Архнадзор требует моратория на снос любого здания внутри Камер-Коллежского вала
Движение "Архнадзор" призывает московские власти срочно остановить любое строительство в пределах Камер-Коллежского вала. И обвиняет мэра Москвы Сергея Собянина в голословности: несмотря на заверения о прекращении любого нового строительства в центре столицы, памятники сносят, а стройки продолжаются.
Общественное движение "Архнадхзор" выступило с заявлением, призывающим власти Москвы установить мораторий на уничтожение объектов, создающих историческое лицо города. Члены общества указывают на то, что, несмотря на заявления руководства города о том, что застройка в центре должна быть остановлена, дома продолжают сносить.
Уже снесено здание Хлудовской трудовой артели на Кадашевской набережной 10, трехэтажный дом во владении 15/20 по улице Большая Якиманка, в основе которого был главный дом городской усадьбы первой половины XIX века. И этот процесс необходимо остановить. "В противном случае, теряя историческую Москву дом за домом, мы можем проснуться в городе, в котором охранять, кроме Кремля и нескольких уцелевших ансамблей, будет уже нечего",— говорится в документе.
Полный текст заявления "Архнадзора" Общественное движение "Архнадзор" призывает обратить внимание на то, что вопреки заявлениям мэра Москвы снос исторических зданий в центре города продолжается. Подробнее
Член координационного совета движения "Архнадзор" Наталья Самовер рассказала GZT .RU, что сейчас особенно остро стоит вопрос относительно еще одного здания на Большой Якиманке и дома № 8 в 3-м Самотечном переулке.
"Усугубляет ситуацию то, что застройщики сейчас активизировались. Услышав о том, что инвест-контракты могут быть отменены, они решили строить хоть что-нибудь на тех местах, которые держали годами, а теперь рискуют просто потерять.
Размытые границы Камер-Коллежского вала должны отгородить часть Москвы, где запрещено строительств Источник http://ru.wikipedia.org
Однако стоит опасаться еще и того, что после сноса старых домов построить что-то новое не удастся. Так как Собянин сказал, что считает нецелесообразным продолжение и офисного, и жилого строительства в центре. В результате, мы можем получить ситуацию, при которой старые дома будут снесены, а построено вообще ничего не будет",— продолжила Наталья Самовер.
При этом она отметила, что еще во время Лужкова в правительстве Москвы была предложена идея создания новой организации ОАО "Мосстройвозрождение", которое бы занималось восстановлением старых домов в аварийном состоянии. Они не привлекают инвесторов, готовых перестраивать этих здания, а только тех, кто настроен их сносить. Однако, проведя реконструкцию таких зданий, и заменив по необходимости перекрытия и коммуникации, но сохранив фасады и габариты, можно решить две проблемы. Во-первых, сохранить исторический облик города, а, во-вторых, создать неэлитное и не очень дорогое жилье в центре Москвы, что позволит вернуть туда людей. Однако пока об этой инициативе ничего не слышно.
"Мосстройвозрождение" Идеологами создания этой компании, которая должна заняться восстановлением ветшающих особняков, стали две структуры московской мэрии: департамент имущества города Москвы (ДИГМ) и Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль). Летом 2010 года в столице была проведена инвентаризация ветхого и аварийного фонда: специалисты проверили и составили списки жилых и нежилых домов, в которых по разным причинам никто не живет. Большинство из них были расселены из-за плачевного состояния сооружений. Как показывает практика, подобные здания могут годами стоять в заброшенном состоянии: дома, имеющие по документам статус "под снос", заселяются гастарбайтерами или просто становятся пристанищем для бомжей. В итоге для района, в котором есть подобный дом, это нередко становится настоящим бедствием. По результатам инвентаризации в городе было обнаружено 291 заброшенное здание. Из них 191— в Центральном административном округе, более половины из них— жилые дома. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что большинство зданий не представляют собой исторической ценности: 45 домов планируется снести, 121— капитально отремонтировать или реконструировать. Однако 19 объектов из списка являются либо официально признанными памятниками, либо могут претендовать на этот статус. Источник— www.mperspektiva.ru
"Москомнаследие" уверяет в необходимости индивидуальной работы с каждым зданием
Проблема серьезного нарушения исторического лица столицы стоит достаточно давно. Примеров можно привести достаточно много. Например, недавно инициативная группа написала письмо к Собянину с просьбой разобраться в происходящем в Вознесенском переулке. Там начинается стройка семиэтажного дома, который не только разрушает исторический облик переулка, но и закрывает единственный подход к и без того настрадавшемуся театру "Около дома Станиславского".
Однако свет в конце туннеля уже замаячил. Руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский в начале марта заявлял, что планирует присвоить части города внутри Садового кольца статус "достопримечательного места". Однако представитель департамента рассказал GZT .RU, что при том, что многие распоряжения прежнего градоправительства относительно строительства в центре города без сомнения надо отменять, принимать некое общее решение, в том числе мораторий, нельзя, а каждое конкретное здание необходимо рассматривать самостоятельно.
Судьба здания в 3-м Самотечном переулке сейчас вызывает наибольшие опасения "Арохнадзора" Источник GZT.RU/ Александр Басалаев
"На Якиманке сносится дом № 2, согласно разрешению, выданному в 2006 году. Я не считаю, что оно правильно, и, скорее всего, его исполнение будет приостановлено,— сообщил советник министра правительства Москвы Николай Переслегин.— Что касается моратория, то теоретически все возможно. Но реально с каждым конкретным зданием надо разбираться индивидуально. Наверное, какие-то работы по сносу надо останавливать. И, в любом случае, ничего нового строить ненужно. Однако какого-то общего глобального решения пока не принято".
Внутри Садового кольца строительства больше не будет В районах особо плотной застройки в центре мегаполиса необходимо установить статус "достопримечательных мест",— заявил Александр Кибовский . Там будет разрешено строительство вне границ памятников архитектуры, но в соответствии с требованиями охранного законодательства, заявил глава Москомнаследия. По его мнению, такое строительство не должно идти за счет инвесторов. Документ, куда такие территории будут включены поквартально в пределах Садового кольца, будет подготовлен в течение года, пообещал чиновник. Также Кибовский отметил, что на рынке недвижимости в городе не осталось ни одной свободной усадьбы или особняка.
Эксперты считают заявление "Архнадзора" невыполнимым
Нельзя не отметить, что и эксперты также относятся к проекту моратория не слишком оптимистично. Например, архитектор Петр Войс считает, что заявление "Архнадхзора" сродни бытовому конфликту.
"Мораторий на снос исторических зданий в черте Камер-коллежского вала, границы которого сегодня достаточно размыты, не выглядит серьезным заявлением. На мой взгляд, оно носит бытовой характер. Ситуацию можно сравнить со скандалами в семье— какой шкаф выкинуть, а какой оставить, куда ставить посуду и так далее. На сегодня реального конфликта я не вижу.
"Архнадзхору" хочется, чтобы все, что имеет какую-то историческую ценность, было сохранено. Но есть нормативы, есть законы, как надо сохранять историческую среду. И сегодняшнее заявление само подчеркивает, что строения не являются памятниками архитектуры, не внесены в реестр. А значит, в принципе, сносить их можно.
Недавно был принят новый генплан строительства Москвы, и раз он принят, то является законом. И если в нем не отмечено, что Камер-коллежский вал является заповедной территорией, как, например, Суздаль, то сносить и строить здания там можно",— заключил Войс в интервью GZT .RU.
В свою очередь, архитектор-реставратор Сергей Конев, заместитель директора Национального центра опеки наследия считает, что меры, предложенные "Архнадзором", невыполнимые. Так как взять и остановить уже начатое строительство практически невозможно.
Москва безликая Источник Вести
"Как историк и искусствовед я бы поступил также, чтобы сохранить облик Москвы и выстроить план действий тех, кто ратует за его сохранение. Однако как человек, который занимается не только сохранением памятников архитектуры, но и вопросами привлечения денег к сохранению, я понимаю, что введение такого моратория практически невозможно. По той причине, что под эти проекты привлечены кредиты, а что значит, остановить кредиты, остановить стройку, остановить бизнес— это вопрос тяжелый и практически не решаемый.
Тут необходимо искать компромиссы. Чтобы стройка не останавливалась, и параллельно искались выходы из сложившейся ситуации. Дальнейшее разрушение исторической Москвы невозможно, но и остановить бизнес также не получится. Поэтому, необходимо, чтобы московское правительство проявило инициативу и взяло на себя роль третейского судьи, который бы искал компромиссы между общественностью, стремящейся сохранить исторический облик города, и бизнес-элитой, которая не пойдет на большие убытки",— рассказал Конев GZT .RU.
Комментарии