Фоновая угроза
На данный момент официально признали Крым частью РФ лишь Афганистан, Венесуэла, КНДР, Куба, Никарагуа и Сирия, не считая Абхазии и Южной Осетии. Все страны Запада и Турция считают Крым “украинским”, большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки данного вопроса вообще избегают. Однако, поскольку нет никаких оснований надеяться на то, что Запад и турки передумают, Крым властям РФ, вероятно, придется оборонять. Как известно по опыту многочисленных войн, затронувших полуостров, противнику очень сложно войти на него с суши по узким Перекопскому и Чонгарскому перешейкам. Но если их все-таки удалось преодолеть, оборонять Крым становится не менее сложно, чем зайти в него. Кроме того, на некоторых участках побережья Крым весьма уязвим для морских десантов.
Со стороны материка Крым сегодня блокирован группировкой ВСУ, поэтому связь РФ с полуостровом осуществляется по мосту, морю и воздуху. При этом мост пока недостаточно обеспечен подходами к нему с обеих сторон, особенно со стороны Крыма. Основу группировки ВС РФ в Крыму, входящей в состав Южного военного округа, составляет Черноморский флот, который оставался в Крыму и в украинский период. Он, как это ни смешно звучит, должен был покинуть свою главную базу в Севастополе и полуостров в целом 1 июня 2017 года. Однако неопределенность статуса Черноморского флота до 1997 года и Крыма до 2014 года привели к тому, что этот флот оказался в худшем положении из всех флотских объединений РФ. В отличие от трех остальных флотов и флотилии он многие годы не получал даже символического обновления.
Сегодня в Севастополе базируются все 7 подводных лодок Черноморского флота, хотя приписаны они к Новороссийску. Также Севастополь является базой для всех крупных надводных кораблей Черноморского флота, число которых сейчас исчерпывается семью единицами, при этом три корабля вряд ли прослужат более пяти лет. В итоге в начале 20-х годов в Севастополе могут остаться лишь четыре настоящих боевых корабля.
Дополнительную ударную силу флота составляют малые ракетные корабли и ракетные катера.
Все они относятся к единицам прибрежного действия, но применительно к не очень большому по площади закрытому Черному морю принципиального значения это не имеет. Корабельный состав флота также дополняется морской пехотой, войсками береговой обороны и морской авиацией, а также частями сухопутных войск и ВКС.
Черноморский флот является сейчас единственным из флотов РФ, в составе которого имеется 126-я бригада береговой обороны, дислоцированная в крымском поселке Перевальное. Это бывшая 36-я бригада береговой обороны ВС Украины, которая в 2014 году практически полностью перешла на сторону РФ. Кроме того, в Симферополе и Перевальном размещен 8-й артиллерийский полк, также ранее входивший в состав украинской армии. Дополняет его 4-й полк РХБЗ в Севастополе, на вооружении которого состоят, в частности, шесть огнеметных РСЗО ТОС-1А “Солнцепек” и девять тяжелых БМП на шасси танка Т-72 БМО-Т, предназначенных для перевозки огнеметчиков.
Вооруженные силы Болгарии и Румынии, не говоря уж о грузинской армии, слишком слабы, чтобы всерьез угрожать Крыму. Развертывание в Болгарии и Румынии американских контингентов, как и заходы кораблей США и НАТО в Черное море, пока носят чисто символический характер. Гораздо опаснее давление со стороны мощных вооруженных сил Турции. Как видно из опыта последних лет, отношения между Кремлем и Анкарой могут быстро меняться от “великой дружбы” до открытой войны и обратно, а от путинского “партнера” Эрдогана можно ожидать любых сюрпризов. В еще большей степени это относится к руководству Украины, которое считает Крым своей территорией. При определенных обстоятельствах для Киева война с РФ может стать самоцелью для решения своих внутренних проблем, причем исход войны никакого значения иметь не будет. Проще всего спровоцировать ее будет именно нападением на Крым. И если с воздуха и моря Крым сегодня более-менее прикрыт, то наземную группировку не помешало бы усилить, развернув дополнительные части сухопутных войск на севере полуострова.
Комментарии