Остались ещё бриллианты...ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Некоторые авторы полагают, что панно вообще не были использованы в Берлине, а сразу же с места хранения (им ошибочно называют Цейхауз) были подарены Петру I, причем составляющие его части были настолько неполны, что собрать их в Петербурге не представлялось возможным. Недавно обнаруженные документы и критический взгляд на все факты позволяют нам сегодня пролить свет на прусскую историю возникновения янтарных панно в Берлине.
Над созданием Янтарной комнаты работали архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер, Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший. Изучив архивные и графические источники, Буркхард Герес (директор дворцов Объединения "Прусские дворцы и парки Берлина-Брандебурга") пришел к выводу, что не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер был автором проекта Янтарного кабинета, задуманного сначала для королевского дворца Шарлоттенбург, а затем перепланированного для резиденции Фридриха I в Ораниенбурге. Удалось проследить и истинный путь готовых панелей. Выполненные на протяжении двенадцати лет мастерами-резчиками Готфридом Вольфрамом, Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом, они были лишь в 1713 году перенесены из Оружейной палаты королевских Конюшен в Берлинский дворец для облицовки Табачной коллегии Фридриха Вильгельма I и уже через три года вновь демонтированы, чтобы последовать в далекую Россию.
Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры. В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Петр I получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Через два года русский царь посылает ответный подарок - 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин. 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель. Они пробыли в пути шесть недель. 6 января 1717 года по поручению императора Петра I и обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург. Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. Меншиков принял и распаковал ящики, используя инструкцию, приложенную к полученному драгоценному грузу. Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна, так как не хватало многих деталей.
Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя "кунсткамера" императора. Очевидно, они были просто расставлены вдоль стен одной из комнат этой постройки.
При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. Для починки и установки янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для отделки стен интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф. Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. В ходе реконструкции дворца Янтарную комнату неоднократно переносили с места на место. Собранная в 1746 году, она стала служить для официальных приемов.
В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Начальнику канцелярии императорского двора В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Царское Село.
Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор.
Для установки янтарных панно вновь приглашается А. Мартелли.
Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (Царское Село), прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под номером 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея.
Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить .
Если бы Янтарная комната не исчезла во время Второй мировой войны..., то в 2001 году мы отмечали бы 300-летие ее истории. К судьбе "восьмого чуда света", связанной с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными прусские короли и российские императоры, архитекторы и художники, вожди Третьего рейха и советские лидеры, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные учёные, и, конечно, мастера-камнерезы, стоявшие как у истоков создания Янтарной комнаты, так и возродившие её.
29 апреля 2000 года в Екатерининском дворце в Царском Селе в присутствии исполняющего обязанности президента России В. Путина, многочисленных гостей - официальных лиц России и Германии состоялась торжественная церемония передачи фрагментов Янтарной комнаты - флорентийской мозаики "Осязание и обоняние" и комода.
Флорентийская мозаика "Осязание и обоняние" была передана из рук государственного министра при федеральном канцлере, уполномоченного федерального правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации М. Науманна в руки президента России В. Путина. Накануне спецрейсом из ФРГ в Санкт-Петербург, а потом в Царское Село был доставлен комод, который когда-то стоял в Янтарной комнате и во время Второй мировой войны был вывезен в Германию.
Флорентийская мозаика "Осязание и обоняние", возвращенная из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате Екатерининского дворца рядом с копией, выполненной мастерами-камнерезами ООО "Царскосельская янтарная мастерская".
До 1941 года в мебельное убранство Янтарной комнаты входили два парных комода второй половины XVIII века, один из которых теперь вернулся на свое историческое место. По уровню и характеру исполнения комод относится к числу лучших образцов художественной мебели, изготовленных в технике маркетри. Отсутствие клейма или подписи затрудняет установление авторства предмета, но не умаляет его художественных достоинств. Принадлежность комода Янтарной комнате подтверждается инвентарными номерами, нанесенными на задней стенке комода, соответствующими номерам в музейной инвентарной описи 1942.
В ответ Россия передала Германии свидетельство на право вывоза 101 произведения графики из собрания бременского музея "Кунстхалле".
Официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
Её музейная жизнь вызывает неизменный интерес тысяч туристов, ежедневно посещающих Царское Село. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства? Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца – одно из самых значительных достижений в истории мировой реставрации.
По материалам сайта http://www.tzar.ru/. Спасибо им.
P.S.
Когда я там бываю, мне хочется низко-низко поклониться и поблагодарить людей, создавших и воссоздавших эту красоту, хранящих её для нас.
Сколько ими вложено любви и добра!
Сможем ли мы и следующие поколения сберечь это?
Да. Если мы будем жить с уверенностью в завтрашнем дне.
Комментарии