Шарик «Писмейкера»

Сейчас развитые, в плане производства вооружений, страны стремятся к увели тени точности своих изделий. В самом деле, чем точнее оружие, тем меньше боеприпасов нужно использовать для поражения каждой конкретной цели. Первыми массовыми системами, которые отличались высокой точностью, были крылатые ракеты, но сейчас даже обычные авиабомбы модифицируются до высокоточных боеприпасов. Они просто снабжаются системой наведения и хвостовой частью, в которой расположены органы управления.

Долгое время совок шел другим путем, он разрабатывал системы залпового огня для того, чтобы поражать не конкретную цель, а площадь, где находится или может находиться цель. Что характерно, на Западе подобные системы тоже разрабатывались, но изначально в них закладывалась возможность высокоточного поражение своей цели, каждой выпущенной ракетой. Это примерно то, что делает наша «Ольха».

Но и в разработке ядерного оружия потребовалась тоже очень высокая точность. Правда, вызвано это было несколько другими соображениями. В самом деле, мощность ядерных боеприпасов на порядки превосходит мощность обычных. В связи с этим, радиус гарантированного поражения, при взрыве ядерной боеголовки — намного выше. Но такая особенность ядерного оружия оказалась бесполезной, если целью были защищённые объекты, как то — командные пункты или шахты баллистических ядерных ракет.

Для гарантированного уничтожения, требовалось максимально точное попадание, поскольку в противном случае, само оружие противника не пострадает и может быть использовано. Плюс к этому, рассматривались различные сценарии применения ядерного оружия и основным был — ответный вариант. Это значит, что допускалась потеря части своего ядерного арсенала от удара противника и потому, оставшиеся ракеты должны были точно отработать цели противника, в ответном режиме.

Поскольку этот сценарий предполагает совсем небольшое количество средств для ответа, каждая боеголовка должна была лечь точно в цель, а не воле нее. К середине 80-х годов прошлого столетия, в США была разработана новая система баллистического ядерного оружия, получившая название MX (Missile Experimental) для публики или LGM-118A Peacemaker.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=qPhjMHBBdbM

Это была система, действительно созданная для ответного удара. Кроме средств преодоления ПРО противника, она имела инновационную систему инерциального наведения, которую до того не применяли ни в одной другой ракете.

Ее сердцем стала металлическая сфера AIRS, в которой были определенным образом интегрированы гироскопы и акселерометры. Имея диаметр примерно 27 и массу 17 кг, сфера парила в специальной углеводородной жидкости, внутри сферического корпуса. Вся система состояла из 19 тыс. Деталей и стоила огромных денег, поскольку в то время, только один из трех акселерометров системы, стоил свыше 300 000 долларов.

Особый интерес вызывает сама концепция этой системы управления. Поскольку изначально ракета создавалась для нанесения ответного удара, она практически не нуждалась в внешних источниках данных, для наведения и корректировки своего курса. Это особенно важно сейчас, когда группировки военных спутников и в первую очередь — навигационных и связи, являются первоочередной целью для лютой стороны, развязывающее глобальный военный конфликт. Вот этот симпатичный шарик, изображенный на фото, способен доставить десять посыле с отклонением каждой, всего в несколько десятков метров. А штатные боеголовки, которых там было 10, имели мощность в 0,6 мегатонн каждая.

В общем, 1986 год, когда Штаты поставили ракету на вооружение, стал отправной точкой в снижении уровня противостояния с совком. Возможно, это совпадения, а может быть и нет.