ГЕГЕЛЬ. окончание.

На модерации Отложенный

Вчера мы остановились на том, что все три закона диалектики были развиты Гегелем на его идеалистический манер

"Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше… Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Это слова Энгельса, и в данном случае он глубоко прав. К логике как науке гегелевская схема прохождения духом ступеней своего развития не имеет никакого отношения.

Если вершиной развития философии Гегель считал свою философию, то вершиной развития государственности он считал прусскую монархию, что способствовало тому, что он стал ректором Берлинского университета. Гегель абсолютизирует и прославляет родное государство: «Государство есть Божественная идея как она существует на земле».  Выгодная позиция! И монарху и попам приятно делает. 

Гегель странно понимает свободу – как право подчиняться необходимости. Но поскольку государство – ступень развития абсолютного духа, то получается, что граждане существуют для государства, а не наоборот, как думал честный Кант и другие мыслители. А Гегель пишет: «Государство не подчиняется обычным моральным законам».

Шопенгауэр позже заметил: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля».

Ну что ж, молодые люди, возьмите да почитайте. Проверьте. Ощутите на примере:

«Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». (Г. Гегель. Философия права. М., Мысль, 1990. С. 279).

Трудновато воспринимается, не так ли? И к тому же только и остается сказать: «единица – вздор, единица – ноль»... Полное презрение к человеческой индивидуальности и высшее право - у государства.

А может в сфере естественно-научного мышления «логика» (диалектическая логика) Гегеля способна заменить «бесплодную формальную логику»?

Никоим образом.

Вот пример. В своей скандально известной «Философии природы» он пишет: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, - он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности...» (§ 302).

Что означает сей набор слов? Демонстрация полного незнания физики, обман, попытка запутать? Судите сами.

Принципом исторического развития Гегель полагает национальный дух, причем в каждую эпоху лишь одна нация выполняет миссию исторической и передовой. У Гегеля — это тевтонская нация. Славянские народы он вообще не считал полноценными. Не случайно в гитлеровской «Национал - социалистической рабочей партии Германии» с почтением относились к этой мысли.

Гегель не думает, что война это зло, войны нужны, так как они помогают понять «суету вещей и благ». Мир окостенение, а война имеет величайшее значение для морали: «Народы выходят из войны не только усиленными, …но и обретают внутреннее спокойствие».

Не правда ли в контексте опыта истории мысль звучит странновато. Гегель выступает против идеи Канта о Лиге наций, которая могла бы предотвратить войну. По Гегелю конфликты государств могут быть разрешены только войной, так как интерес каждого государства есть его собственный высший закон, а государство, как уже выше говорилось, не подчиняется обычным моральным законам.

Один из основных трудов Гегеля называется «Наука логики». Причем у него есть «большая» логика, а есть «малая». Пусть это вас не смущает: никакого вклада в развитие логики Гегель не сделал, он вообще не признавал формальную логику. Для Гегеля логика – это теоретическое самосознание абсолютной идеи.

Обычно считается, что гегелевская система метафизическая, а метод его диалектический, и в этом видят противоречие между системой и методом. Мне думается, что систему и метод Гегеля разорвать и разграничить невозможно, ведь предметом его размышлений является лишь идея, «понятие». Гегеля не волнует, что если в мышлении возможны противоречия, то в природе есть взаимодействия, а не логические противоречия.

Поэтому трудно «перевернуть Гегеля с головы на ноги» и читать его «материалистически», как пытались сделать «классики марксизма». И всё же у Гегеля можно найти изречения и рассуждения, которые полезно понять и объяснить. Например:

«Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»

«Что человек делает, таков он и есть»

«Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует особенностям его характера»

«Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение»

«Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования»…

В последнем суждении Гегель выступает скорее как протестант, получивший богословское образование в Тюбингенском университете и защитивший диссертацию по церковной истории, чем как философ. Он исходит из ложного  постулата о том, что религия и философия «есть форма существования Истины». Как будто «Истина» существует в природе, а не в сознании человека как свойство достоверности суждения о внешнем мире. 

Да, у Гегеля есть мысли, которые провоцируют возражения, а значит и размышления. Но еще больше у него спекулятивных конструкций и мистики. «Если факты науки противоречат моей философии, то тем хуже для науки», – это его слова и его позиция. И какая наглость! 

Естественно, его не приемлют находящиеся в здравом уме и чистой совести ученые-естествоиспытатели. Гегель изъясняется туманно, тяжеловесно и противоречиво.

 Этим пользуются шарлатаны, маскируя в наукообразных витиеватых словесах собственное невежество и научное бесплодие, а то и используя Гегеля для протаскивания нужных выводов. Так, русский анархист и покровитель революционера-террориста Нечаева  Бакунин надеялся основать «то царствие святое, ту общину Божию, которая есть результат философии Гегеля». 

Но ведь и в самом деле, философия Гегеля является скорее философской теологией. Философия в её развитии по Гегелю есть «божественное служение», философия религии - одновременно и «мудрость мира» и «богопознание», его логика – изображение Бога в абстрактной стихии, его государство должно требовать от граждан, чтобы они принадлежали к Целому, к церковной общине.

И в то же время борьба, война, диалектика… Не случайно Ленин пришел к выводу, что «философию Гегеля мы так и не поняли», а конспектируя его на полях он приписал: «Бога жалко! Сволочь идеалистическая». / Философские тетради. В.И. Ленин. цит по ПСС. Т. 29. С. 267/

Да, не случайно Н. Бердяев изгнанный в 1922 году Лениным и Троцким из России, справедливо называл философию Гегеля «человекоубийственной».

Шопенгауэр высказался так: «Гегель – человек с посредственным умом, он хотел прослыть великим философом, и действительно успел сделаться идолом нескольких молодых, но ограниченного разума людей. Но такие покушения против человеческого разума не остаются безнаказанными… Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать тлетворное влияние… Его философия состоит из ¾ чистой бессмыслицы и ¼ нелепых выдумок».

Русский философ М.М. Бахтин говорил в 1971 г.: «Диалектика гегелевского типа – ведь это обман. Тезис не знает, что его снимает антитезис, а дурак-синтез не знает, что в нем снято».

Бертран Рассел в конце первого абзаца 22 главы своей «Истории западной философии» пишет: «Даже если (как я сам полагаю) почти все учение Гегеля ложно, оно еще сохраняет значение, так как оно наилучшим образом представляет определенный вид философии». И в последнем абзаце Рассел заключает: «Гегель полагал, что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает все внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». В слове «интереснее» сквозит ирония.

О Гегеле в разные годы написаны сотни трудов. Одно из содержательных последних изданий - сборник «Судьбы гегельянства» под. Ред. П. Козловски и Э.Ю. Соловьева. М., «Республика», 2000.  Критический анализ философии Гегеля дан в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги», в частности и в доступной статье того же автора в журнале «Вопросы философии», 1995, № 1.

Как видите я тоже не в восторге от Гегеля.  Но как бы мы не относились к нему одно бесспорно. Разобравшись немного в его философии и спорах вокруг нее, разобравшись в страшных последствиях этой философии можно лучше понять человечество и его историю.