Нефть в обмен на войну: Иран и Китай подписали стратегическое соглашение

На этой неделе было подписано 25-летнее стратегическое соглашение, по которому Китай получит дешевую нефть из Ирана и, в свою очередь, будет инвестировать громадные средства в развитие его инфраструктуры. Китай закрепится в Персидском заливе, получит дешевую энергию и позволит иранцам освободиться от экономической зависимости от Запада. А это означает, что Иран получит возможность продолжить войну против США и его союзников.
США уже полтора года ведут торговую войну против Китая. В то же время они вышли из ядерного соглашения с Ираном и ужесточили свои санкции. Заключенное соглашение фактически является совместным ответным ударом по Западу.
Оно также является классическим примером реализации китайского рычага влияния в мире: Китай будет вкладывать средства в инфраструктуру Ирана, включая транспорт и энергетику, а взамен получит доступ к иранской нефти по льготным ценам, да еще право размещать в стране свои военные силы численностью пять тысяч человек.
Иран – Китай - Запад: кто кого использует
История с соглашением выглядит интригующе. Главы МИД Китая и Ирана встретились на конференции G7 в Биаррице, куда последний прибыл по приглашению президента Франции. Эммануэль Макрон убедил Дональда Трампа призвать Иран к возобновлению переговоров по ядерному соглашению, что тот и сделал, но пока безуспешно.
В то же время Джавад Зариф встретился в Биаррице с министром иностранных дел Китая Ван И. А затем и сам отправился в Китай, где и было заключено данное соглашение. При этом Иран продолжал вести переговоры с Францией, которая предложила предоставить ему пакет помощи в размере 17 миллиардов долларов в обмен на сотрудничество в реализации ядерного соглашения. Но от него Иран, по последним данным, отказался.
На самом деле нынешнее соглашение не является чем-то совершенно новым, а представляет собой "дорожную карту" по реализации всеобъемлющего стратегического партнерства между Китаем и Ираном, заключенного еще в 2016 году. Иранский министр в феврале этого года заявил, что «Китай является самой важной страной для Ирана и его внешней политики». Это легко объяснить тем фактом, что Китай является для страны крупнейшим внешнеторговым партнером, занимая 31 процент в экспорте и 37 процентов в импорте продукции.
Право первой нефти
В соответствии с соглашением, в развитие иранских нефтегазовых и нефтехимических заводов Китаем будет инвестировано не менее 280 миллиардов долларов. Ожидается, что большая часть этой суммы поступит в Иран в первые пять лет действия соглашения о партнерстве между странами.
Предполагается, что каждые пять лет китайцы будут вкладывать аналогичную сумму в иранский энергетический сектор. В обмен на это они получат значительную скидку в 12 процентов на все свои закупки нефти из Ирана, а также право на разработку любого нефтяного или газового месторождения в стране. Кроме того, права на разработку всех новых проектов в энергетической и нефтехимической отраслях будут вначале предоставляться китайским компаниям, прежде чем будет объявлен тендер для западных фирм.
Получение Китаем контроля в сфере нефти и газа и контроль будущих разработок позволит ему не только удовлетворить свои потребности в энергии, но и стать реэкспортером нефти в будущем. Это сделает Иран важным стратегическом звеном в грандиозном геоэкономическом проекте Китая: «Один пояс — один путь», уже охватившем почти полмира.
А также в области туризма….
Сотрудничество между странами не ограничивается только сферами энергетики и нефти. Еще в начале августа иранские власти объявили о проекте электрификации железной дороги протяженностью 900 км между Тегераном и Мешхедом, инвестирование в которую осуществит Пекин.
Сближение также включит сферы здравоохранения и туризма. Ожидается, что китайцы профинансируют создание больницы в Мешхеде, втором по величине городе Ирана, с населением более 3 миллионов человек.
Отношения между странами укрепляются и в сфере туризма. Правительство Ирана объявило в августе о плане привлечения китайских туристов путем снятии ограничений на выдачу туристических виз. Китайские туристы могут ввезти в Иран валюты на миллиарды долларов. По данным ООН, в 2018 году 150 миллионов китайских туристов выезжали заграницу, потратив там 277 миллиардов долларов. При том, что в 2000 г. эта сумма составила лишь 10 миллиардов долларов.
Незапад против Запада
Соглашением также предусмотрено размещение вооруженных сил, обеспечивающих безопасность китайских стратегических активов в Иране. Некоторые из этих частей будут размещены в районе Персидского залива. Это будет одно из первых массированных развертываний китайских сил за рубежом.
Стоит отметить, что после посещения Пекина Джавад Зариф также встретился с Синдзо Абэ, премьер-министром Японии и Махатиром Мухаммедом, премьер-министром Малайзии. По мнению ряда российских аналитиков, реализация целого ряда упомянутых проектов потребует также сотрудничества с Россией.
Таким образом мы видим, что Иран становится своеобразным фокусом консолидации большинства незападных цивилизаций (исламской, конфуцианской, японской и православной) против Запада.
Попытка использовать Китай в своих целях, как показывает недавняя история, несмотря на захватывающие мировые перспективы, чревата не менее глобальным крахом. В свое время и США и Советский Союз стремились использовать в борьбе за лидерство так называемую «китайскую карту». Советский Союз рухнул в этой борьбе, пытаясь противостоять одновременно и США и Китаю, которые в середине 70-х годов заключили стратегический союз. Сегодня США утрачивает лидирующие позиции в борьбе с Китаем.
Не поглотит ли Поднебесная и Персидскую империю, как это уже случилось с ней в прошлом, когда она пала под натиском арабов? Или Иран надорвется, пытаясь стать новым лидером сопротивления Западу, а китайцы будут продолжать «сидеть у реки, глядя, как мимо проплывает труп врага», согласно древней китайской мудрости.
Владимир Поляк, «Детали» по материалам TheMarker и информационных агентств.
На снимке: китайский лидер Си Цзиньпин. Фото: GPO, Государственная фотоколлекция
Комментарии
Наши оденут.
Конечно, ближе к афганской границе и в Белуджистане ходют оне и в хиджабах, и в вайлях с паранджой. И, вообще, из дома без отца или мужа не выходят. Иран большой и разный.
И имеют с этого неплохой навар.
У них вот что хорошо: как выдали дочку замуж, так сразу на её поведение, нравственность и моральный облик отвечает муж, а прежняя семья умывает руки.
Поэтому стараются выдать, как быстрее, взяв калыму больше, чем приданое. Потому что растили, деньги вкладывали. Там это бизнес.
Что у них плохо - во всех смыслах:
1. Сначала обед жрут мужчины, а девочки и женщины доедают объедки. Поэтому они хилые и часто неумные - не хватает многих веществ, нужных для роста организма. Чай, лепёшки, сахар, рис, лук - это вся их женская еда.
2. Начальник охраны Игналинской АЭС Серёга, когда отбирал новобранцев из Средней Азии, всегда спрашивал, какой он ребёнок в семье по счёту. Брал только первого и второго. Третьего - очень редко. Потому что там рожают кажный год, матка не успевает восстановиться. Начиная с третьего, уже получаются дурики.
Вот такие дела...
Китай, имеющий растущую потребность в нефтегазе, теперь может полностью удовлетворить свой спрос.
Иран - это далеко не пешка в играх Америки, Китая и суннитских стран.
Думается вот что:
Китай пошёл на соглашение с Ираном по 2 причинам - торговый прессинг США и наличие ЯО у Ирана,
Иран пошёл на соглашение с Китаем - экономические санкции США и военно-политическое давление суннитских стран, во главе с Саудовской Аравией.
Трамп хотел опередить Китай и договориться с Ираном, как это он сделал с КНДР. Увы, какие-то силы в США противодействовали этому, а теперь уже поздно.
Это тактический просчёт и проигрыш США. И угроза миру во всём мире.