Кремль позволил Москве «жировать», когда вся Россия стонет
Кремль позволил Москве «жировать», когда вся Россия стонет
![]()
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Предвыборный бунт молодежи заставил власти заплатить столице «отступные» в виде новой плитки
Сергей Аксенов
Кремль позволил Москве "жировать", когда вся Россия стонет
Материал комментируют:Дмитрий Журавлев Евгений Удилов Татьяна Полиди
Московское правительство одобрило и внесло в Мосгордуму проект бюджета на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов.
Судя по цифрам, закрома столицы полны, а со временем станут еще полнее.
По информации мэрии, в 2020 году столица потратит 3,15 трлн рублей, а в 2022 году уже 3,36 трлн рублей.
Рост на 9,5% ежегодно при прогнозе инфляции в 3,7%.
Больше половины этих средств — 1,7 (53%) трлн рублей в 2020 году пойдут на социальные нужды.
Сильнее всего вырастут расходы на здравоохранение — на 30%, на образование — на 26%, на спорт — 63%.
Просто коммунизм какой-то… Так и хочется воскликнуть: «Как похорошела Москва при Сергее Семеновиче Собянине!»
Всего же за три года на развитие транспорта будет выделено 2,2 трлн рублей, коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения — 342 млрд, городской среды — 342 млрд, на градостроительную политику — 78 млрд, на экономическое развитие и инвестиционную привлекательность — 202 млрд, на развитие программы «Безопасный город» — 133 млрд и т. д.
В структуре доходов московского бюджета значительную долю (36%) занимает подоходный налог с граждан.
Предполагается, что эта доля будет расти и впредь, ведь зарплаты в столице только за пять месяцев 2019 года выросли на 8%.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-141569-30", renderTo: "yandex_rtb_R-A-141569-30", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); Также значительный вклад дает средний и малый бизнес (25%).
Картина совершенно нетипичная для регионов РФ.
Высокие доходы позволяют московской мэрии не только круглогодично перекладывать на улицах столицы новую плитку и асфальт, и платить доплаты к пенсиям, но и накапливать политический капитал, точечно помогая некоторым регионам.
Например, за счет московского бюджета будут отремонтированы дома в Севастополе и оказана помощь пострадавшим от наводнения в Тулуне.
Однако, такая щедрость к провинции вряд ли вызывает чувство благодарности у большинства россиян. Если бюджет лопается от денег, то почему бы чуть-чуть не помочь?
Люди вполне обосновано видят причиной богатства столицы неравномерное, несправедливое перераспределение средств по территориям страны.
У них забирают почти все, а отдают копейки.
Так, в 2018 году Москва израсходовала на свое благоустройство 257 млрд рублей, а все остальные регионы России вместе взятые — 205 млрд рублей.
Т. е. на Москву пришлось 55% от всех расходов в стране.
На втором месте Московская область (30 млрд рублей), на третьем месте Петербург с расходами всего 16 млрд рублей.
Остальные регионы — статистическая погрешность.
Тому, видимо, имеются и политические причины.
Власть в России сосредоточена именно в Москве.
Здесь даже протест по поводу выборов в местный парламент — Мосгордуму становится федеральной темой.
А значит Кремлю желательно снискать поддержку москвичей, «закормив» их разного рода благами.
Подобную линию можно было наблюдать еще с 2012 года после «болотных» бунтов.
Исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди предполагает, что бесконечный процесс московского благоустройства скоро начнет сходить на нет.
— Надо понимать, как происходит формирование московского бюджета.
Он бюджет имеет программный характер.
Это означает, что сначала утверждается набор различных программ: социальной поддержки, развития транспортной инфраструктуры и т. д. В них обосновывается содержание всех мер, что необходимо сделать, что планируется, почему это важно и т. п.Это все происходит в течение года.
А сам акт, который сейчас будет утверждаться Мосгордумой, это конец длительного процесса — оформление в одну большую таблицу с цифрами.
Содержательно все решалось в течение длительного времени. Поэтому критиковать или одобрять бюджет надо было раньше.
«СП»: — Оценить действия городских властей никогда не поздно. Так, мы видим сотни миллиардов рублей на городское благоустройство. Кажется, мастера перекладывать плитку и асфальт каждые полгода опять озолотятся…
window.Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 257193, containerId: 'adfox_156570651255872627', params: { pp: 'uje', ps: 'csyd', p2: 'fpxb' } }); — Этот бюджет, если мы говорим о городской среде, в целом продолжает направление деятельности, связанное с развитием общественной инфраструктуры и дальнейшим благоустройством.
При этом понятно, что поскольку город этим активно занимается с 2010 года эти меры должны иметь накопительный эффект и постепенно сокращаться.
Резкого роста расходов по этому направлению нет, сохранена преемственность. Похоже, завершается то, что уже начато.
Вместе с тем, сильно расширены социальные статьи, которые раньше были поменьше. И это плюс. Получается, что город начинает немного переориентироваться с чисто строительной сферы, когда строят метрополитен, дороги, на социальную поддержку.
«СП»: — Вы говорите о сокращении доли градостроительной сферы, но ведь в городе идет масштабнейшая реновация…
— Да, такие статьи есть в бюджете. Деньги на это нашли подужав расходы на транспортную инфраструктуру. Если посмотреть средние цифры за 9 лет, то это так.
Это лучше, чем создавать девелоперские возможности за МКАД, тянуть туда метро, создавать новую инфраструктуру, а не более интенсивно использовать территорию внутри кольца. Не стоит растягивать город в Московскую область до бесконечности. Так что это некая точка поворота.
Об экономическом и политическом аспекте формирования московского бюджета рассказал руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.
— Причины астрономического бюджета Москвы лежат на поверхности. Основными источниками доходов столицы, являются два самых обычных налога, первый на прибыль, второй на доходы физических лиц (НДФЛ).
Так что секрет успеха в том, что у москвичей большие зарплаты и успешный бизнес.
«СП»: — Почему тогда во всех остальных российских регионах ситуация не правдоподобно хуже, ведь там живут такие же люди, действует то же законодательство и в конце концов экономические законы работают одинаково?
— При текущей модели государственного управления по-другому и не может быть.
По экономической линии это выглядит так: Россия сырьевое государство, доходы от продажи сырья курсируют между регионом добычи и федеральным центром — Москвой.
Наиболее мотивированные граждане притягиваются к узловым точкам финансовых потоков, к ним притягивается бизнес, так как это наиболее перспективные потребительские рынки.
И со временем на этих местах вырастают экономические центры.
С точки зрения политики: России это очень большая страна, с гигантскими сложностями в организации эффективной системы управления.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-141569-31", renderTo: "yandex_rtb_R-A-141569-31", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); Предательски заманчиво при таких параметрах, воспользоваться самым очевидным и на первый взгляд «простым» способом сверхцентрализацией.
Это значит что принятие решений, со временем все больше концентрируется в одном месте (Москва), а вслед за этим там же аккумулируется максимальное количество чиновников (с зарплаты которых выплачиваются налоги в местный бюджет) и бизнеса (сотни компаний федерального уровня, которые здесь же выплачивают налоги и зарплаты).
В итоге получается, что Москва становится финансово-политическим магнитом, который все сильнее и сильнее стягивает на себя все ресурсы страны.
И абсолютно естественна увеличивающаяся финансово-экономическая разница, где средняя заработная плата москвича в два раза выше средней по стране, где 20% бюджета страны это Москва, при том, что там живет лишь 8% граждан страны, что 20% инвестиции страны приходится опять же на одну Москву и так далее.
«СП»: — Как нужно решать вопрос с финансированием социальной сферы в регионах?
— Почему именно социальная сфера, а не какая-либо другая?
У такой системы, есть свои уязвимые места, и главное из них, находится, как раз в самой Москве, ведь именно сюда были перенесены все рычаги управления страной.
Значит с политической точки зрения, перехват власти в стране возможен лишь при перехвате управления Москвой.
Современные политические технологии для достижения такой цели рекомендуют вызывать социальное недовольство граждан, и затем использовать его для активных действий в столице.
Социальное недовольство в стране уже есть, и оно нарастает из-за ухудшающегося материального положения граждан, так что абсолютно понятной ответной реакцией властей, становится увеличение расходов на социальную сферу.
По мнению гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, существующую в России практику распределения сфер между регионами и столицей надо менять.
— Существует качественная разница между благоустройством в Москве и в регионах.
Столице не хватает, например, новых станций метро, а в каких-то регионах надо дырку в крыше залатать.
То есть для Москвы благоустройство — это улучшение и украшение города, а в регионах — выполнение социальных обязательств перед населением, чтобы еще хуже не стало.
«СП»: — Такое положение дел порождает здоровое возмущение россиян, которые начинают противопоставлять столице всю остальную страну. Это политически опасно…
— Чтобы это имело политические последствия, нужна точка кристаллизации.
Если она появится, то можно создать некое движение «провинция против столицы».
Но ни с политической, ни с экономической точки зрения это корректно не будет.
Потому что главный распределитель средств в стране — это не Москва.
«СП»: — А кто? Кремль?
— Когда мы говорим Москва, мы ставим знак равенства между федерацией и столицей.
В феодальном обществе так и было, столица была центральной властью.
Но в современном обществе то, что забирается в регионах, забирается не в Москву, а на федеральный уровень. Москве ничего из них не достается. Москва не получает дотаций из федерального бюджета, а сама туда платит много.
Но бюджет Москвы все равно огромный, потому что регистрировать компании в столице гораздо полезнее для бизнеса, чем там, где они реально находятся.
Но это связано не с городом Москвой, а с тем, что здесь находится правительство, которое определяет в стране финансовую и налоговую политику.И каждая компания хочет оказаться рядом с правительством, чтобы узнать об очередной «гениальной» его идее, чтобы минимизировать последствия.
Поскольку у нас государственная экономика, то лоббизм — это существенная ее часть.
Поэтому компании регистрируются в столице и платят налоги здесь. Поэтому у Москвы столько денег.
«СП»: — Слишком много. Рациональные аргументы с трудом подавляют праведный гнев…
— Действительно, Москва тратит на какой-нибудь Новый год столько денег, сколько есть в бюджете среднего региона России.
И глядя со стороны кажется, что Москва просто заливается деньгами.
В головах людей нет визуального образа «Силуанов с мешком денег», а есть «в Москве в очередной раз перекладывает плитку».
Поэтому даже возник и используется фантастический термин «избыточное благоустройство».
Москвичей и правда не любят, но они в этом не очень-то виноваты. Виновата в этом налоговая политика федерального правительства, которое слишком много берет на себя и слишком мало отдает регионам.
«СП»: — Не является ли эта политика в том числе способом сшивания в единое целое страны? Контролируя деньги, центр контролирует регионы…
— Да, конечно. Именно поэтому когда в 2000-м году этот механизм был запущен, у него практически не было противников.
После ельцинского предложения к регионам брать суверенитета, сколько они смогут унести, пережимание финансового рычага в противоположную сторону было необходимым и неизбежным.
Но у нас сейчас на дворе уже 2019 год.
При Ельцине рычаг был перетянут в одну сторону, а сейчас в другую. Мы что, все время будем на нем висеть, чтобы он назад не колыхнулся? Может уже его вернуть в какое-то нормальное, срединное положение? https://svpressa.ru/politic/article/246593/?utm_source=finobzor.ru
Комментарии
Сидишь - по клаве бацаешь.
И толку от тебя НОЛЬ.
В глубинке.
Никто там не стонет.
Не врите.
Откуда черпаешь денежки?
В глинке приехала отдохнуть? Куда конкретно?
За чей счёт живёшь?
Ты мне не друг и не приятель.
Взял себе громкий ник, так будь
добр - соответствуй.
Иначе в ответ получишь такое же
отношение.
Имеют жену твою... приглядись.
А черпают воду из колодца!
Увлекательнейшее занятие, поверь.
Ты хоть в деревне-то бывал, чудо городское?
Чтоб судить да рядить, надо жопу от стула оторвать,
да съездить туда и посмотреть своими глазми.
А потом квакать.
Деньги мой муж трудом зарабатывает.
А ты и его и остальных москвичей здесь
грязью пачкаешь...
Сам-то где трудишься?
У компа?
Целыми днями гляжу не вылазишь...
А полезное что-нить умеешь?
Или только пукать громко.
Ведь день и ночь по клаве бацаешь...
Устал поди?
Так отдохни - займись чем-нить полезным.
Что такое твои глинки мне неведомо.
Отдыхаю я в Москве.
А в деревне работаю.
Там дел до фига.
Хотя, кому я объясняю...
Треплу городскому!
Который эту деревню тока на картинках
в букваре и видел.
Интересно, каким образом ты это делать будешь.
Не думала, что ты настолько недалёк...
Тебе и возразить-то мне гляжу нечего.
Тока вопросы задавать и горазд.
Бездельник.
И не следователь, чтоб я те что-то показывала.
Если ты своим лёгоньким умишком не можешь
понять кто я, то это твоя личная трагедия.
Я в деревне родилась. И там выросла.
Значится деревенская. По месту рождения.
В Москве живу. Последние двадцать лет.
Значит москвичка. По месту регистрации.
А ты ОСЁЛ. По месту твоего нахождения.
И где оно в данный момент, мне безразлично.
У меня с ориентацией всё в порядке,
а вот ты со своей определись.
За кого ты здесь штаны протираешь.
За красных или за белых...
Где бы ты ни ошивалася...
Юбку надень поверх штанов, ТРУС!
И пшёл вон малой скоростью,
побрякушка бесполезная.