Максим Кваша. Цифры дороже букв

Хороший график стоит многих сотен слов. Я совсем чуть-чуть изменил известную английскую поговорку и, как вы, наверное, догадались, сейчас предложу вам всмотреться в парочку. Так уж вышло, что в вышедшем на этой неделе номере "Денег" есть картинки, заслуживающие, на мой взгляд, больше внимания, чем удалось уделить им на бумаге ( 1 , 2 ). Оба графика – про социальную политику нашего государства, оба – если не опровергают, то хотя бы подвергают сомнению укоренившиеся мифы, обоим – не слишком понятно как возразить, даже если бы хотелось.

График 1. Сравнительная динамика размера средней заработной платы и пособий при рождении детей в Р Источник журнал "Деньги"

Максим Кваша Максим Кваша – легендарный журналист, потрясший мир интервью про 600 тысяч российских силовиков, "которые ни х.. не делают, и ищут, где бы деньги заработать". Сейчас – экономический консультант, с февраля 2011 года – спецкорреспондент журнала "Деньги".

Сколько за прошедшее десятилетие было разговоров о поддержке рождаемости, о необходимости решить демографическую проблему. Сколько шума окружало повышение разного рода выплат на поддержку материнства. А теперь всмотритесь – среднее пособие при рождении ребенка, исчисленное как процент от средней зарплаты, за якобы благополучные нулевые снизилось почти вдвое. То есть политика государства в выборе между решением продолжать работать или обзавестись потомством стимулирует именно первое решение, а вовсе не увеличение числа детей в стране.

Тут, конечно, нужно пояснение: "источники" под графиком указаны честно, однако это не вся правда. На сайте ФСС (и мы ведь не будем этому удивляться?) именно такого графика вы не найдете. Там есть – вполне благолепная – статистика роста числа пособий и расходов на них. А дальше уже любой знакомый с арифметикой может вычислить и среднее пособие при родах: обнаружив, например, что его рост замедлился именно тогда, когда власти особенно активно заговорили о поддержке демографии. А затем – добавив в таблицу данные Росстата о средних зарплатах – получить и обсуждаемую кривую.

График 2. Денежные доходы населения (кроме зарплаты Источник журнал "Деньги"

А в этом графике даже досчитывать ничего на пришлось, оказалось достаточно просто построить.

И сразу перед глазами предстает целый космос. Если угодно, настоящая экономическая история "нулевых". Без деталей, конечно, но лет через 100-200 этого будет вполне достаточно.

Во-первых, с треском лопается миф о социальной направленности политики Путина. Начиная с 2001 года доля социальных выплат в доходах наших граждан неуклонно снижалась. Сухие цифры говорят, что никто делиться нефтяными сверхдоходами с самыми бедными даже и не попробовал. Граждане государственники, не верите? Это официальные данные, никто их не прячет, никто даже искажать не пытался. Все честно-прозрачно. Рост доли социальных выплат в доходах россиян обнаруживает лишь в 2008-2009 годах. Что-то здесь от предвыборой горячки, что-то попыток залить кризис деньгами. Насколько устойчива тенденция — судить рано, но что-то заставляет меня думать, что все же прервется.

Во-вторых, многолетний тренд на снижение доли доходов от предпринимательской деятельности. И если до 2000 года, до Путина он не был устойчивым, после 2001 года снижение стало постоянным. Ничего по сути удивительного: в эту категорию у Росстата попадают главным образом доходы от малого и среднего бизнеса, а все нулевые наш экономический рост шел в значительной части за счет роста и укрупнения больших компаний. Только им удавалось победить растущее же административное и коррупционное давление.

А вот доходы от крупного бизнеса – в форме дивидендов и продажи пакетов акций – попадают в категорию "доходы от собственности". И тут — сначала всплеск, а потом даже некоторое снижение. С первым – понятно, обсудили уже, а вот второе-то почему?

Кажется, тоже понятно. Именно в это время был отмечен бурный, значительно опережающий инфляцию рост зарплат, а как следствие и их доли в суммарных доходах населения. Собственники поделились доходами с работниками – ну, не супер ли? Не совсем. Именно тогда произошел перегрев экономики – с этим теперь, кажется, уже не спорят и в правительстве, вице-премьер Алексей Кудрин в "Вопросах экономики" пишет о перегреве как о факте. А значит, именно поэтому кризис 2008-2009 оказался таким глубоким и болезненным.