Балет как философия? Постановка «В небесах», Кацуо Оно

На модерации Отложенный

 

Не одно выступление или постановка, их десятки, сотни и тысячи… За практически сто лет работы над совершенствованием собственной танцевальной техники…

Или все-таки не техники, а души?

Именно тот случай, когда понимаешь, танец – это вовсе не набор сложных трюков, технически грамотно преподнесенных публике, - это порыв и экстаз  внутреннего духовного содержания человека, облеченный в материальную и понятную зрителю форму. Когда едва уловимое движение плеча, поворот головы, мелкий семенящий шаг и очень богатая мимика делают совершенно ненужными высокие ноги, прыжки с множеством заносок и пируэты классики или акробатические изыски модерна. Арсенал танца Кацуо Оно и так многообразен и достаточен. Именно он и создает неповторимый стиль танца буто… И в нем столько энергии, силы и поистине восточной мудрости и глубины.

Нет смысла пересказывать все, что происходит на складе полуразрушенного кирпичного завода Иокогамы в апреле 1993 года, но кое на чем невозможно не остановиться.

Трехминутный сюжет в середине постановки… Большая группа разных по возрасту, цвету кожи и одежде людей, движущихся вдоль импровизированной сцены… Жизненный путь? Одни все совершают это движение в одном направлении – от юности к старости.

Но абсолютно все делают это по-разному. Для одних это легко и быстро, их бег стремителен и красив, для других  мучительно болезненен, третьи борются с собой за каждый дюйм, для иных это и вовсе кажется непосильным – их удел оставаться на месте. Но страшнее всех те, что движутся безучастно и отстранено, для них – это движение без воли, без цели, без эмоций. Плывут по течению? Они так и не поняли кто они, для чего здесь и в чем смысл их бытия… Вольны ли мы в выборе того, как проходим свой Путь? Такая вот, философская иллюстрация.

Может быть мысли эти, вызваны мастером сознательно в зрителе? Ведь каждая малая или большая тематическая составляющая данной постановки вызывает у вас непроизвольное желание осмысления. Вы не можете просто созерцать то, что открывается вашему взору. Кацуо Оно требует двигаться за ним внутренне, ведет вас, иногда даже против воли. Ваши мысли текут единым непрерывным потоком, подчиняясь медленному ритму его движений…

Очень показательна, в этом смысле, сцена прощания, или вернее сказать – внесценического общения, мастера со зрителями в конце представления. Именно в этот момент удается увидеть эмоциональную связь, что возникла и поддерживалась обеими сторонами во время выступления. Просветленные и восхищенные лица людей, их желание «отдать», компенсировать полученный энергетический заряд. Зрители встают со своих мест, смешиваются с исполнителями на площадке, только что бывшей сценой. И те и другие улыбаются… Худенькая фигурка мастера движется сквозь этот людской лабиринт. На его губах тоже улыбка…