|

Время близится к посевной, скоро начнутся полевые работы. Что будем сеять? На насущный вопрос для аграриев на страницах издания "КазахЗерно.kz" отвечает Мехлис Сулейменов, академик АН РК.
До недавнего времени этого вопроса не было, так как со времени отмены жесткого партийного контроля, окромя пшеницы, в северных областях страны ничего и не сеяли. В России отмечают 150 лет со дня отмены крепостного права, а можно отметить и 20 лет со дня отмены права райкома командовать - кому и что сеять. А совсем недавно, во времена, как сейчас стало модно выражаться, "красной империи" сеяли немало кукурузы на силос, многолетних и однолетних трав, просо, гречиху, овес и много ячменя.
Наши "алпауыты" (крупные помещики), зашифрованные под странные аббревиатуры АО, ТОО и другие ПК и КТ, сразу поняли, что у товарищества ответственность ограничена, и перешли на работу по схеме ППП, то есть «пар-пшеница-пшеница». От них не отстали и крестьяне-шаруа. И назвали это трехпольным севооборотом, хотя сеяли одну пшеницу два года подряд, а на третий год забрасывали поле под пар. Мол, земле, как и человеку, время от времени надо обязательно париться, чтобы очиститься от всякой грязи, то бишь от сорняков. Пару, заросшему сорняками, дали благозвучное имя «чистый», хотя по наблюдениям института космических исследований, чистых, в полном смысле этого слова, паров из космоса в Казахстане не просматривается.

В последние годы вошло в оборот слово "диверсификация", то есть пошел разговор о том, что надо бы сеять и другие культуры, которые могут дать иногда больше прибыли, чем пшеница. Слово "диверсификация" в Казахстане впервые ввел я еще в 1998 году от английского слова "diversification", что означает разнообразие. Слово вначале как-то не понравилось, так как был намек на диверсию. Но потом все обошлось, слово притерлось и вошло в оборот. Как всегда, от ввода слова в обиход до практического использования этого слова в деле прошло немало лет.
Только в 2010 году произошел решительный отход от пшеничной монокультуры к диверсификации. Большие площади отвели под масличные культуры: рапс, лен и подсолнечник. Эти культуры на севере в советское время не сеяли, так как считалось, что целину поднимали для того, чтобы накормить советский народ досыта хлебом. Ну, кукурузу, ячмень и овес давали сеять, чтобы кормить скот, просо - чтобы кормить армию, гречиху - чтобы кормить детей и пенсионеров. Все по плану, все на благо человека.

Из масличных культур на востоке уже много лет сеют подсолнечник, и площади под ним растут, так как хорошие цены делают эту культуру очень прибыльной даже при небольшой урожайности. А на севере уже несколько лет пробивает себе дорогу рапс, который устойчиво идет только на обыкновенных черноземах, то есть в менее засушливых районах Северо-Казахстанской и Костанайской областей. В некоторых компаниях СКО площади под рапсом уже вышли на 15-20 процентов от площади пашни. Это уже близко к пределу насыщения, так как с рапсом нельзя возвращаться на одно поле раньше четырех лет из-за опасности развития болезней. В прошлом году неожиданно резко многие пошли на посев льна масличного. В основном это было связано с чрезвычайно низкими ценами на зерно пшеницы в 2009 году. Прошлый год был острозасушливым, и для многих хозяйств эксперимент оказался неудачным, так как дожди пошли только во второй половине июля, да и то не везде.
В прошлом году были расширены и посевы зернобобовых культур, в основном, гороха, хотя кое-кто сеял также нут и даже чечевицу. Из-за длительной засухи эти культуры во многих районах также не дали ожидаемых результатов. Но высокие цены на зернобобовые культуры на мировых рынках говорят о том, что эти культуры надо осваивать как для устойчивости экономики производства, так и для сохранения плодородия почвы.
Выбрать правильное начало

Раньше, в советские времена было просто - какой план довели, то и сей. С приходом независимости стало еще проще - сей пшеницу, а что не успел засеять, оставляй под пар. Так и канадцы почти сто лет сеяли одну пшеницу, а вторую половину пашни оставляли под пар. Так было до тех пор, пока мировой рынок зерна оставался устойчивым. Неустойчивость началась с политики усиленного субсидирования производства и экспорта зерна в США и в Европейском Союзе. Пришлось канадским фермерам шевелиться и искать выход, и они вышли на диверсификацию, заменив пары и часть пшеницы посевами рапса, гороха и чечевицы. Новым сильным фактором неустойчивости мирового рынка зерна стал распад Советского Союза, когда страны СНГ вначале перестали импортировать зерно, а потом и захватили ключевые позиции на мировом рынке зерна. Для справки скажу, что если Советский Союз импортировал около 40 миллионов тонн зерна в год, то в 2007-2009 годах Россия, Украина и Казахстан стали экспортировать столько же зерна, в основном пшеницу. Но особенность стран СНГ в отличие от США, ЕС, Канады и Австралии в том, что производство зерна у нас очень непредсказуемо из-за большой зависимости от погоды, которая имеет большие колебания.
Мы живем сейчас в рыночной экономике, и действовать надо по законам рынка. В прериях западной Канады, например, которые имеют большие сходства со степями северных областей Казахстана, фермеры придерживаются нескольких принципов, решая, что сеять. Первое - это следят за прогнозом цен на культуры. Этот прогноз уточняется вплоть до самого посева. В Канаде нет строгого отношения к севообороту. Там никого не интересует, в каком году был пар, или какая это культура после пара. Принимают решение сеять то, что наиболее выгодно, базируясь в первую очередь на прогнозе цен.
Во-вторых, ориентируются на запасы влаги в почве. Если кто придерживается зернопаровой системы в условиях сухой степи, то окончательно решают, сколько оставить пашни под пары весной. Если промачивание слабое, то паров будет больше, если промачивание хорошее, да и прогноз цен хороший, то могут оставить минимум земли под пар.
В-третьих, ориентируются на политику поддержки со стороны правительства. Например, раньше, когда поощряли оставление большой площади под пары, то паров было много в любые годы, а сейчас они остались только в сухой степи.

Поскольку мы вошли в число крупных экспортеров зерна, нам надо придерживаться аналогичных принципов. Что касается прогноза цен на зерно, то всем известно, что на сегодня цены на пшеницу и ячмень достигли самых высоких отметок в истории. Поэтому, естественно ожидать, что цены останутся благоприятными и до уборки пшеницы. Однако говорить о том, что они будут на этом же уровне, нельзя. Вспомним, что во время резкого подъема цен на зерно пшеницы в 2007 году тоже были прогнозы, что теперь пшеница будет только дорожать. Но уже в 2008 году ажиотаж спал, а в 2009 году цены упали до самого низкого уровня. Поэтому можно с большой долей вероятности ожидать, что цены на пшеницу в 2011 году будут высокими, но не рекордными. Дело в том, что рынок отреагирует на рекордно высокие цены увеличением площадей посева, большими вложениями в удобрения и средства защиты растений, что приведет к повышению производства, а следовательно, и к понижению цен на зерно. Поэтому в этом году площади посева пшеницы можно немного увеличить.
При планировании посева других культур надо ориентироваться на запасы влаги в почве. На сегодня есть беспокойство по поводу ожидаемых запасов влаги к посеву. И у нас на это пять причин. Первая причина - это засуха, которая охватила большие территории в прошлом году. В результате после уборки зерна в почве осталось мало влаги. Во-вторых, осенью было мало дождей, и пополнение запасов влаги в почве перед зимой было небольшое. В-третьих, осенью хорошие дожди прошли только в ноябре, что создало высокую влажность в верхнем слое почвы, а это приведет к большому стоку талых вод. Четвертая причина - это малоснежная зима, а пятая причина - это то, что площади снегозадержания были недостаточно большими. Конечно, ситуация не везде одинаковая, кое-где выпало больше, чем у других, дождей. Как правило, там же выпало больше снега.

Поскольку многие компании владеют огромными территориями, то ситуация с запасами влаги перед посевом будет довольно пестрая даже в пределах земель одной компании.
На обыкновенных черноземах СКО и Костанайской области в основном запасы влаги ожидаются в пределах нормы, поэтому пары надо продолжать вытеснять зернобобовыми культурами. В оптимальном варианте зернобобовые культуры должны выходить на площадь порядка 20 процентов пашни. Многие хозяйства уже имеют достаточно семян гороха для этой цели. Масличные культуры, среди которых рапс, лен и подсолнечник, также надо постепенно выводить на такие же площади. Если в хозяйстве развивается животноводство, то кормовые культуры также лучше, чем чистый пар. Остальную площадь займет яровая пшеница и ячмень. Ячмень лучше сеять там, где поля имеют меньшие запасы влаги. Прошедший год показал, что хорошую прибыль дала гречиха, но ее сеяли мало. Вообще, сейчас весь мир высоко оценивает крупяные культуры для здорового питания, а значит, цены на них будут расти. А ведь в Павлодарской области раньше сеяли просо и гречиху. И немало.
В зоне южных черноземов и темно-каштановых почв, где на данный момент ожидаются запасы влаги в почве ниже средних, тактика должна учитывать этот фактор. Конечно, ситуация может еще измениться, так как бывали годы и с хорошими дождями в марте, апреле и мае. Соответственно надо менять тактику - тактика должна быть гибкой и разумной. Для ситуации с плохим промачиванием почвы перед посевом действовать надо с определенной осторожностью.

Нет смысла пытаться сеять рапс и лен. Некоторые считают, что эти культуры можно уверенно сеять по парам, где обычно больше влаги. Но в прошлое сухое лето влаги в парах накопилось немного - больше испарилось. Кроме того, сеять мелкосеменные культуры по пару небезопасно, так как в прошлом году немало посевов рапса на парах выдуло вместе с почвой, так как чистый пар сам по себе был уже готов к ветровой эрозии, а перед посевом рапса его еще стали боронить и катать.
Основной упор делать на зерновые культуры, тем паче, что цены обещают быть достаточно высокими. Если влаги мало, то увеличивать долю ячменя, так как его можно сеять даже в июне в расчете на июльские дожди. Тем более что цены на ячмень стали очень приличными. Они не должны упасть, так как в России и в Казахстане стали вкладывать большие деньги в животноводство.
Однако, если в сухой степи увлажнение будет слабое, надо не спешить засевать все поля. Нельзя поддаваться соблазну все засеять, надеясь на высокие цены. Надо считать деньги, так как затраты также растут. Дело в том, что в последние годы распахано немало ранее заброшенных земель, но ведь с этим опять вернули в пашню солонцы и другие малоплодородные земли, которые опасно засевать без надежных запасов влаги. Эти земли лучше оставить под пар или под однолетние травы летнего посева.
В целом, там, где будет больше влаги, есть больше простора для комбинаций и можно разыгрывать открытые начала и выводить на поле такие фигуры, как рапс и лен. А при недостатке влаги надо уходить в глухую пшеничную защиту, держа в запасе ячмень, и выжидать, не давая себя втянуть в необоснованные и рискованные ходы. И оставить возможность для рокировки в самый последний момент.
М.К. Сулейменов, академик АН РК, член совета директоров ИСТРО (Международная организация исследований почвы и ее обработки)
Газета «КазахЗерно.kz» с автором можно связаться по адресу: kazakhzerno.ans@gmail.com
|
Комментарии