Нервная страна

До следующих президентских выборов в России остается ровно год

Если в стране не будет введено военное положение или нынешний президент не прекратит исполнение своих обязанностей досрочно, а также если не будет изменено российское законодательство, то выборы президента состоятся в воскресенье 11 марта 2012 года. Практически нет сомнений, что победит на них один из участников нынешнего российского властного тандема. Кто именно — неизвестно, но предсказателей более чем достаточно.

Именно в ответ на мой вопрос в сентябре 2009 года Владимир Путин сказал, что они с Дмитрием Медведевым вместе сядут и договорятся о том, кто из них будет кандидатом в президенты от нынешней власти. Его ответ был гораздо пространней и содержательней с точки зрения понимания позиции самого Путина, однако СМИ всего мира, естественно, ухватились именно за эту фразу и упростили ее. В нашей с Владимиром Соловьевым книге «Путин – Медведев. Что дальше...» мы подробно рассказали об этом диалоге с российским премьер-министром в его сочинской резиденции и нюансах тогдашнего ответа премьер-министра.

Однако в реальности имя следующего президента страны, который, напомню, будет занимать этот пост шесть лет, мы узнаем месяцев через девять, то есть до конца этого года. Имя преемника Путина мы узнали 17 декабря 2007 года. Период выдвижения всех кандидатов на прошлых выборах завершился 18 декабря 2008-го, а их регистрация закончилась 16 января 2008-го. То есть времени осталось не так много.

Более того, в оставшийся до президентских выборов период в России пройдут два тура выборов. Так, уже 13 марта 2011 года состоятся выборы в региональные органы власти в Чукотском и Ханты–Мансийском автономных округах, республиках Коми, Дагестан, Адыгея, а также в Оренбургской, Кировской, Нижегородской, Тверской, Тамбовской, Калининградской областях. Кроме того, в этот день пройдут выборы представительных органов власти столиц 10 субъектов — в городские думы Калининграда, Орла, Петрозаводска, Владимира, Сыктывкара, Перми, Саратова, Ставрополя, Кемерово, Югры. 4 декабря этого года пройдут очередные выборы в Государственную Думу России. Иначе говоря, весь нынешний год пройдет под флагами избирательных кампаний.

После моей поездки в Россию нынешней зимой у меня сложилось — пусть и субъективное — впечатление, что страна и общество находится в некоторой растерянности. Я могу быть неправ, однако именно с таким ощущением я улетал из Домодедова, еще не потрясенного взрывом самодельной бомбы. Невнятность поведения как власти, так и оппозиции на фоне все более политизирующегося и раскалывающегося на различные социальные группы общества не может не настораживать.

С одной стороны, фонд «Общественное мнение» фиксирует резкий рост протестных настроений в стране. Социологи ФОМ опросили 3 тысячи респондентов в 204 населенных пунктах 64 субъектов РФ. Почти половина опрошенных (49%) испытывают недовольство существующим положением дел и выражают готовность лично принять участие в массовых акциях протеста. В январе таковых насчитывалось всего 32%. Рост протестных настроений чувствуют 38% респондентов. На вопрос «Если в ближайшее воскресенье там, где вы живете, пройдут митинги, демонстрации, акции протеста, то примете или не примете в них участие?» положительно ответили 24% респондентов. В декабре прошлого года митинговать были готовы всего 16%, а в январе 2011-го — 18% опрошенных. По мнению социологов, основа такого роста недовольства — резкое ухудшение качества жизни россиян.



С другой стороны, российской оппозиции не удается даже в таких условиях набрать широкую поддержку в обществе. Выбранная ими тактика публичной пикировки с властью не приносит успеха, ибо, естественно, воспринимается в обществе как элементы борьбы с властью за власть, друг с другом на лидерство, а не как представительство и защита интересов народа. Такая линия оппозиции только укрепляет в обществе мнение, что ее цель заключается не в улучшении ситуации в стране, а лишь в попадании любой ценой в Кремль, Белый дом или Охотный ряд. Многие лидеры оппозиции в большинстве своем все больше воспринимаются общественным сознанием как часть столичного гламурного сообщества, далекого от реальности, как некие «демократы-виртуозы Москвы», вызывающие не меньшее отторжение, чем противостоящие им представители партии власти.

На этом фоне совершенно непонятна для меня неожиданная агрессивность, с которой власть в последнее время набрасывается на такую оппозицию, своими действиями лишь увеличивая ее популярность и создавая им имидж страдальцев. Со стороны это не только воспринимается как большая нервозность российской власти, ей в целом несвойственная, но и как ее неспособность адекватно оценивать ситуацию. У сильной и уверенной в себе власти должна быть сильная и уверенная в себе оппозиция. Усилия по дискредитации российской оппозиции сегодня рикошетом бьют по российской власти, показывая ее слабой и неуверенной в себе.

Все это рождает тревожные ощущения и напоминает мне одно из моих любимых стихотворений, написанное Константиносом Кавафисом, считающимся величайшим поэтом новогреческого языка. Оно называется «В ожидании варваров». По моему, лучший, хотя и конспективный перевод его сделал в свое время академик Михаил Гаспаров. Вот оно:

— Отчего народ в перепуге?

— Идут варвары, скоро будут здесь.

— Отчего сенаторы не у дела?

— Идут варвары, их и будет власть.

— Отчего император застыл на троне?

— Идут варвары, он воздаст им честь.

— Отчего вся знать в золоте и каменьях?

— Идут варвары, они любят блеск.

— Отчего ораторы онемели?

— Идут варвары, они не любят слов.

— Отчего не работают водопроводы?

— Идут варвары, спрашивайте их.

— Отчего все кричат и разбегаются?

— Весть с границы: варвары не пришли,

Варваров вовсе и не было.

Что теперь будет?

С варварами была хоть какая-то ясность.

В переводе Софьи Ильинской стихотворение кончается еще более красноречиво:

...Спустилась ночь, а варвары не прибыли.

А с государственных границ нам донесли,

что их и вовсе нет уже в природе.

И что же делать нам теперь без варваров?

Ведь это был бы хоть какой-то выход.

Стихотворение написано 107 лет назад. Я не знаю, как там сегодня Греция, но складывается такое впечатление, что Россия бродит и бродит в тумане в поисках ясности и хоть какого-то выхода. Но варвары, понятное дело, не придут. Разбираться надо самим. Перефразируя одного из отечественных тиранов, скажу: другой России у меня для вас нет. А та, что есть, отмечает годовщину отмены крепостного крепостного права, ее президент лишь надеется, «что Россия XXI века будет свидетельством безусловной правоты и дальновидности реформаторов XIX века», что не может не заставлять задуматься о сроках и осуществимости его собственных реформ.