«Вы нас звали в православие, а мы попали в РПЦ»

На модерации Отложенный

 

 

28 ИЮЛЯ 2019 АХИЛЛА

Евгений Сеньшин

Почему вместе с ростом влиятельности РПЦ из нее уходят верующие? Интервью

28 июля — очередное празднование крещения Руси. Прошло более тридцати лет с момента, когда еще в СССР с большим размахом отпраздновали тысячелетие этого события. Тогда многим казалось, что Россия возвращается к своим истокам и вместе с возрождением православия наладится жизнь и в других сферах. Однако сегодня Церковь скорее стала играть роль траблмейкера и поставщика скандальных новостей, которые с азартом распространяют СМИ. Возможно, где-то в глубине церкви и ведется скромная и нравственная жизнь. Но слышно об этом немного. В то же время в среде наиболее просвещенных и деятельных прихожан растет оппозиция церковной иерархии. Верующие все чаще смелее высказываются против начальников РПЦ. Об атмосфере в РПЦ, ее отношениях с властью и о будущем этой организации рассказал в интервью Znak.com бывший священник Волгоградской епархии, а ныне главный редактор сайта Ahilla.ru Алексей Плужников.

«В церкви две партии: помещики и крепостные»

— Как бы вы описали деятельность вашего сайта?

— Наша задача — дать слово тем людям, которых никогда не опубликуют на официальных, «благословленных» РПЦ ресурсах. На «церковных» ресурсах запрещена всякая критика священноначалия, а на светских ресурсах эта критика очень часто неадекватна или поверхностна. Наш ресурс предоставляет слово тем, кто хорошо знает ситуацию в РПЦ изнутри: священникам, монашествующим, прихожанам, семинаристам — как нынешним, так и тем, кто уже распрощался с церковной жизнью.

— Чего вы хотите добиться?

— Добиться мы хотим (и добиваемся) самых базовых вещей — свободы слова и совести, а не прозябания в трепете и «послушании» церковному начальству.

— На ваш взгляд, свобода слова пойдет на пользу такой консервативной и иерархической организации, как РПЦ?

— Хочется в это верить, но иерархам это не понравится.

— Как к вам относится Патриархия? Смотрит сквозь пальцы или есть попытки помешать вашей деятельности?

— Серьезных попыток помешать не было. Но против нас «выкатывали» артиллерию, особенно в первый год нашего существования, в виде статей прирученных публицистов, священников и даже епископов. Но чего-то серьезного пока удалось избежать.

Из реакций епископата можно отметить только единственную здравую озвученную позицию в лице тогдашнего викария Волгоградской епархии, а ныне епископа Переславского Феоктиста (Игумнова). Одна дама спросила викария в Facebook: сможет ли он закрыть «Ахиллу»? На что владыка Феоктист неожиданно разумно ответил:«Нет. А если бы и мог, то не стал бы. Пусть пишут, это их право. Причем конституционное».

— Расскажите, какие «партии», круги и движения есть сегодня внутри в РПЦ? Какое место среди них занимает внутрицерковная оппозиция или диссиденты? Насколько они влиятельны?

— Вы знаете, я не слишком верю в партии и круги — скорее, можно разделить в РПЦ людей на тех, у кого есть все (власть, деньги, положение), это епископат и их ближайшая обслуга, и всех остальных, которые, конечно, могут делиться на всякие течения по самым разным способам классификации, но это не так принципиально, как указанное выше. Две партии — те, кто решает, и те, от кого практически ничего не зависит, кроме того, что они должны кормить первых и слушаться их. То есть помещики и крепостные.

— Если я вас правильно понимаю, то себя и своих единомышленников вы относите к партии «крепостных»?

— Редакцию «Ахиллы», состоящую из двух человек — меня и журналиста Ксении Волянской — я могу причислить к свободным людям. Мы ушли из РПЦ и смотрим на ситуацию уже несколько со стороны. А большинство наших авторов, помимо уже «вышедших», как и мы, на свободу, — да, можно условно причислить к «крепостным», которые пока не находят сил впрямую бунтовать против своих господ или хотя бы сказать им правду в лицо, но находят отдушину, публикуясь на нашем сайте и читая его материалы.

 

Алексей Плужников

Алексей Плужников

«Реальных прихожан не более 1% населения»

— Нередко от разных представителей церкви, когда идут упреки в том, что иерархи сребролюбивы, заносчивы, порочны и так далее, можно услышать такое оправдание: церковь — это не только иерархи, это все сообщество, и там есть разные люди. И вообще, церковь несовершенна, поскольку несовершенно наше общество. Но насколько убедителен такой аргумент при условии, что церковь претендует на роль пастыря и авторитета для общества?

— В этом вопросе под словом «церковь» смешаны самые разные понятия. Надо их четко развести, чтобы не путаться в определениях и выводах.

Когда в светских СМИ говорят: «церковь хочет», «церковь претендует», «церковь заявила» и подобное, то имеется в виду чаще всего, что патриарх Кирилл, или какой-то митрополит-чиновник из патриархии, или какой-то священник-спикер что-то сказал или на что-то стал претендовать. Может быть (и так часто бывает), эти люди действительно считают себя представителями всей РПЦ, имеющими право говорить от ее лица.

Это так же, как и в государстве: является ли Россией президент? Или Дума, или правительство, или какой-то местный чиновник, или оппозиционный политик? Нет, не являются, хотя и могут представлять — плохо или хорошо — интересы государства РФ (но не всей России) в каких-то внешних или внутренних отношениях.

В РПЦ, как и в РФ, массу, базис составляет простой народ — обычные прихожане и обычные священники, которые ходят в храмы, молятся там, служат, делают свои мелкие добрые или не очень дела. Вот не стоит их РПЦ смешивать с РПЦ священноначальников — патриарха, архиереев. Тогда будет легче выстроить свое отношение: о какой именно из двух РПЦ идет речь в том или ином случае.

— А сами начальники согласны с таким делением? Почему от них нигде не услышишь такого понимания церкви?

— Нет, сами начальники категорически с подобным разделением на две части не согласны, по крайней мере, публично. Публично, в проповедях и СМИ, они «смиренно» рассказывают о своем «глубинном» единстве с церковным православным народом, мол, мы одна Церковь — и клир, и миряне, — поэтому мы должны хранить наше единство, чтобы перед лицом врагов, ополчившихся на нас с Запада и из Стамбула… Ну, примерно все то же, что и в государстве проповедуют.

А на деле начальники цинично и прямо так и говорят своим подчиненным, простым священникам: «я — всё, вы — никто! Церковь — это армия, я — генерал, вы — говно!» Может, не всегда этими словами, но ведут себя ровно в соответствии с подобным подходом.

— На ваш взгляд, какое сегодня реальное количество прихожан у РПЦ?

— Патриарх Кирилл уверен, что у него в РПЦ 150 млн человек по всему миру. Я же брал статистику МВД по посещению храмов на Рождество в этом году, и из этой статистики выходит, что в России реальных прихожан не более 1-1,5 млн человек, то есть не более 1% населения.

Количество прихожан держится довольно давно на одном уровне, храмов строится все больше, но прихожане просто «размазываются» по ним, и создается обманчивое впечатление, что и новые храмы наполняются. Просто люди раньше ездили в храм на автобусе, а как появился в их районе поближе, то они и перешли в него.

— Как вы думаете, есть шансы, что эта цифра будет расти?

— Прогнозы не люблю, но думается, что эта цифра будет держаться еще долго — 1-2% от населения РФ.

— Не густо для «главной» религии России. И уж тем более не повод называть Россию православной страной. А почему за почти 30 лет с момента «возрождения» православия эта цифра застыла? Ведь наверняка церковные иерархи мечтали привести в лоно церкви всю Россию, как это было в былые монархические времена. Не зря же и праздник называется «Крещение Руси».

— Мечта была и есть до сих пор. Но если в девяностые народ хлынул в церковь и стал интересоваться духовностью, то за тридцать лет уже «накушался», рассмотрел хорошенько, чего стоит это «возрождение», и все чаще говорит: спасибо, унесите, не вкусно.

Сейчас патриархия, скорее, не Россию хочет привести в церковь, а церковь ввести во все возможные «щели» России: впихнуться нагло в образование, армию, культуру, рулить обществом, указывать, какие постановки в театре ставить, какие кресты рисовать или не рисовать на асфальте, отбирать скверы у горожан и прочее. И народ уже просто тошнит от подобной нахрапистости.

— На ваш взгляд, испытывает ли сегодня молодежь интерес к православию? Чем может закончиться ситуация взаимного отторжения: церкви и молодежи?

— Я считаю, что проблема «церковь и молодежь» надуманна. Во все века молодежь мало интересовалась церковной, духовной жизнью, а предпочитала «молодецкие» забавы и утехи, учебу и устроение личной жизни, поиск работы и подобное.

А вот в среднем возрасте, когда уже есть дети, накопилось проблем, люди, особенно женщины, начинают приходить в храмы за утешением, поддержкой — к священникам и Богу. Ну, а в старости количество таковых резко увеличивается, потому что смерть не за горами и надо «подготовиться», хотя бы и «на всякий случай».

И во все времена есть те, кто очень горячо интересуется религиозной жизнью и приходит в церковь в молодости. Конечно, нынешнюю молодежь часто отталкивает образ жизни духовенства, скандалы вокруг патриарха Кирилла, но если знать историю, то духовное сословие и в прошлые века не отличалось в массе высотой образа жизни, и люди это видели. Так что ничего особо нового в нынешней церковной жизни нет, единственно — информация разлетается быстро, благодаря интернету.

«Отсылай нужное количество денег наверх — все, этого достаточно»

— От «православного диссидента» Сергея Чапнина мне довелось слышать, что «среди сотен епископов РПЦ нет ни богословов, ни ярких проповедников». Что касается молодых епископов, то он добавил: «очевидно, что молодой епископат РПЦ достаточно инфантилен, в целом предан патриарху Кириллу, малообразован и не умен». То есть их качество в плане образования и интеллекта низкое. Так ли это?

— Я не могу отвечать за всех бесчисленных уже епископов, но просто надо учесть главное: для епископа не важны такие качества, как ум, честь и совесть, тем более проповеднические или богословские таланты. Будь во всем «за», расточай одобрение политике партии-патриархии и лично патриарху Кириллу, отсылай нужное количество денег наверх — все, этого достаточно.

Поэтому и попадают наверх соответствующие граждане.

— Но как же церковь с такой верхушкой может претендовать на роль морального авторитета в обществе?

— Вот люди все больше и видят: никак не может, начиная с самого «святейшего» — патриарха Кирилла, от которого десять лет назад ждали многого, ну и получили много, вот только совсем не то, чего ждали. Получили наглость, жадность, стремление к абсолютной власти, скандальность, несоответствие слов делам. И среди епископата такого более чем достаточно.

— На своем сайте вы много критикуете известных проповедников РПЦ: Смирнова, Чаплина, Ткачева и многих других. Хорошо, а кто взамен? Кого можно почитать и послушать, чтобы изменить свое мнение об РПЦ?

— Тут опять вопрос: как именно изменить мнение об РПЦ? Никакой, даже самый умный и замечательный священник-проповедник никак не изменит того, что делают патриарх Кирилл и его присные. В этом беда всех хороших современных священников, миссионеров — они привлекают людей красотой православия через свои проповеди, книги, лекции, а приходят люди в фактическую жизнь приходов РПЦ, где часто встречаются не с красотой и любовью, а с совсем другими вещами — хапужничеством, грубостью, глупостью, унижением, требованием отключать свой разум и безоговорочно слушаться полубезумных «старцев»…

А если человек еще глубже узнает внутреннюю епархиальную и патриархийную кухню в РПЦ, то еще больше разочаруется, поняв, что там вообще порой места Христу не осталось.

Есть умные медийные священники, они всем известны — отец Георгий Митрофанов, отец Петр Мещеринов, отец Алексий Уминский; есть и другие, менее известные, но они не могут публично до конца сказать все, что могли бы и хотели сказать, всегда включается самоцензура, потому что знают, что иначе включат цензуру сверху, а то и «инквизицию» подгонят.

Некоторые люди, когда уходят из РПЦ, бывает, что и обвиняют этих умных проповедников: вот вы нас звали в православие, а мы попали в итоге в РПЦ! Поэтому теперь плюем под ноги вам и уходим совсем и из РПЦ, и из православия.

«Русское православие несет в себе балласт политической идеологии»

— Один из главных вопросов, который волнует интеллигенцию как воцерковленную, так и за пределами церкви: способна ли РПЦ на модернизацию? Если да, то при каких условиях?

— Думаю, нет. Что-либо похожее на «модернизацию» может появиться только при новых гонениях на церковь или хотя бы при абсолютной индифферентности власти к РПЦ на всех уровнях. Когда придется рассчитывать только на себя, тогда, может быть, и то не наверняка, могут быть какие-то изменения. Пока же руководство РПЦ будет притираться к любой власти, какая бы ни стояла у кормила, ничего не изменится.

— Куда девать ту церковную общественность, которая формируется вокруг таких порталов, как ruskline.ru, или таких церковных деятелей, как схиигумен Сергий (Романов), о котором писал ваш портал? Если вдруг будет модернизация, то размежевание с ними станет неизбежным?

— Такие, как схиигумен Сергий, будут всегда, потому что в народе есть запрос на подобный тип «духовности», это не вылечить никакими модернизациями. Тем более это будет, потому что подобные «старцы» умеют вовремя заносить конвертики в епархиальное управление и дружить с нужными людьми во власти и бизнесе. «Модернизация» была бы тогда, когда архиереи сами бы реально заботились о том, чтобы паства не подпадала под влияние таких полусумасшедших деятелей.

Порталы, СМИ же пусть будут любые: свобода слова — это хорошо и правильно, и гарантировано Конституцией.

— То есть размежевание неизбежно или вы согласны на некое примирение с ними?

— Размежевание и сейчас максимально, дальше уже некуда. Никакого примирения не предвидится, потому что это не пересекающиеся реальности. Но свобода слова для СМИ должна соблюдаться.

— Такие, как схиигумен Сергий, ведь не сами все придумывают, а опираются на святоотеческую литературу. Отсюда вопрос: несет ли русское православие некую политическую идеологию? Или идеология в православии — это некие издержки и отклонения?

— Вот именно такие, как этот Сергий, придумывают все или сами, или берут из таких же нелепых, «апокалиптичных» источников. Опираться на «святоотеческую литературу» невозможно, это такой огромный пласт книг, имен, мнений и направлений, что в этом и самые умные богословы с трудом разбираются, не говоря уже о таких малограмотных личностях, как Сергий Романов.

Но русское православие действительно несет в себе большой балласт политической идеологии, во многом взятый из Византии, но преображенный на русской почве. Это так называемая «симфония» с властью, которая на деле являлась и является до сих пор на Руси всегда полным подчинением церкви государству. А для народа это выливалось в простую поговорку: «Бог на небе, царь на земле» — вот кого надо слушаться, ну, а всех прочих можно драть на конюшне, даже священников (что на Руси многие века вполне практиковалось).

— Возможно ли ввести элементы демократии в РПЦ, как в ряде протестантских организаций?

— Демократизация в РПЦ — это, для начала, свобода слова, без страха, что тебя накажут, выгонят, лишат сана, заткнут другим способом твои священноначальники. Будет это — будет и другое, которое естественным образом может развиться из свободы слова. Но может свобода слова и пойти по пути протестантских организаций — и в итоге РПЦ расколется на сотни частей. Но я не верю ни в один из вариантов, думаю, все в РПЦ будет, как было тысячу лет.

— Мы говорим о возможном обновлении церкви. Как говорит бывший прихожанин РПЦ, а ныне ведущий антиклерикал страны Александр Невзоров, РПЦ никогда и не знала, что значит существовать самостоятельно, вне симфонии с властью. Вопрос: сможет ли РПЦ быть просто одной из многих общественных религиозных организаций и жить только на пожертвования прихожан, а не на бюджетные деньги?

— Смотря какая РПЦ. РПЦ, избавленная от тотальной власти патриархии и епископов-феодалов, вполне смогла бы обойтись средствами прихожан, скромно бы жили и Богу служили. Но РПЦ патриархов, синодов, заводов «Софрино», всей махины епархиальных управлений, архиерейской челяди, всяких отделов, комиссий и прочей консистории — им, конечно, трудно выдюжить без мощных денежных вливаний. Но вот поэтому и не будет никакого обновления.

— То есть нет смысла помышлять о том, что церковь как-то изменится после завершения периода режима Владимира Путина?

— Нет никакой особой РПЦ при путинизме, РПЦ всегда была при власти, просто будет другой правитель, и при нем РПЦ будет играть по тем правилам, какие предложат, но принцип не изменится.

«Любую организованность в низах обязательно прижмут к ногтю»

— От ряда православных публицистов мне доводилось слышать мысль о том, что в церкви распространяются сетевые связи, помимо церковной иерархии. Насколько может православное сообщество существовать за рамками церкви: в социальных сетях, на кухнях, в клубах и так далее? Это не будет уходом в ересь?

— А как связаны кухня и ересь? На кухне посидели, пообщались, излили душу, отругали начальников — и обратно, тащить лямку. Ничему, кроме кухонных посиделок и сетевой болтовни, желательно подзамочной, не выжить, любую организованность в низах обязательно прижмут к ногтю. Потому что в РПЦ верхов есть только одна ересь, которую невыносимо терпеть, — это непослушание начальству.

— Меня всегда интересовал вопрос: многие православные критикуют церковное начальство, не приемлют его политику, его сребролюбие и так далее, но тем не менее они все равно остаются в РПЦ. В конце концов, на все воля божья. Если так сложилось, значит, видимо, так надо свыше. Что мешает создать свою церковь или уйти в альтернативное православие? Зачем нужно держаться именно за официальную РПЦ?

— Многие воспитаны так, что создание «своей» или уход в «альтернативную» церковь — это раскол, это недопустимо. Путь создания своих церквей — это путь бесконечного дробления на самых-пресамых «истинных», на множество мелких секточек.

Если бы в России была возможность конкуренции православных Церквей, как в Европе или в США, то была бы другая ситуация, где прихожане могли бы ногами проголосовать и уйти в более приличную церковную структуру. А в условиях тотальной монополии РПЦ это нереально.

В итоге многие просто уходят из РПЦ совсем, порывают с православием, или переходят в католицизм, например, если не хотят совсем уходить из христианства.

Другие довольно здраво думают, что Церковь вечна, а временные трудности, плохие патриархи и даже Путин — преходящи. Терпели же люди татаро-монгольское иго, терпели советскую власть, терпят и сейчас. Кто-то эмигрирует, кто-то надеется на лучшее или на «Божью волю».

— На ваш взгляд, зачем сегодня режим поддерживает РПЦ? Годы сотрудничества показали, что РПЦ не способна решить многих прагматических задач режима. Это касается и ситуации на Украине, и даже ситуации с тем же сквером в Екатеринбурге. Ее саму нужно поддерживать, и уж сомнительно, что она способна помочь государству проводить в общество свои задачи. Или вы иного мнения?

— Для любой власти естественно поддерживать и поддерживаться крупными социальными институтами. Тем более РПЦ все последние тридцать лет «возрождалась», набирала мощь, строила храмы, вроде как вела миссию. Правда, с каждым днем все больше видна ее дутость, и власть поэтому уже менее охотно идет на поводу у РПЦ во всех вопросах. Вот и в Екатеринбурге РПЦ пришлось умыться и «ради мира» (правда, после серии проклятий и обзываний) сдать назад, потому что Путин слегка прицыкнул на них.

Но пока в государстве развивается тренд на патриотизм, «скрепы», духовность, «русский мир» и милитаризм — РПЦ будет выполнять часть своей задачи, хоть и не всегда качественно.

— Сегодня Россия находится в режиме ожиданий неких политических изменений или даже потрясений. Скажите, если вдруг начнутся события, связанные с попыткой сменить режим, как поведет себя РПЦ, как будут вести себя церковные «партии» и так далее? И как нужно вести себя православным с вашей точки зрения?

— РПЦ поведет себя ровно так же, как сто лет назад: присмотрится к тому, кто побеждает, и выразит свою полную лояльность — хоть монарху, хоть «временному правительству», хоть самым оголтелым «большевикам». Ну, или быстренько переиграет, если победит внезапно другой. Но соблюдет свой главный принцип: «несть власти не от Бога, и нам с ней рядышком тепло».

— В России в очередной раз отмечается праздник крещения Руси. Что он означает для вас, исходя из нынешних реалий?

— Для меня эта дата ничего не значит. Вместо того чтобы праздновать то, как князь Владимир загнал народ в Днепр, потому что ему было выгодно рулить единым народом под одной удобной религией, лучше бы РПЦ начала праздновать День Конституции — только не парадами-крестными ходами и не речами с высоких трибун, а реальным участием в исполнении и поддержке прав и свобод граждан и принуждением власти к тому же. Хотя бы своим авторитетным словом. Но это лишь беспочвенные мечты.