Лес рубят - книжки летят!

На модерации Отложенный

Как под соусом художественных произведений нам пудрят мозги

 

Я

 сижу напротив редактора книжного издательства. Москва. 2005-ый. Мне предлагают подработку – написать книгу. Сюжет в ней должен быть закручен вокруг семейства Александра Пушкина, потомки которого дожили до наших дней. Я воспринимаю задачу как крайне серьезную. Сколько же надо литературы перелопатить, сколько часов в библиотеке провести, изучая биографию рода великого поэта!

- Да вы что! – смеется редактор. – Кто вам столько времени даст на книгу? Вам надо самой все придумать! У вас месяц на все про все. Жду вас с готовым произведением.

И чтобы обязательно в сюжете было детективное построение и фетиш – какая-нибудь семейная реликвия необычайной ценности, которую весь род на протяжении веков бы искал, а нашел в вашей книге. Но главное условие – должны быть добротно прописаны постельные сцены! Служители муз, они, знаете ли, любили это дело.

В подтверждение сказанного почтенная дама, отпочковавшаяся, по ее словам, от «о-очень известного издательского дома», вывалила на стол кучу толстенных книг вполне определенного направления. Пышногрудые красавицы в кружевах и декольте нежились в объятиях кавалеров в париках и белых чулках. Эротические фантазии литературных рабов в стенах обшарпанного кабинета материализовались и прямиком отправлялись в разряд «высокой классики».  

Обалдевшая, я взирала на это нечто. С детства воспринимая литературу как чуть ли не священное писание, я не могла поверить, что книги могут рождаться вот так, «от балды», в угоду конъюнктуре.

Редактор по-своему поняла мое молчание.

- Да вы не волнуйтесь, никто не узнает, что вы являетесь автором. Возьмите себе красивый псевдоним, какую-нибудь Маркизу де ла Круа и – творите!

            Конечно, я отказалась от такой подработки, поспешив забыть как страшный сон имя и фамилию разрушительницы моих детских иллюзий. Но с тех пор я старательно изучала книжный рынок вместе с портретом авторов современной литературы.

М

осква в этом смысле особый город. Народ здесь всегда слыл за самых активных книгочеев. Именно в столичном общественном транспорте можно было узнать имя популярного писателя – Дэн Браун, Донцова, Маринина, а также тренды в литературе – дамский роман, мужской детектив, фэнтэзи…

Последние годы читающих в транспорте стало куда меньше. Замотанный народ чаще спит в дороге, слушает музыку или ныряет в Интернете. Такое впечатление, что людям хочется закрыться в собственном мирке и не пускать в него сами звуки жизни.

            Между тем, одним лишь издательством АСТ ежемесячно выпускается более 800 наименований книг! А общий тираж книжной продукции издательства «Эксмо» составляет порядка 80 млн. экземпляров в год! И книжных издательств только в Москве и области сотни! Склады и интернет-магазины под завязку забиты продукцией. Кому кроме мышей она интересна?

Захожу на сайт популярного магазина My Shop. Здесь довольно низкие цены и оперативная доставка. Задаю запрос: книги со словом «секс» в заголовке. Магазин выдает 201 наименование! На завтра цифра снижается до 198. Спрос есть. Имена авторов, как и предупреждала меня редактор книжного издательства, не русские: Мэри Роуч, Джессика Виткус, Пол Джоанидис и далее в том же духе.

Этот магазин предлагает 9,5 тысячи книг по парапсихологии и эзотерике, 325 магических книг, 26 наименований книг эротического направления. Среди них бросилась в глаза  «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны». Что-то подобное я уже слышала…

Найти сегодня чтиво по душе – не вопрос. Вопрос в том, что в душе…

Зачем издается литературный мусор, ради какой такой великой цели вырубаются леса? А ведь на производство 1 тонны бумаги требуется 3,5 кубометра древесины или одно дерево на две книги! Издательский бизнес хуже раковой клетки уничтожает «легкие» нашей страны – лесные богатства – ради пустоты в умах и растления душ.   

В Библии сказано: «Сначала было слово. И слово это было Бог». Писатель априори должен нести свет и добро, справедливость и правду, пробуждать лучшее в людях и давать пищу уму. Если этого нет, то нет и божественного в литературе. А значит, она и не литература вовсе, а дьявольские игры, развращающие ум и отравляющие плоть.

Н

а недавней передаче Владимира Соловьева «Поединок» на телеканале «Россия» у барьера встретились два именитых писателя – Александр Проханов и Виктор Ерофеев.

Первый славен своей русскостью и прямотой, писательской реалистичностью в сочетании с запредельной фантастикой. Так, в его романе «Господин Гексоген» олигарх (предположительно, Березовский), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе.

Ерофеев известен, напротив, нарочитой интеллигентностью и русофобскими высказываниями в своей «Энциклопедии русской души». Его наезды на русских были предметом рассмотрения прокуратуры, что не помешало Ерофееву вести платоновские беседы в программе «Апокриф» на канале «Культура» и заниматься «душевной стоматологией».

Два антипода, встретившись в программе Соловьева, были просто обречены на скандал. Но не до такой же степени! Господа-писатели в политическом споре родили огромную склоку, дошельмовались до того, что ведущий, не имея больше аргументов призвать соперников к порядку, был вынужден замолчать со словами: «Жду, когда вы начнете какашками кидать друг в друга».  

Так называемая совесть нации явила свой уровень культуры, интеллекта и воспитания. Скажем прямо – невысокий. Мне лично расхотелось читать произведения этих господ.

Т

огда, может, обратимся к творчеству модного писателя Сергея Минаева, который потчует общество скандальными шедеврами? Творения этого еще недавно никому неизвестного автора кроме сумасшедшей рекламной кампании прославились тем, что роман «Духless» получил антипремию «Абзац» за самые сомнительные достижения в книгоиздательском деле, а книга «Media Sapiens. Повесть о третьем сроке» сорвала антипремию «Полный абзац» за массу грамматических, пунктуационных и фактических ошибок. Свой роман «The Телки» сам автор вообще назвал «самым циничным произведением».

Однако при этом его книги выстреливались умопомрачительными тиражами – от 50 тыс. до 200 тыс. экземпляров (для сравнения: произведения начинающих авторов издаются тиражом 3-4 тыс. экземпляров).

О чем же пишет Минаев в своих книгах? Вот весьма красноречивая цитата из политического романа «Духless»: «Демократия, либерализм, рынок, конституция, свободные выборы и прочее. Когда мы эти фейки на себя нацепляем, то такие же лохи, Польша там, Украина или Грузия, на них ведутся и в общем и целом нам завидуют. Америкосы, те тоже говорят нам в лицо: «О, какие у вас ценности ох...ительные, прямо как у нас. Вам еще несколько нужно прикупить, и тогда вы станете совсем как мы».

            В такой стилистике написаны все книги Минаева, менеджера виноторговой компании, который сочинял тексты для интернет-ресурсов. На каком крутом вираже судьбы Минаев попал под прицел администрации президента и лично главного идеолога Суркова, неизвестно. Но журнал «Власть» в статье «Кремленальное чтиво» еще в 2007-ом всерьез обсуждал феномен Минаева как государственный пиар-проект. Так что, вполне логично было именно ему доверить идеологическую нишу на канале НТВ в виде аналитического ток-шоу «Честный понедельник». Тоже весьма не выдающегося качества передача, что досадно, ибо о реалиях нашей жизни на телевидении как о мертвом – или хорошо, или ничего.

З

асветился на литературном поприще еще один любопытный персонаж. Он, напротив, публике лица не кажет. О нем лишь известно, что написал одно произведение со странным названием «Околоноля». И звать его якобы Натан Дубовицкий.  

В столичных кругах роман наделал много шума. Написан он почти в минаевском стиле, с отмороженностью и матом, хотя местами автор словно забывается и играет в классику – строит красивые фразы, описывает природу и душевные терзания.

По Москве ходили упорные слухи, что написал роман ни кто иной, как сам замглавы администрации президента Владислав Сурков. Мол, фамилия его жены Дубовицкая, значит, псевдоним вполне правдоподобен.

Авторство романа так и осталось под вопросом. Сам Сурков разноречив в оценках произведения, что заставляет усомниться в его личной причастности к нему. Так, сначала кремлевский идеолог назвал роман чучелом, куклой, фикцией. Но в тот же день, выступая на литературных чтениях вместе с Никитой Михалковым, заявил: «Это прекрасный роман. Я лучшего ничего не читал».

Процитируем одну лишь убийственную сентенцию главного героя Егора Самоходова, интеллектуала из полукриминального издательского бизнеса: «Не знаю, хорошая это новость, или плохая – но коммунизма не будет… Одичавшие на воле лакеи смешны и кровожадны. Будут жить подло, убивать подло и подло умирать, и делить, делить. Я намерен поучаствовать в этом малоприятном мероприятии. Важно прибрать как можно больше денег…».

В январе по скандальному произведению «Околоноля» в театре-студии под руководством корифея культуры Олега Табакова был поставлен спектакль. На премьере присутствовал лично Владислав Сурков.

Здесь по ссылке продолжение темы по поводу эротической литературы. Тоже любопытно было узнать мнение гайдпаркеров на сей счет...

http://gidepark.ru/user/234214546/article/280661