Что было бы, если бы победил ГКЧП?

На модерации Отложенный

Выношу из комментов свой ответ Сергею Сергееву. 

"сохранение позднего деградирующего совка было бы гораздо худшим вариантом, а главное - совершенно невозможным, ибо жизнь ушла оттуда". (с)

ОТВЕТ: Не было в 1991 году альтернативы: сохранение совка либо победа прозападных антикоммунистов. Такая альтернатива, возможно, была в 1985 году, когда решался вопрос о новом генсеке: Горбачёв или Романов. В 1991 году оппоненты Горбачёва и Ельцина в высших властных структурах: члены депутатской группы "Союз" и участники ГКЧП боролись за сохранение единого государства, но не административно-командной экономической системы (АКС). Валентин Павлов - союзный премьер и наиболее активный и дельный из всех участников ГКЧП и вовсе был открытым сторонником скорого перехода к частно-рыночной экономике и денежной приватизации. Ельцинистские газеты того времени (напр., "Ъ") тогда били тревогу не об угрозе коммунистического реванша и консервирования АКС, но об угрозе "номенклатурной приватизации" - из номера в номер! Законы, разрешающие частное предпринимательство с привлечением наёмной рабочей силы, были приняты в 1986 и 1990 годах Съездом нардепов СССР с подачи правительств Рыжкова и Павлова.

Тогда, кстати - до августовской революции уже широко развился законный малый бизнес, появился средний, и, яркий пример: первый легальный советский миллионер Артём Тарасов уплатил со своих доходов членский взнос в КПСС в несколько миллионов советских рублей. Поэтому в случае победы ГКЧП и группы Союз никакого загнивающего совка бы не было: было бы деидеологизированное авторитарное государство на территории СССР с рыночной экономикой, но без тотальной криминализации и при сохранении базовых социальных гарантий и научного и промышленного потенциалов. Политической демократии бы не было длительное время (что нехорошо), но её не было и при Ельцине, который уже в 1992 году фактически установил авторитарный режим под предлогом необходимости проведения непопулярных реформ, а кровавым переворотом осени 1993 года закрепил его окончательно, и который взялся за урезание местного самоуправления - важнейшего элемента демократии во всех западных странах - ещё в 1990-м году.