Госдума приняла в первом чтении поправки в УК и КоАП о штрафах за взятки

В среду Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в УК и КоАПП, которые вводят новую шкалу штрафов за взяточничество и коммерческий подкуп. Вскоре взяточников, взяткодателей и посредников будут карать в зависимости от суммы взятки. Некоторые шероховатости законопроекта депутаты обещают исправить ко второму чтению. Впрочем, оппозиция все равно уверена: поправки вновь делят общество по социальному принципу— одни откупятся, другие сядут.

Накануне мартовских праздников президент подписал поправки в УК, разом отменившие нижнюю границу по двум третям статей Кодекса. В первый рабочий день после праздников Госдума продолжила этот тренд либерализации УК, обсудив и приняв в первом чтении новые президентские поправки.

Удар по "решайлам"

На этот раз они касаются всей группы любителей "решать вопросы" неформальными способами— взяткодателей, взяткополучателей, всей когорты посредников в этом нелегком деле, а также тех, кто обещает дать взятку (это— новое слово в юриспруденции, до сих пор использовался принцип "мысли неподсудны").

Законопроектом, как уже писал GZT .RU, вводится градуированная шкала размеров штрафа в качестве основного или дополнительного наказания. Верхним пределом станет 100-кратный размер (но не более 500 млн. рублей), нижним— 10-кратный. Кроме того, по статьям 204,290 и 291 УК вводится дополнительное наказание— обязательное лишение права занятия должностей в госслужбе или коммерческих кампаниях. Но при этом, что важно, изымаются ограничение свободы и арест. Суд может заменить виновному часть штрафа лишением свободы, до 12 лет при максимальном наказании.

Также законопроектом вводятся новые квалифицирующие признаки взятки в КоАП: "простая"— до 25 тыс., "значительный размер"— до 150 тыс., "крупный размер"— до 1 млн., "особо крупный размер"— свыше миллиона рублей.

Поправки тянут поправки

Все комитеты и фракции Госдумы в целом поддержали эту президентскую инициативу, однако, далее начинаются частности. Как отметили в пояснительной записке депутаты комитета по уголовному законодательству, назначение судом таких крупных штрафов (в Москве, например, средняя взятка— около 50 тыс. руб, значит 25-кратный штраф несложно представить) потребует пересмотра порядка выплаты судебных штрафов, который сейчас существует. Вряд ли подсудимый сможет выплатить такой штраф одномоментно, а именно это сейчас предусмотрено законодательством.



Мало того, как отметил в своем отзыве комитет по конституционному законодательству, такие штрафы вряд ли будут выплачены и за год, а именно этот срок является сроком давности исполнения административного наказания. Его придется увеличивать ко второму чтению.

Верховный суд обратил внимание на другую новеллу: в отдельный состав выделяется обещание (предложение) посредничества во взятке. Из разъяснений ВС от 2007 года следует, что высказанное намерение дать взятку (в любом виде)— еще не преступление.

Члены комитета по местному самоуправлению, в свою очередь, отметили следующее: из законопроекта выпал целый ряд должностей системы МСУ— от главы муниципального образования до начальников органов местной администрации. Мало того, если за обещание взятки наказывать также кратно размеру обещанного, это выглядит сомнительно с точки зрения уголовного закона— а если посредник обещал квинтиллион долларов? Ему назначить штраф размером со всю наличность планеты?

За и против

"Идет обычная работа и ко второму чтению определенные поправки будут внесены,— сказал GZT .RU глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.— В КоАП предложены довольно выверенные нормы, вряд ли мы будем вносить изменения в эту часть. Думаю, что, решая задачу лишения коррупционеров мотива преступления, новеллы несомненно приживутся. А практику применения будем смотреть".

По мнению экс-прокурора, члена фракции КПРФ Виктора Илюхина эти поправки направлены на "коммерциализацию борьбы с коррупцией", вдобавок, они окончательно сделают тюрьму "рабоче-крестьянской".

"Всю борьбу с коррупцией опять свели к уголовно-правой форме воздействия,— возмутился он.— А причина перед носом у президента: семейственность, клановость. Поправки снова делят общество пополам, по социальному принципу— богатый откупиться, бедный сядет".

Наконец, как полагает Илюхин, слишком многое вновь остается на усмотрение судьи, которому придется выбирать между большими и колоссальными суммами штрафов. Депутат уверен, что таким образом судебная система будет развращена еще больше, впрочем, как и остальные правоохранительные органы, в частности, те, кто проводит следствие и дознание по делам о взятках.