Дело о массовых беспорядках в Москве фактически развалилось
Но показательные приговоры участникам протестов уже начали выносить
Тверской суд Москвы во вторник вынес первые приговоры по так называемому «московскому делу», связанному с массовыми протестами против снятия с выборов оппозиционных кандидатов.
25-летний предприниматель Данила Беглец признан виновным в применении к полицейскому насилия во время акции 27 июля. По версии следствия, Беглец потянул за руку полицейского, который задерживал протестующих. Приговор – два года лишения свободы в колонии общего режима. А 25-летний техник Иван Подкопаев приговорен к трем годам лишения свободы, также за применение насилия к полицейскому (распылил перцовый газ в сторону росгвардейцев во время акции 27 июля).
Оба признали вину, поэтому суд был скорым. На заседании Беглец заявил, что готов принести извинения пострадавшему прапорщику полиции. Еще в ходе следствия обвиняемый ходатайствовал о прекращении дела за примирением сторон и даже перевел пострадавшему 10 000 руб., однако полицейский мириться отказался.
Самый суровый приговор – пять лет лишения свободы – Пресненский суд во вторник вынес блогеру Владиславу Синице. Его признали виновным в возбуждении ненависти и вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов. Под ником Макс Стеклов в Twitter Синица призвал деанонимизировать силовиков и их детей. По мнению суда, текст мог быть воспринят как инструкция и причинить вред детям сотрудников правоохранительных органов, которые участвовали в пресечении несогласованных акций протеста. Синица признал, что опубликовал этот пост, но заявил в суде, что его слова вырваны из контекста и к расправе над детьми силовиков он не призывал.
Между тем само дело о «массовых беспорядках» разваливается, констатирует руководитель «Агоры» Павел Чиков. Следственный комитет во вторник сообщил, что прекращает уголовное преследование Сергея Абаничева, Даниила Конона, Валерия Костенка, Владислава Барабанова, Дмитрия Васильева и Егора Жукова (им всем инкриминировали именно участие в массовых беспорядках – ст. 212 УК), так как пришел к выводу об отсутствии в их действиях состава преступления. Позже СКР сообщил, что попросил суд перевести под домашний арест Жукова и еще одного фигуранта дела о массовых беспорядках – Сергея Фомина.
«Вероятно, вначале у следователей был карт-бланш – в первой половине августа они фактически могли делать все, что угодно, от них просто ждали результата», – полагает политолог Алексей Макаркин. Власть тогда демонстрировала консенсус под флагом «не мешайте следователям», напоминает эксперт. Но достаточно быстро выяснилось, что массовых беспорядков у следователей не получается. В числе причин, по которым это не удалось сделать, по мнению Макаркина, было отсутствие хотя бы одного признания в массовых беспорядках от арестованных: «Те, кто признались, признались по другой статье – в конкретных поступках». В результате следствию не удалось задействовать принцип преюдиции, как было в болотном деле 2012 г. Кроме того, возможно, следствию не удалось получить показаний на организаторов протестов, указывает эксперт: «Видимо, спросили у следователей, каковы результаты. А раз такие, значит, надо, наверное, менять».
Решения были приняты внутри правоохранительной системы, считает Макаркин.
Одновременно Егору Жукову было предъявлено обвинение в экстремизме – об этом сообщил Чиков со ссылкой на его адвоката Леонида Соловьева. В постановлении следователя о привлечении Жукова в качестве обвиняемого говорится, что тот, «испытывая чувство политической ненависти и вражды к существующему в России конституционному строю, системе государственной власти и к ее представителям, а также действуя по мотиву идейного невосприятия и личной неприязни к ним <...> решил привлечь неограниченный круг лиц к своей экстремистской деятельности, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки в РФ». Для этого Жуков, считает следствие, подготовил и разместил на своем канале в YouTube видеозаписи «Митинг 7 октября, или как сливают протест», «Мирная революция возможна (доказательства)», «Митинги. Что дальше», «Бойкот выборов – это лишь начало». Правозащитник отмечает, что Жукову не стали предъявлять обвинение по недавно декриминализованной ст. 282, подразумевающей ответственность за публичные призывы к насилию. Но чтобы это сделать, нужно было, чтобы Жуков ранее был как минимум один раз привлечен к административной ответственности, но этого не было. Поэтому в ход пошла ст. 280, которая вообще-то отнесена к исключительной подследственности ФСБ, указывает Чиков.
Теперь следствие, видимо, пойдет по другим маршрутам: вместо одного большого дела может появиться несколько маленьких, считает Макаркин. Ключевым эксперт считает дело Константина Котова, которого пытаются осудить за неоднократное участие в несогласованных массовых мероприятиях (ст. 212.1 УК). Ранее применение такой статьи ограничил Конституционный суд, запретив привлекать к уголовной ответственности за участие в мирных мероприятиях, которые не привели к серьезным последствиям. После этого статья в течение двух лет не применялась. «Если силовикам удастся разморозить эту статью, возникнет реальная опасность уголовного преследования для лидеров протеста, которые неоднократно привлекались к административной ответственности за несанкционированные акции», – поясняет политолог.
34-летнего программиста Котова вчера также начали судить в Тверском суде. Его обвиняют в многократном нарушении правил публичных мероприятий. На расследование уголовного дела следствию понадобились считанные дни: 12 августа Котова задержали, а уже 15 августа расследование было завершено. Процесс тоже продвигается стремительно: в первый день суд успел огласить обвинительное заключение (оно сводится к перечислению несогласованных акций, в которых неоднократно участвовал обвиняемый, выражая тем самым «презрение к конституционным ценностям» – таким, например, как право граждан на свободу передвижения), а также исследовать материалы дела и заслушать нескольких свидетелей. Свидетелей у обвинения в общей сложности 22 (21 полицейский и один сотрудник мэрии, отвечающий за согласование массовых мероприятий). Сам Котов заявил в суде, что обвинение ему понятно, но он с ним не согласен, так как, наоборот, выступал в защиту конституционных ценностей.
Ангастасия Корня, Светлана Бочарова. Ведомости
Комментарии
Странно...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Что у либералов-фашистов, что у террористов-исламистов.
Одного поля ягоды...
Вы реально Тавашев или фейкуете публичного чела?
ЕСПЧ признал РФ виновной в нарушении статей 5,6 и 11 Европейской Конвенции по правам человека в связи с делом «Фрумкин против России» и обязал РФ выплатить 32 тысячи евро фигуранту дела Евгению Фрумкину.
Апартеид в ЮАР предписывал народам существовать только с санкции правителей.
Чернокожим в ЮАР санкционировалось что они были обязаны всегда иметь при себе удостоверения личности.
Чернокожим африканцам запрещалось вообще передвигаться без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. (известного на африкаанс как dompas — «пропуск для тупых»)
Отсутствие пропуска было поводом для немедленного ареста, чернокожим африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь (как и гражданам РФ).
Чернокожие взяли и вышли все без удостоверений, тюр...
У себя дома народу и стены помогают.