Ход эвакуации
Проведению операции мешали постоянные воздушные удары союзников. Несколько транспортов с беженцами погибло. Например, при крушении судна «Гойя» в водах Балтики погибло 7 тысяч человек, а при ударе по кораблю «Вильгельм Густлофф» - 4 тысячи. Грузоподъемность судов часто существенно превышалась. Однако, как писал Дёниц, 99% пассажиров были успешно доставлены в западные порты Балтийского моря. У правительства Рейха имелась карта предполагаемого послевоенного раздела Германии между США, Англией и СССР, и нацисты стремились, чтобы как можно больше немцев на момент капитуляции оказалось к западу от Эльбы. Эвакуируемых высаживали в северных портах, например, в Дампе (Шлезвиг-Гольштейн). Сюда прибывали жители Восточной Пруссии, Померании и Курляндии (среди эвакуированных были и латыши).
Количество переброшенных гражданских беженцев составило 800 тысяч человек, причём в их числе в целях конспирации никак не выделялись чиновники, высокопоставленные руководители НСДАП и члены их семей. Остальные эвакуируемые были из числа военнослужащих, в т.ч. 355 тысяч раненых, находившихся в госпиталях.
Покинувшие восточные земли немцы не забыли о роли Карла Дёница и продолжали с уважением относиться к бывшему гросс-адмиралу после войны. Однако современные немецкие историки отмечают, что перевозка гражданских лиц, вопреки воспоминаниям Дёница, ни в коем случае не осуществлялась в ущерб требованиям военных.
Комментарии