МИР - глобальных перемен
Судя по всему, волна массовых беспорядков, которая примерно год назад начала раскачивать страны Западной Европы, сейчас охватила Северную Африку и Средний Восток, а также нашла отголоски в самой Америке, являетсяначалом чего-то более мощного и грозного. Это выше воображения рабов. Дыхание "арабской весны" вырвалось за пределы арабского мира, всколыхнув весь мусульманский мир и взбудоражив немусульманские страны Азии и Африки, а также Россию и Китай, пишет Le Temps. Известно, что Россия активно экспортирует оружие в такие страны, как Ливия и Иран, и очевидно беспокоится за будущее этих поставок.

Возможно мы являемся историческими свидетелями сокрушительного падения -
неолиберальной системы ценностей с её неистрибимым атрибутом,
глобального финансового регулирования. фиаско Соединенных Штатов в действии!
Имперское высокомерие США (финансовых воротил), только усиливают эти движения, делая их необратимыми.Ещё в 2000 году на конференции в США Йохан Галтунг выступил с прогнозом о развале империи США до 2025 года. Политику Джорджа Буша он назвал ускорителем развала империи.
Некоторые из акцентированных Галтунгом противоречий, которые, по его мнению,
неотвратимо подрывают империю США:
- между экономическим ростом и распределением благ;
- между финансовой экономикой и продуктивной (реальной) экономикой;
- несправедливые, дискриминационные экономические договоры с другими странами;
- между государственным терроризмом США и ответным терроризмом угнетаемых народов:
- между США и их союзниками (в том числе между европейской элитарной культурой и продукцией вульгарной, плебейской массовой культуры США);
- между США и странами Юго-Восточной Азии (в возможном альянсе с Россией и
другими участниками Шанхайской организации сотрудничества, которые в целом
составляют 40% населения Земли).
И действительно, сегодняшнее политическое настроение характеризуется глобальным
разочарованием - политики имперских абмиций и тотального лидирования США. Миф о демократическом «свободном мире» ставится под глубокое сомнение. Но самое интересное, что если даже теория однополярного мира (США) эволюционирует в теории: многополярного (мир населяет порядка 2000 народов) или вообще бесполярного, для США это ничего не меняет. Председатель Совета по иностранным делам (Council of foreign relations) Ричард Хаас в своей работе «The Age of Nonpolarity» («Эпоха бесполярности») предлагает нам осмыслить XX век - век трех идеологий, - в аналогичной тройной модели. Эпохамногополярности - то есть до Второй Мировой войны пришлась на период существования именно трех политических теорий.
Эпоха двуполярности по Хаасу связана с поражением третьей политической теории
и, соответственно, периодом «холодной войны». Эпоха однополярности, стало
быть, начинается с падением Советского Союза. Впрочем, Хаас, ссылаясь на
американского журналиста Чарльза Краутрхамера, описывает это не как эпоху,
но как момент однополярности, продлившийся 15 лет.
На этом сходство их подходов заканчивается, поскольку Краутхаммер в своей статье
от 1991 года говорит о возможном появлении новой многополярности, в то время
как Хаас утверждает концепцию бесполярности.
(см. evrazia.org )
"США с самого начала (первых 13 британских колоний на восточном побережье Северной Америки) были проектом по завоеванию, геноциду местных жителей (американских индейцев) и военной экспансии. С тех пор как президент Джефферсон в 1801-1805 годы организовал военное нападение на Ливию, США до наших дней осуществили 245 военных интервенций на всех континентах мира. После Второй мировой войны СШАреализовали 74 прямых или косвенных (с использованием американского оружия или финансируемых союзников) военных интервенций в другие страны, убив в общей сложности около 20 миллионов человек. У каждого убитого, в особенности в странах с традиционным укладом, как минимум, 10 близких родственников, которые при определенных обстоятельствах готовы отомстить. Отсюда и т.н. терроризм" /Янис Кучинскис/.

В современном рождающимся мире сильными игроками, уже будут являться не национальные государства, а рождающиеся новые "политические игроки" - от транснациональныч корпораций, до транснациональных банков, а также более мелкие игроки в виде: экспортеры энергонасителей, террористические сети и т.д. Хаас выделяет ряд факторов, среди которых неизбежность развития - подъем новых игроков, которых нельзя остановить. Также Хаас обращает внимание на то, что этот мир - мир бесполярности, - сотворила сама Америка своими действиями и ослабила свои позиции - ослабила энергетической и экономической политикой, а также военными расходами на вторую иракскую кампанию.
Новой реальностью для Хааса выступает мультилатерализм, при котором сотрудничество должно строиться уже не на государственном уровне, а на уровне тех акторов, с которыми имеет смысл консолидироваться для решения тактических задач. Таким образом, организации типа «Большой Восьмерки» или ООН вообще не пригодны для решения большинства международных вопросов. Хаас, по сути, хоронит вестфальскую систему и вводит совершенно новых акторов, с которыми происходит взаимодействие. Но на его взгляд, это не отменяет идею американской империи, она переходит на новый уровень и осмысляется уже не как традиционное государство, но как сетевая структура. Однако эта сетевая империя, империя постмодерна, управляется из единого центра. Хаас разъясняет: «Создание центральной группы, состоящей из правительств и других актёров, приверженных мультилатерализму, стало бы значительным шагом вперед. Назовем это "согласованной бесполярностью"».
Встает риторический вопрос - «согласованной» с кем? Таким образом, перед нами
предстает бесполярность как среда постлиберализма, которая не отменяет идею
Американской глобальной империи и устанавливаемого ей контроля, но переводит
усилия, связанные с «Imperial Understretch», на новый уровень /Дмитрий Ефремов/.
Комментарии