За 40 дней до Гагарина. Баллистический перехват


Противоракета В-1000

Когда мы вспоминаем о гордости за свершения отечественной науки и техники, первое, что приходит в голову, – первый в мире пилотируемый космический полёт.

Но было в нашей истории ещё одно событие, которое, на мой взгляд, как научно-техническое свершение превосходит полёт космонавта №1. К тому же и произошло оно на 39 дней раньше.

Я говорю о первом в мире перехвате боеголовки баллистической ракеты средствами экспериментальной противоракетной системы «А».

Так получилось, что как раз сейчас я размещаю на GUNMAN серию про, так сказать,  первое поколение американских систем противоракетной обороны. А ведь у нас сейчас свой противоракетный юбилей…

Слов нет, успешный космический полёт пилотируемого корабля – это огромное техническое достижение. Но гагаринскому полёту, можно сказать, повезло в том, что он имел просто великое моральное значение: человечество, наконец, оторвалось от поверхности родной планеты. Именно поэтому он приобрёл такое общемировое значение.

Конечно, это была чрезвычайно сложная техническая задача. Но перехват ракеты противоракетой – это, для тех лет, была задача просто невообразимо сложная.

Настолько сложная, что в её решение не верили даже те, кто был заинтересован в постановке этой задачи в практическом плане. Не верили военные, для которых открылся бы – он потом и открылся – целый новый сектор в военном строительстве, с матчастью и личным составом, с должностями и званиями... Не верили руководители страны, которым ох как хорошо было бы козырять такой системой в том, что тогда называли борьбой за мир, – потом и козыряли… Не верили учёные и организаторы науки, и крупнейшие промышленники, на которых пролился бы – потом и пролился – почти несметный ливень бюджетных денег.

Говорили: мы только что, с огромным трудом, научились устойчиво сопровождать на локаторе большие-большие бомбардировщики, летящие со скоростью до 300 м/с, на дальности до 50 км. А тут надо сопровождать маленькую-маленькую головку, летящую со скоростью в десять раз большей, на дальностях в десять раз бОльших…

Не все, конечно, не верили; но спорили до тех пор, пока не вышел крупный учёный в области радиотехники, Григорий Васильевич Кисунько, и не предложил метод трёх дальностей.

Американцы строили свою ПРО на том же принципе, что и противосамолётную оборону: цель облучалась узколучевым локатором, который один и устанавливал её координаты в полярной системе.

Они понимали возможности такого локатора, и потому сразу решили ставить на свои противоракеты ядерные БЧ. Мы уже обсуждали, какая точность нужна для ядерного перехвата. Американская схема её обеспечивала.

Другое дело, что точность точностью… Строго говоря, тогда никто точно не знал, что будет со стратегической боеголовкой, если в километре от неё долбанёт, скажем , 50 Кт. Она очень крепкая, может, и выдержит…

Наши это понимали. Думаю, это было одной из причин того, что у нас сразу взялись за неядерный перехват. Другой причиной было, наверное, то, что стоимость этого дела не могли себе представить даже приблизительно, а потому надеялись сделать систему, которую можно будет ставить и для защиты городов тоже. Да и ядерных зарядов тогда, в середине 1950-х, у нас ещё было не шибко много, нужны были для наступательного оружия. Ну и, наконец, Кисунько же пообещал…

Да, Кисунько пообещал, и он выполнил своё обещание. В 1-м квартале 1956 года выпустили первый эскизный проект экспериментальной системы «А»; в июле 1956-го стали строить полигон Сары-Шаган, летом 1960-го начались комплексные испытания системы, а 4 марта 1961-го ракета В-1000 с обычной, хотя и очень хитроумной, боевой частью сбила ГЧ стратегической (правда, не межконтинентальной) баллистической ракеты Р-12.

…У американцев, как мы знаем, 19 июня 1962 года противоракета «Найк-Зевс» В осуществила перехват МБР «Атлас». Но это был, так сказать, телеметрически-внешнетраекторный перехват: бортовыми и внешними контрольно-измерительными системами было зафиксировано достижение пртоиворакетой зоны поражения ГЧ МБР и своевременная выдача команды на подрыв.
А вот система «А» свою цель именно сбила: разрушила, развалила на куски.

То есть наш успех, без лицемерия, был значительно круче успеха американского, да к тому же значительно раньше. Для достижения этого успеха в короткие сроки была создана, без преувеличения, сверхсистема, которая к тому же управлялась цифровой ЭВМ и была перевязана цифровыми линиями связи. Сложность этой системы, особенно если помнишь, о каких годах идёт речь, и хоть немного понимаешь в предмете, реально поражает воображение.
Я, стремясь хоть как-то показать эту сложность системы, масштаб свершения, очень коротко написал о системе «А»

bwana.ru