Ближневосточный пасьянс
Длительные, можно сказать многолетние, и хорошо оплачиваемые, размышления аналитиков разных международных организаций, и компетентных, как ЦРУ, и полу компетентных, как РЭНД, или аналитические отделы Госдепа США, или Форин офис в Британии, не говоря уже о таких совсем не компетентных организациях, как ФСБ, привели к тому, что, как всегда, «зима» – в данном случае социальная дестабилизация в арабских странах, «подкралась не заметно».
Было очень забавно наблюдать последнее время массу, с позволения сказать, аналитического материала, в котором, на первых порах, присутствовали элементы явного политического шока – высказывания Обамы, Клинтон, и европейских чинов уже второго ранга, так и взаимные упрёки, компетентных и полу, ответственных лиц, чьей служебной обязанностью было предоставление политическим лидерам упреждающих прогнозов по арабскому миру.
Ещё более интересными и забавными стали «аналитические» статьи межнационального «аналитического» альянса разных журналистов, в которых, на полном серьёзе, рассматривались революционные изменения на планете, позволившие, как любят называть их в России – «ПИНДОСАМ» организовать революции в арабском мире с помощью интернета, фэйсбука и гугла.
И , в этой связи, услышать, как, с помощью этих инструментов, США собираются переформатировать Ближний Восток.
Всё это было очень и интересно и познавательно, что, собственно, настолько расширило мой кругозор, что я решил составить пасьянс наших ближне (и дальне) восточных перспектив, применительно к опасениям, что ЦРУ, а также ФСБ, Сигуранца и Интелледжинс сервис, до того доведут наш регион, что сумеют сохранить над ним полный геополитический контроль, увеличив, тем самым, стратегические риски для Израиля.
Именно опасения такого рода, очень стимулированные недавней панической статьёй в Гаарец – «США бездумно отдают Ближний Восток под контроль Ирану,» и вынудила меня к этому окончательно. Итак:
Сначала конспективно рассмотрим регион к западу от Египта – Ливия, Тунис, Алжир, Марокко.
Эти страны, в течение всего периода арабо-израильского конфликта, всегда были только статистами – игроками второго плана, не оказывавшими хоть сколько-то заметного влияния на единственно важную составляющую конфликта – силовую.
Их роль сводилась только к дипломатической и финансовой составляющей этого процесса.
С учётом этого обстоятельства, их социальная дестабилизация интересна мне только в одном аспекте, как чисто инфекционный процесс, который перекидывается на другие арабские страны, что прекрасно подтвердили события в Тунисе, давшие такой результат и в Египте, и в других арабских странах.
Поскольку Алжир, Ливия, Тунис и Марокко входят в зону особого интереса Франции, Испании и Италии, лично я полагаю, что перечисленные европейские интересанты приложат все силы, для социальной стабилизации этих арабских стран в ближайшей время, поскольку и Ливия, и Алжир располагают необходимыми для этого финансовыми возможностями.
На мой личный взгляд, такое развитие событий, в этом регионе, никакой угрозы для Израиля не представляет. Пусть у Испании, Франции и Италии «голова болит».
Теперь надо разложить карты по странам, представляющих для Израиля зону реального интереса – Египта, Иордании, Сирии и Саудовской Аравии, с учётом относительного, в связи со случившимися событиями, усиления двух ключевых региональных игроков – Турции и Ирана.
Посмотрим сначала Египет – замечательная революция социально обречённых людей, поскольку нет никакой реальной возможности, даже в перспективе, изменить несоответствие между ежегодно прибывающей на рынок труда массой новых рабочих рук и поглощающей способности рынка труда в Египте – разница ЕЖЕГОДНО составляет, по самым скромным оценкам, 1, 0 -1,1 млн. чел., привела к тому, что Египет потерял уже свой политический капитал, как во всём арабском мире, так и на мировой арене, поскольку прогнозы его дальнейшего политического развития могут вселить «демократические» иллюзии только деградирующим политическим элитам ЕС и, зашореному своим исламо-социализмом, Обаме.
Реальность выглядит иначе – невозможность создать экономику, способную абсорбировать демографический рост, вынудит ЛЮБУЮ новую власть страны на путь радикализации общества, с поползновениями на обычный путь таких режимов, в таких условиях – внешнюю агрессивность.
Поскольку политическая реальность нашего региона исключает возможность нахождения внешнего врага в Турции, Иране, или других странах арабского мира, мы обязаны понимать, что реальным врагом – причиной всех бед арабского народа Египта, будет снова назван Израиль, со всеми вытекающими последствиями.
Исходя из этого тезиса, рационально мыслящим политическим силам Израиля, надо исходить из следующих соображений – мы должны понимать, что возобновляющиеся в городах Египта массовые общественные проявления с требованием отставки ключевых министров нового правительства, в условиях не способности армии (на фоне последствий в Ливии), применить силу масштабно, приведёт к деморализации египетской армии на уровне рядового и младшего командного состава, что вполне может ускорить приход к власти ещё менее политически адекватных персоналий.
Таким образом, мы вправе ожидать действий Египта, направленных на фактическое расторжение мирного договора между Египтом и Израилем, без официального заявления о его расторжении.
Нашим реалистически мыслящим политическим силам, естественно, я не включаю сюда Кадиму – партию БЕЗ ПРОГРАММЫ, остатки Аводы, или, тем более, Мерец, следует осознать необходимость установления «красных линий» фактического нарушения Египтом условий мирного договора, после нарушения которых Израиль будет просто обязан осуществить действия по окончательному уже возвращению на Синай, поскольку допущение массированного развертывания на полуострове тяжёлых египетских соединений будет преступлением против Израиля.
Следует указать, что на то обстоятельство, что такие действия Израиль будет просто обязан предпринять, не учитывая никакие возражения США, или ЕС, поскольку ФАКТИЧЕСКОЕ нарушение условий договора Египтом будет ДОСТАТОЧНЫМ юридическим обоснованием для его денонсации Израилем.
Теперь Сирия – эта страна, сумевшая, к чести Башара Ассада, не допустить такого развития событий, как в Тунисе, или Египте, является второй, после Египта, обладающей возможностью контактных агрессивных действий высокой интенсивности против Израиля.
Достаточно плачевное состояние сирийской экономики и, как следствие, её вооружённых сил, не меняют того факта, что, при отсутствии в арабской ментальности способности к адекватной оценке обстановки, Сирия способна осуществить действия того же уровня глупости, которые были совершены Иорданией в 1967 году.
На сегодняшний день, Сирия, потерявшая из-за неадекватности политики США свои позиции в Ливане, что и привело Израиль ко второй ливанской войне, имеет в своём политическом активе улучшившиеся отношения с Турцией, помимо налаженных связей с Ираном.
Если учесть, что такой актив имеет место на фоне всё увеличивающихся в регионе сомнений об адекватности и надёжности США, как стратегического союзника, что проявилось в прямом предательстве и США и ЕС, как тунисского, так и египетского президентов, причём предательства не только политического, но, также, и экономического, что выразилось в поспешном замораживании финансовых средств, и в прямом отказе в возможности найти убежище в странах ЕС, или США, следует помнить, что эти обстоятельства одновременно снизили возможность саудовцев проецировать своё влияние на Сирию, что является фактором дополнительного ОТНОСИТЕЛЬНОГО увеличения значимости для Сирии её отношений с Турцией и Ираном.
Таким образом, Израиль должен рассматривать официально присоединённые к нему Голанские высоты, как главный военно-стратегический капитал, снижающий возможность неожиданного развития событий на северной границе Израиля.
Данное обстоятельство должно полностью исключить из лексикона наших политиков каких-либо разговоров об отступлении с высот. Если окружающий исламский мир не осознает НЕОБРАТИМОСТИ действий Израиля, только наши премьер-министры будут виновниками БЕСКОНЕЧНОСТИ арабо-израильского конфликта.
Заканчивая «расклад пасьянса» по Сирии, необходимо указать, что сама Сирия, без опоры на Египет, или Турцию, на прямой масштабный конфликт с Израилем пойдёт вряд ли, даже в случае давления на неё со стороны Ирана, поскольку Иран не способен взаимодействовать с Сирией на сухопутном фронте.
Правда, памятуя уровень арабской не адекватности, от них можно ожидать любой глупости. К сожалению, надеяться сразу на две вещи, что нашему политическому бомонду придёт в голову ряд идей, которые могли бы дать Сирии новые перспективы, ВНЕ связи с Голанами, и на то, что Асаду удастся интеллектуально подняться над самим собой, чтобы увидеть эти «другие» перспективы, просто не приходится.
Ливан – В связи с тем, что идиотизм политики США и Франции, базировавшийся на сомнительных коммерческих соображениях, привёл к удалению оттуда Сирии, что и привело ко второй ливанской, там сложилась патовая ситуация, не оставляющая стране никаких шансов на стабильность, следствием чего является постоянная возможность дестабилизирующих действий Хизбаллы по командам из Ирана.
Теперь необходимо рассмотреть перспективы на Аравийском полуострове – собственно Аравию и Йемен
Саудовская Аравия, БЕЗУСЛОВНО, располагает всеми необходимыми возможностями, в отличие от Египта, для «покупки» социальной стабильности в королевстве, благодаря фактически неисчерпаемым финансовым возможностям.
В этой связи оснований рассчитывать, что КСА сойдёт со своей «тропы» – попытки «дожать» Израиль своими «мирными» инициативами через фигуры влияния в США и ЕС, и через институты ООН, где саудовцы обладают большим числом «голосов», чем, даже, США, Израилю не приходится.
Есть, правда основания предполагать некоторое снижение чисто финансовых возможностей королевства по финансовой поддержке Египта и Иордании, в связи с тем, что «покупка» социальной стабильности в собственном королевстве стоит достаточно дорого.
Это же обстоятельство одновременно снижает потенциал Саудовской Аравии в противостоянии с Ираном, и всё более усиливающимся в арабском мире влиянием Турции.
Наиболее важным фактором, способным снизить антиизраильский потенциал саудовцев, является неизбежная социальная дестабилизация в «ахилессовой пяте» полуострова – Йемене, которая приведёт к снижению саудовского потенциала не только на израильском направлении, но, также, в способности саудовцев противостоять негативному для суннитов развитию событий в Ираке, после окончательного вывода оттуда американских войск.
Рассмотрение складывающейся региональной ситуации необходимо завершить государством палестинских арабов, созданным Англией на территории подмандатной Палестины ещё в 1922 году – Иорданией.
Социальная стабильность в этой стране, по причинам внутреннего характера – экономические и демографические показатели, уже давно бы была разрушена, если бы все международные интересанты – Англия, США, Саудовская Аравия не предпринимали всех возможных мер для сохранения в этой стране статус кво.
Таким образом, финансовые вливания международных спонсоров, возможно, дадут сохранить стабильность страны, в случае, если негативные социально-демографические явления в других странах региона – Сирии и Ираке, в первую очередь, не разбалансируют региональную ситуацию вообще.
В случае же негативного сценария в Иордании, Израиль встанет перед необходимостью вообще снять с повестки дня вопрос о создании на территории Эрец Исраэль второго палестинского государства.
Меняя масштаб рассмотрения вопроса с «по-странам», на региональный, необходимо рассмотреть действия внешних, системных, игроков на этом «поле» – США, ЕС, России, Китая, Турции и Ирана.
Совокупное геополитическое ослабление США и ЕС, плюс интеллектуальная деградация элит этих игроков, наблюдаемое настолько, что запаниковала газета Гаарец, позволяет Израилю, даже при том, что впадающие от развития событий в истерику, активные антиизраильские силы этих игроков будут, как это не удивительно, усиливать давление на Израиль для ускорения создания мертворождённого второго государства палестинских арабов, позволяет Израилю просто игнорировать это давление, поскольку США и ЕС увязшие в Ираке, Афганистане, и сейчас увязающие в событиях в арабских странах, уже просто НЕ СПОСОБНЫ к такому уровню давления на нашу страну, какая была у них в 1991 году.
Более важным практически, представляется учёт потенциальных опций двух других игроков – Турции и Ирана.
Самостоятельные действия этих стран, особенно Турции, составляют в нашем регионе уже РЕАЛЬНО конкурентную основу стратегическим интересам и ЕС, и США, поскольку, в связи с реальным экономическим, следовательно и военным, усилением Турции, эта страна может дать соскальзывающим в социальный хаос арабским странам, более приемлемые для них ментально альтернативы.
Такое развитие событий, безусловно, очень опасно для Израиля, в случае, если процесс перехода Турции к рецидиву «имперского» мышления приведёт к созданию реальных предпосылок для прямого участия Турции в войне против Израиля на стороне арабских стран.
Существующая теоретически, такой сценарий будет возможен только в случае, если Турция полностью выйдет из НАТО, или наиболее дееспособные арабские страны – Египет и Сирия, сохранят социальную управляемость и силовую дееспособность.
Ближайшие 3-5 лет покажут степень вероятности такого сценария. Рассматривая его вероятность, следует учитывать, что Иран приложит все усилия, ради сохранения своего способа существования, для создания конфликтов, снижающих, и без того весьма малые, возможности США для дезинтеграции иранского режима. Следует указать, как правильно сообщила Гаарец, что сами США, своими безумными действиями, создали все условия для регионального усиления Ирана.
Возможности ослабления нового «имперского» импульса Турции находятся в зоне усиления глобального экономического кризиса, роста стоимости энергоносителей, и демографических факторов собственно Турции. С учётом перспектив развития процесса обретения курдами государственности.
Снижение агрессивности Ирана в следствии роста демографического давления, мало вероятно, в связи с продемонстрированной способностью режима гасить волнения любым способом.
Рассмотрение возможностей РФ и КНР позволяет сделать утверждение, что политика России в нашем регионе, будет, как и прежде, страдать двуличностью, как по причинам ментальных характеристик новой русской «элиты», так и по причинам того, что Россия до сих пор пытается усидеть сразу, не то, что на «двух стульях», а, как минимум, сразу на четырёх.
Главное, в сегодняшних реалиях, то, что прямое участие России в силовых действиях против Израиля, как это было в 1973 году, мало вероятно. Не те уже возможности.
Китай – ситуация настолько конъюнктурна, что прогнозировать политическую составляющую действий Китая крайне трудно. Можно только констатировать невозможность, в среднесрочной перспективе, прямого силового вмешательства в нашем регионе.
Выходя на «финишную прямую составления ближневосточного пасьянса, следует отметить следующие факторы – негативные демографические процессы в арабских странах приняли не обратимый характер, что, в средне и долгосрочной перспективе, гарантирует нарастание социального хаоса. Как бы не «баюкали» себя надеждами, потерявшие связь с реальностью политические элиты США и ЕС, и их «аналитические» центры.
Данный факт, уже сам по себе, вполне положителен для Израиля, поскольку арабские страны, в случае достижения ими ситуации типа ливанской, полностью перестанут быть опасны для Израиля стратегически.
«Имперский» импульс Турции, в этом случае, будет носить значительно менее опасный для Израиля характер.
Таким образом, всякие прогнозы что наших, что западных «радетелей» Израиля, что складывающаяся в регионе ситуация катастрофична для Израиля, не подтверждается фактами.
Состояние «неустойчивости», в котором находится сейчас наш регион, как раз представляет большую «свободу рук» и вариантов именно Израилю, как стране единственно сохраняющей в нашем регионе социальную, экономическую и силовую управляемость.
Эдмонд Сарно.
26.02.11.
Материал прислан автором
Комментарии
Можно было ограничиться заголовком.