение трудовой дисциплины, лишаются права проживать в данной местности и подлежат немедленному удалению в административном порядке.
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
В.ЧУБАРЬ
Управляющий делами
СНК Союза ССР
И.МИРОШНИКОВ»
Вот так вот. «…Немедленному удалению в административном порядке…». Что еще можно сказать?
Так и родилась эта песня. Вернее не песня, а крик женской души:
На горе – колхоз, под горой – совхоз,
А мне миленький задавал вопрос.
Задавал вопрос, сам глядел в глаза:
– Ты колхозница, тебя любить нельзя!
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей, –
Ты колхозница, тебя любить нельзя!
– Что колхозница, не отрицаю я,
И любить тебя не собираюсь я!
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей,
И любить тебя не собираюсь я!
– Я пойду туда, где густая рожь,
И найду себе, кто на меня похож!
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей,
И найду себе, кто на меня похож!
На горе – колхоз, под горой – совхоз,
А мне миленький задавал вопроc…
Вдумаешься и ужасаешься. Ведь это все происходило не в средневековье, а в середине прошлого «цивилизованного» ХХ века! И это происходило в ТВОЕЙ СТРАНЕ и с ТВОИМ НАРОДОМ!
И, самое удивительное и непонятное, что представители той самой партии не только не покаялись в тех прегрешениях, но и сегодня продолжают бороться за решающее место в управлении страной, заявляя, что они «представляют интересы тружеников»…
Комментарии