НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ. ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА

НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ. ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА.ЦВЕТ ПАПОРОТНИКА

 Жар-цвет, Цвет-Свет (свет, свечение, аура) папоротника; обладает особыми таинственными свойствами, делающими это растение вол­шебным. В старинном травнике о Папоротнике сказано: «Есть трава чёрная Папороть, растёт в лесах, около болот, в мокрых местах; ростом в аршин, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветёт он накануне Купальского дня в пол­ночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти». У Папо­ротника всё не так, как у других растений: и ли­стья диковинные с острыми зубчиками, и размножается он не семе­нами, а спорами. Каж­дый лист, словно птичье крыло, по-древнерус­ски – «папороть», от­сюда и название пошло. Собраны эти листья в красивую розетку.

 Называют ещё Цвет папоротника Перуновым цветом, так как люди думают, что он начинает «рас­цветать» в грозовые Купальские ночи. И при этом разливает такой яркий свет вокруг, как само солнце. А если ли­вень в Купальскую ночь про­шумит, так Папоротник-огнецвет сразу после грозы может распуститься-засветиться – тут уж гляди в оба, не упусти! Так как появляется Цвет-Свет только на короткое время, и всегда по-разному и в разных местах: то блеснёт короткой молнией на одно мгновение, то светит целый час после полуночи, а то и до первых петухов заливает округу призрачным светом. Вот и ищут люди Перунов цвет в короткие летние ночи, пока шумят благодатные грозы: с Купальских дней (летнего солнцестояния) до начала августа – дней Перуна-громовержца.

Много тех людей, кто ищет Цвет Папоротника, но мало кто видит этот волшебный Цвет-Свет, это тоже надо уметь сделать.
А те, кто видят – не всегда знают, как взять его; а те, кто сумел взять – не всегда могут удержать. Совсем не каждому из людей даётся в руки заветный Жар-цвет папоротника. Надо ведь себя победить: лень со страхом одо­леть, от тщеславия да корысти изба­виться, с чувствами своими совладеть и советов умных строго слушаться. Где уж тут простому смерт­ному такое суметь! Охраняют таинственный Цвет-Свет лесные духи и Берегини, стерегут бесы и тёмные нави: напускают туман, сбивают с дороги, вызывают видения, отгоняют хохотом и свистом, хватают за подол и щекочут, могут даже знакомым человеком перекинуться (обратиться), чтобы уговорить вернуться. Все они защищают Перунов цвет от случайного прохожего.

 Если же кто-то, наученный ведающими людьми, смог взять Жар-цвет, он должен все свои силы приложить к его сохранению. Говорят, что нельзя в эти мгно­вения оглядываться по сторонам и выходить за очерченный круг: нужно ждать до утра в молитве, закрыв глаза и прогоняя страх. Или, наоборот, в старых травниках советуется: «Сорвав цветок, сожми его в руке крепко-на­крепко и беги домой без оглядки. Если оглянешься – весь труд про­пал: Жар-цвет исчезнет!».

 Но тот, кто оказался сильнее всех напастей и испил жизненную силу волшебного Цвета (то есть соединил её со своей силой) – словно бы получает часть силы Перуновой, божественной. Такой человек перестаёт бояться бури и грома, не страшны ему огонь и вода, недоступен становится он злому чародейству, может повеле­вать духами Природы (и светлыми, и тёмными). Обладателю Жар-цвета открыва­ются все клады и богатства земли, становится ведомо всё скрытое и тайное, прошлое и будущее, начинает понимать он язык птиц и зве­рей. Считается, что тот, кто носит при себе Цвет папоротника, может де­латься незримым для других и мгновенно перемещаться из одного места в другое. Но и постоянные испытания будут подстерегать этого человека – всегда най­дутся люди и тёмные сущности (нави), которые захотят от­нять Огне­цвет. Только чистые Душой и сильные духом люди могут владеть Цветом папоротника долго и счастливо.

 

 

 «Один крестьянин искал накануне Купальского дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст Папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы лесных духов. Когда крестьянин воротился, домашние слыша его го­лос и не видя его самого, пришли в ужас. Но он разулся и выро­нил цветок – в ту же минуту все его увидали.

С потерею цветка окончилось и его всевидение, и позабыл он места, где не­давно любовался зарытыми сокровищами. Рассказ этот заканчивается и так: к мужику, который сам не понимал, откуда далась ему муд­рость, явился переодетый чёрт, купил у него лапоть и вместе с лаптем унёс и Па­поротников цвет».

                                                    («Энциклопедия русских преданий»)

 

«В ночь на Ивана Купалу (летнее солнцестояние), в глухую темень, выходят из своих шалашиков на болотных кочках маленькие старички-луговички, каждый с пенёк ростом, – на мир по­смотреть. Забредёшь в эту пору и померещится, что кто-то вы­глянул из-за бугорка и спрятался, а чуть поодаль – булькнуло вдруг в омуте. Ждёшь – вот-вот Огоньки-цветы покажутся…

Ходит и ходит вокруг Цветка мужичок с ноготок, борода длинная, зипунишко с деревянными пуговицами, шляпёнка мятая, на ногах сапоги без каблуков. Подпоясан свяслом, каким снопы вяжут, с тугими свисающими вниз пшеничными колосьями. А меж листьев Папоротника, похожих на крылья орла, всё мерцает и мерцает крас­ная почка. Когда наступит полночь, раскроется яркий Цветок, озарит всё вокруг ослепительным светом, и молнии засверкают в ярости. Начнёт тут Папоротник своими лапами махать. Всё машет и машет, будто хочет поймать кого-то. Старики сказывают, то нечис­тая сила в кустах бесится. А ты не бойся. Подойди, сорви, унеси цве­ток с собой. Все тайны земли тебе подвластны станут. И всю жизнь счастлив будешь».

                                 («Когда цветёт папоротник» В.С. Моложавенко)

 

«…Предание приписывает ему цветок серебристого цвета, чрезвычайно блестящий, напоминающий собой огонёк. Цветение продолжается в полночь не более часа. Этот Цвет, по народному верованию, очень полезен тем, кто желает быть умным и богатым…»

                                («Русский народ, его обычаи, обряды предания»)

 

«Лист папоротника так древен,

Продуман так до мелочей,

Он так доносит шум деревьев

Из отдалённейших ночей,

Из непомерного начала,

Из тех хвощей, из тех лесов,

Где речь людская не звучала,

Где зверя был невнятен зов,

Но посмотри, какое диво

Зелёных кружев вплетено

Во всё, что вместе с нами живо

И нам в наследие дано».

(Л. Озеров)